Яркая звезда нашей печали

Вспоминая Алиби*, я думаю о том, как же он был не похож на других людей. Изящный, легкий в общении, необычайно эрудированный, обладавший широким кругозором, немалым лексиконом, и неподдельным интересом ко всему, что происходило вокруг.
Мы познакомились в начале 80-х годов, когда я попала в эту необычную по всем параметрам семью. В то время я  еще не знала о том, что родители моего жениха известные люди в стране и за ее пределами.  Мама – Газиза Жубанова, композитор, ректор консерватории, народная артистка СССР.  Папа не менее известен – режиссер театра и кино, тоже народный артист СССР. Согласитесь, такие семьи – редкость. Творческие люди обычно немного замкнутые люди, занятые мыслями и планами об искусстве. И уживаются вместе далеко не всегда. Но не в этом случае. Это был творческий тандем, жизнерадостный и жизнеутвердающий очаг.
Еще до нашей с Адаем свадьбы, в ту пору, когда мы еще находились в конфетно-букетном периоде, и весна незримо присутствовала в наших сердцах, я почти каждый день знакомилась с человеком из окружения жениха.
В один из дней мы с Адаем заехали к нему домой. Войдя в квартиру, я остановилась у порога ждать, и стала озираться по сторонам. Вдруг одна из дверей открылась, и в коридор вышел незнакомый юноша. Увидев меня, он остановился в удивлении, потом улыбнулся, и сказал: «Здравствуйте. Вы к кому?». Тут я засмущалась, виновато улыбнулась, и сказала: «Я с Адаем пришла. Меня зовут Назым.»
 «Алиби», - представился молодой человек. – Не стесняйтесь, проходите в комнату», - он пригласил меня жестом.
Молодой человек понравился мне сразу. Мне показалось, что мы знакомы давно. От него исходили тепло и свет, которые озаряли все вокруг. Тихая мягкая речь, улыбка, кудрявые волосы, и неторопливость в словах и жестах вызывали симпатию.
В следующую встречу я уже не испытывала робость. Более того, мы подружились. Теплыми летними вечерами мы засиживались в саду на даче, разговаривая на самые разные темы. О космосе, о мистике, о теологических учениях, об искусстве, и наконец, о музыке. Или дома, когда Алиби садился за фортепиано, и играл самую разнообразную музыку. Он был разносторонне образован в плане музыки. Любил классические произведения, простые советские песни, а также рок-н-ролл. Он мог сыграть любую мелодию, при этом делал это неторопливо и вдохновенно. Когда раздумывал над чем-нибудь, любил подкручивать усы, совсем как гусар. Наши разговоры касались самых различных тем, и у Алиби всегда было собственное мнение, которым он с удовольствием делился с окружающими.
После свадьбы мы с мужем поселились у родителей, и прожили все вместе около трех лет. Я обожала готовить, удивлять всех новыми и новыми рецептами. Имея много самых различных поваренных книг, я старалась приготовить что-нибудь вкусненькое.
Частенько мы собирались всей семьей на нашей маленькой кухне. Мама любила сама наливать чай, и мы наслаждались общением.
В нашем доме никогда не закрывалась дверь. Постоянно приходили преподаватели и студенты консерватории, актеры из театра папы, родственники. И скоро я уже привыкла, что еда быстро заканчивается, и надо бежать в магазин или на базар, чтобы на кухне всегда было что-нибудь съестное. В такие минуты я расстраивалась, Алиби смеясь, меня успокаивал, приговаривая о том, что еда – это не главное. Но я ведь ждала своего мужа, и хотела, чтобы он, придя домой, поел горячего, зная, что его любят и ждут.
Когда родился наш первый сын Алем, он сразу стал самым главным членом семьи. Домочадцы, приходя домой, сразу хватали его на руки. Сынок очень любил своего дядю. Ведь в кабинете у Алиби был магнитофон и разные непонятные вещи, которые издавали звуки, и горели индикаторными лампочками. Алем, как только научился ползать, неизменно направлялся в сторону комнаты Алиби. И если не мог сам открыть дверь, начинал громко и возмущенно плакать. Дверь открывалась, выходил Алиби, молча брал его на руки, и скрывался с ним в своей комнате. Я могла не беспокоиться. Сынок ни за что не хотел расставаться с Алиби. В эти минуты я могла заниматься своими делами.
Через некоторое время женился и Алиби. В квартире стало тесно. Мы с мужем и детьми переехали, и стали жить отдельно.
Этот дом на улице Виноградова, где еще витал дух Ахмета Куановича Жубанова (деда Алиби), жившего в конце своей жизни в этой самой квартире, был местом сбора для всех поколений Жубановых. Сюда приезжали сестры Дина и Алия со своими семьями, приходили самые известные люди Казахстана и всего СССР.
