Девятый всадник-2. Глава 1

CR
Декабрь 1819 года, Лондон
  Меня часто спрашивают, узнав, как я начал свое восхождение к власти и каким государем был я наиболее обласкан  - «Действительно ли император Павел был безумцем?» Что за наивность задавать такие вопросы — будто бы я отвечу правду, как она есть! Но, впрочем, кажется, задающие и не предполагают, что я скажу нечто убедительное.
   Мой ответ обычно звучит довольно подробно, так, что ни у кого не хватает сил дослушать его до конца. Потому как сказать «да, Россией пять последних лет прошлого столетия правил сумасшедший» было бы слишком опрометчиво, но и начать уверять собеседников в том, что Государь был совершенно здоров и трезвомыслящ, я бы тоже поостерегся. Приходится выбирать нечто среднее, а людям, как правило, неинтересны оговорки, им нужно черное или белое, без полутонов. Жизнь же гораздо сложнее.
     Сейчас, когда мы похоронили другого , на сей раз, истинного безумца, являвшегося, пусть и номинально, королем (имеется в виду король Георг III, за которого правил принц-регент — прим. автора), будет уместным мне написать о том, как игры разума власть предержащих влияют на них самих.
   Итак, в сугубо медицинском плане Павел Петрович безумцем не был, в отличие, например, от покойного короля Георга, чья душевная болезнь явилась следствием физического состояния. Его разум угасал вслед за угасанием тела. Кроме того,  истинные душевнобольные часто проявляют слабость в логических суждениях, их поступки нелепы и странны для каждого. Скажу честно — решения нашего покойного государя были хотя и скоропалительны, и неожиданны, но в них была своя, пусть и извращенная, логика. Он просто хотел уничтожить инакомыслие, как его видел. А видел он его повсюду. Это называют безумием, но стоит вспомнить, как он кончил, что все его ночные кошмары, в конце концов, сбылись, как окажется — нисколько это не безумие, это называется тиранией. А тиран и сумасшедший — это далеко не одно и то же. Об этом я тоже когда-то говорил с графом Строгановым, и тот произнес, что полагает тиранию родом опасного безумия, на что я отвечал, что, напротив, каждый человек несет в себе зародыши деспота, но не всем дается власть в той мере, в которой ее можно проявить.  Стремление к деспотии может быть умерено лишь просвещением, но с ним, как всегда, возникают большие проблемы.
    Так вот, с точки зрения Поля Строганова, его царственный тезка был никем иным, как сумасшедшим. С моей точки зрения, он был обычным деспотом, хотя и не безнадежным. От природы он был добр и благороден, и мне часто казалось, что, родись он лет на 500 ранее, да и не в России, а, скажем, во Франции или Британии, то из него бы получился государь-рыцарь, вроде Ричарда Львиное Сердце или Людовика Святого, милость, щедрость и набожность которого прославляли бы в балладах. Павел Петрович и сам это чувствовал, отсюда его желание взять под свой протекторат госпитальеров, более того — сделаться их Магистром, отсюда его живой интерес к нам, рыцарям современности, желание пройти Посвящение, от которого его еле отговорили, отсюда его склонность к мистицизму, строительство замков, белый супервест с алым подбоем за спиной... Но условия, в которых он воспитывался — постоянное пренебрежение матери, считавшей его копией своего отца, интриги, жертвой которых он часто оказывался, унижения, через которые он проходил — сделали покойного государя таким, каким он стал. Само благородство его и желание изменить жизнь в России к лучшему обернулось жестокой деспотией, главной жертвой которой пал он сам. Но стоит ли называть деспотию безумством? На этот вопрос нет однозначного ответа, и в споре со Строгановым мы остались каждый при своем мнении.
     Другой вопрос: «А как же вы стали его любимцем?» мне редко кто осмеливается задать. Обычно все думают, что и так знают ответ: тираны — и сумасшедшие - часто приближают к себе случайных людей, которых полагают по какой-то своей причудливой логике преданными и способными. Гатчинский сержант Аракчеев, брадобрей Кутайсов, актриса Шевалье, на шабашах Директории представавшая Богиней Разума, Растопчин, Безбородько, многие другие — в эту разношерстную компанию я, юный сын царской няньки, вписывался как нельзя лучше, и мое повышение стало одним из многочисленных капризов государя. Это и так, и не так. И исполнение обещанного мне Армфельтом, и собственная инициатива государя.
   Коронация Павла Петровича началась перезахоронением праха несчастного отца, убитого по допущению die Alte Keiserin. Этой церемонией государь словно заново заключал брак родителей. Я на ней не присутствовал. Мне вообще сложно сказать, чем я занимался весь Девяносто седьмой год, словно он выпал у меня из памяти, так же, как и все мое детство до восьми годов. Помню только, что я занимался изучением ружейных артикулов в первую половину дня, во вторую же — пропадал на каких-то пьянках и в театрах, даже завел роман с одной примой-балериной. Ежедневно я бывал у матушки, выслушивал свою долю наставлений и ее соображений, которым следовать у меня получалось без особого напряжения.  Так продолжалось до лета Девяносто восьмого года, когда один разговор с императором решил мою участь и вознес на высоту, с которой падать было бы очень болезненно. Но я удержался, как видите, и держусь до сих пор.

Май 1798 года, Гатчина.
   - Как полагаете, шпаги лучше эспантонов? Зря полагаете, это не так, от шпаг один бардак... Пусть служат с эспантонами, это благородно, по-рыцарски... Да, по-рыцарски, - император Павел говорил куда-то в сторону, не глядя на своего собеседника, одного из флигель-адъютантов — того, лицо которого запомнил.
-Надо про это написать рескрипт. Возьметесь? Или лучше я сам, - продолжал он, краем глаза замечая, что за окном наконец-таки пошел дождь. Духота весьма досаждала, тучи низко нависали над парком все утро, готовые пролиться ливнем, из-за чего чуть было не сорвался обещанный парад. 
    -Воля стихии нам не покорна, - произнес Павел вслух, резко меняя тему. Кристоф — а этим флигель-адъютантом был именно он — был готов пожать плечами, но воздержался от подобного опрометчивого жеста, ибо не знал, как отреагирует его царственный визави. Они уже обошли всю галерею дворца по три раза, и ныне завершали четвертый круг. Барон недоумевал, чего ради его — именно его — вызвали к государю и ведут с ним пространные разговоры. Павел Петрович постоянно задавал какие-то вопросы, на которые сам и отвечал, а эти вопросы почти не касались Кристофа лично. Он даже не осмеливался спросить, что все это означает.
-Очень жаль, что непокорна» - продолжал государь. - Значит, приходится приспосабливаться. Как вы думаете?
 Павел резко остановился у окна, и Кристоф чуть его не сбил с ног.
-Простите, -  проговорил он. - Что же до дождя, то к вечеру должен окончиться.
 -Смотрите», - усмехнулся государь. - Ежели соврете... И он шуточно пригрозил пальцем. Кристофу все это уже начало надоедать.
  Они отошли от окна и перешли в соседнюю комнату. На пороге император снова остановился и обратил на барона взгляд своих серых, навыкате, глаз, словно изучая каждую черту его лица. С тех пор, как из одного сражения он вышел с сабельной раной на правой щеке, Кристоф очень нервно относился к тому, что его пристально разглядывают, поэтому невольно покраснел.
-Про вас мне рассказывали, - отрывисто произнес государь. - У Ее Величества рассказывали.
 Судя по интонации, с которой это было сказано, рассказ был не совсем приятным государю — или так Кристофу показалось. «Эх, наверняка Mutterchen подсуетилась», - подумал он. - «Уж она поведает такую драму, что хоть на театрах ставь».
-Стыдно, - продолжал Павел Петрович, подпустив в голос нотки упрека. Теперь он уже не глядел на своего собеседника — его взор обращался куда-то вперед, был отстраненным и задумчивым.
-Какой стыд, - повторил он уже громче. - Какой стыд, что вы остались без награды. С этими словами он проворно отцепил от своего мундира звезду св. Анны 1-й степени и прикрепил на грудь Кристофа. Тот стоял, не шевельнувшись. Первым его порывом было начать отнекиваться. Но потом вспомнил матушкин завет: отказ от милостей равен выпрашиванию милостей незаслуженных, и нисколько не возвышает отказывающегося. Потом он поклонился и поцеловал руку нового монарха.
   После этого разговор потек поживее.
-Вы с жакобинцами сражались в их логове? Похвально, похвально... Мне надобно возобновить эту борьбу. А для сего люди нужны, и вот я вас нашел, - продолжал Павел, словно убеждая самого себя. - Экспедиционный корпус следует послать, вот что я полагаю. Давно пора, и без того уже десять лет промедления. А я предлагал... Для чего, вы думаете, Гатчинский полк? Вот для этого... Сказали бы мне ранее, я бы вас раньше полковником сделал. Так нет же. Замалчивали.
 Они проходили мимо портретной галереи, и Павел с явной ненавистью посмотрел на изображение своей матери, завершающее собой цепочку государей европейских и российских.
-Вы, небось, тоже считали, что я всё время глупости предлагал?, - с неожиданной злобой в голосе произнес Павел.
-Никак нет, Ваше Величество, - поспешил вставить Кристоф, но государь не сильно вслушивался в его слова.
-Вот так вот, либо смеялись, либо жалели, а сами-то упустили и развели под носом жакобинский цветник, - продолжал Павел. - Меня нынче все, надо думать, поносят за то, что мелочи диктую. Кому какую шляпу носить да кому когда ужинать.
-Не поносят, Ваше Величество, - снова возразил барон.
-Не врите», - отмахнулся Павел. - Уж я-то знаю. А я вам скажу — вовсе это и не мелочи. Если на них рукой махнуть, так разведут помойку... Еще про Пруссию, мол, вспоминают. Мол, русских в пруссаков превращаю. Так у Фридриха не было революции. Никакой! Это все французские нравы. Сами посеяли, вот и пожинают...
 Он остановился перед портретом великого властителя, столь почитаемого его отцом.
 -И глупости это, что я Россию в Пруссию превращаю. Я учусь у него. И империя должна учиться вместе со мной. Вы готовы?
 -К чему, Ваше Величество?» - у Кристофа до сих пор кружилась голова от внезапности награждения.
-Как к чему? К новому веку!
-Так точно», - только и смог вымолвить барон. Он мало представлял, что ему скажут дальше. -Я хочу, чтобы вы мне докладывали по военным делам, - продолжал Павел Петрович, отойдя немного в сторону. - На плац-парадах можете не присутствовать без моего на то особого распоряжения, но при мне находитесь неотлучно. А вы что, до сих пор подполковник?
 Кристоф подтвердил и этот факт.
-За повышением дело не станет. Впрочем... - взгляд императора вновь сосредоточился на нем. - Вы же начинали адъютантом Потемкина?
-Никак нет, Ваше Величество, - барон словно почувствовал, как пальцы государя отцепляют от него вышеуказанную награду, а следующим повелением его отправляют куда-нибудь в Саратов.
-Мой брат был его адъютантом, - продолжил Кристоф, чувствуя, как кровь отливает от лица. -У вас много братьев. Какой из них? Старший? Который герой Праги? Ничего, - проговорил с неожиданной легкостью в голосе Павел Петрович. - Он же не по своей воле тогда... Этого надо повысить, пусть командует преображенцами.
«Mein Gott im Himmel», - прошептал про себя барон. За окном бушевал дождь, ветер выламывал деревья парка, и он чувствовал себя под стать погоде.
-Так вот, - продолжал император. - Революции отчего случаются? Государи пренебрегают мелочами, а вслед за ними — и подданные, и все катится насмарку. На малых сих тоже никакого внимания, а они-то все и начинают... Артуа никогда не добьется престола, говорите? Охотно верю. Тут к нам его брат жалует, надо бы вам его встретить... Митавский замок не больно ли скромен для них?
-Скорее, напротив, более чем роскошен, - отвечал барон. Император только рассмеялся. Кристоф понял, что ему отдали приказ, и только поклонился. Павел продолжил говорить, как он лично презирает Бурбонов, но без легитимности никак, что все-таки он надеется на красивый (так было сказано) исход дела и экспедиционный корпус все-таки пошлет. При последних словах он так посматривал на своего юного флигель-адъютанта, что тот грешным делом вообразил, будто во главе этой армии поставят именно его.
   Между тем, дождь прекратился, на что император немедленно обратил внимание, прервав самого себя на полуслове.
-Вот видите, - обернулся он к Кристофу. - Вы не соврали. Откуда узнали, что дождь закончится?
 -Догадался, Ваше Величество.
-Так вы умелец угадывать? Такие мне и надобны, - Павел положил руку барону на плечо, невольно задев раненное место, которое у того нынче ныло, как часто бывало в непогоду. Кристоф постарался, чтобы выражение его лица не выдало болезненных ощущений.
 -Итак, через месяц сей самонареченный король приедет, а вы его устроите в Митаве. С вами поедут адъютанты. Берите, кого захотите. А с ним можете не церемониться, он же не брат его, - продолжал император.
«Такова судьба моя, весь век быть близ Бурбонов», - подумал потом Кристоф, прибыв к себе. У него по-прежнему болела старая рана, и, скинув мундир, он увидел, что левая сторона рубашки испачкана подсохшей кровью. «Он меня погубит», - отчего-то подумал барон и тут же отогнал от себя эту мысль: как он вообще смеет об этом размышлять? Но ничего другого не оставалось. Приходилось так же признаваться, что энергичность императора невольно заражала и его самого. Хотя он до сих пор не мог растолковать себе, каким образом круглые шляпы на городских улицах и горящие после десяти часов вечера огни могут вызвать революцию, сам факт изменений заставлял его надеяться на лучшее. В том числе, и для самого себя.


Рецензии
Ваше произведение написано качественно, занимательно.
Мне понравилось.

Бесшумный   20.12.2018 09:22     Заявить о нарушении
Спасибо большое за такие слова! Постепенно добавляю новые главы, приятного чтения.

Дарья Аппель   20.12.2018 15:34   Заявить о нарушении