В 1993 году, после смерти мамы, наш отец решил создать в этой квартире музей Ахмета и Газизы Жубановых, что было очень мудро и символично. Непосредственная близость от консерватории тоже была кстати. Студенты консерватории и люди, любящие музыку и искусство могут приходить в это святое для всех нас место в любое время. Не случайно этот музей возглавил Алиби, который не понаслышке или из книг прекрасно осведомлен о жизни и творчестве великих композиторов.
Мой муж не представлял своей жизни без семьи, в которой родился. И каждые выходные, праздники мы ехали в родительский дом. Спустя какое-то время у Алиби и Ляззат родился сынишка Алихан, а через год с небольшим дочка Айганым.
Алиби обожал своих детей. Терпеливо играл с ними в самые разные игры, мыл, одевал, причесывал, водил их в садик, или гулял с ними во дворе. Он подарил им огромное количество своей любви и внимания. Никогда мы не слышали, чтобы он ругал их, или кричал на них. К слову, одним из главных качеств характера моего деверя было спокойствие и терпеливость. Никто из знавших его людей не слышали, чтобы он повышал голос, или вел бы себя грубо. Ведь это был настоящий интеллигент в третьем поколении. Наверное потому, что его дедом был академик Ахмет Жубанов,  являвшийся первым профессиональным композитором, окончившим Ленинградскую консерваторию в 1932 году, основателем Алматинской консерватории и оркестра имени Курмангазы. Поистине уникальная генеалогия оказала мощное влияние на жизнь, творчество и мировоззрение нашего Алиби.
В детстве Алиби был милым ребенком, кудрявым и пухленьким, как ангелочек. Будучи тихим и спокойным, обладал твердым и упрямым характером. Обожая звук разбитых лампочек, любил разбивать их об стену в арке своего дома. Наверное, тогда еще было всем ясно, что он станет композитором и звукорежиссером.
Уже в школьном возрасте увлекся фотографией. Он запирался в ванной, проявлял сам многочисленные пленки. И благодаря ему, в семье имеется огромное количество фотографий всех членов семьи в самых разных ситуациях, настроениях и позах.
Окончив музыкальную школу имени Куляш Байсеитовой по классу скрипки, а затем и Алматинскую консерваторию по классу композиции, аспирантуру Московской консерватории имени П. Чайковского, Алиби всю свою сознательную жизнь серьезно занимался композиторским делом. Прекрасно играл на фортепиано. Самостоятельно освоил домбру, необычайно красиво исполняя на ней наши любимые кюи.  Музыкальные ноты, выходившие из-под его пера превращались в нечто необыкновенное, изумительно нежное и лиричное. В музыке ощущалось настроение автора, слышались отголоски его  тонкой и нежной души. Позже, в его музыке можно было уловить что-то космическое и иногда мистическое. Алиби не переставал меня удивлять снова и снова.
Он написал музыку к многим спектаклям отца, к кинофильмам и мультфильмам других авторов. Делал очаровательные музыкальные заставки на телеканалах Хабар и Казахстан. Многие годы Алиби работал звукорежиссером и композитором в киностудии "Казахфильм", на разных телеканалах. Но он никогда не изменял своей любви к классической музыке.
Прекрасных похвал стоит его прекрасная музыка, которую он сочинил летом 2018 года. Алиби присвоил ей название  «Ак-орда» и послал на конкурс, посвященный Дню независимости республики. Изумительно нежная, лиричная, и в тоже время грустная и величественная музыка заставляет слушателя задуматься о бренности бытия. Когда я слушаю ее, у меня на глазах слезы, а в сердце печаль. Это произведение получило Гран-при на вышеназванном конкурсе. За две недели до конкурса Алиби узнал о высшей награде. Но порадоваться толком не успел. Этот приз в Астане получил его внучатый племянник Дамир, ученик 10 класса, уже после его смерти.
Алиби не имел званий и регалий. Но был лауреатом многочисленных конкурсов. Его знали далеко за пределами нашей страны. В тот горький день пришло много откликов со словами соболезнования из Турции, Азербайджана, Венгрии, и России.
Алиби всегда работал для искусства Казахстана, для своей Родины. Его неоценимый вклад в культуру страны люди оценят гораздо позже. Не зря говорят в народе: «Что имеем, не храним. Потерявши – плачем». Ушел из жизни самобытный, талантливый композитор. Не похожий ни на кого, единственный в своем роде музыкант, который не задумываясь, старался помогать другим людям своей работой, своей музыкой.
В последние годы Алиби работал в Национальной Академии искусств имени Жургенева, заведующим кафедрой звукорежиссуры. Около десяти лет назад он защитил кандидатскую диссертацию на тему "Творческое использование цифровых технологий в музыке". Охотно делился со студентами своими знаниями, для каждого из них находил время. Никогда не разговаривал с кем-либо пренебрежительно, он просто любил людей. Любил жизнь. Любил музыку.
В конце 90-х годов Алиби проделал большую работу по оцифровке произведений своей мамы. Многие присутствовали на презентации этого диска в «Меломане». Благодаря ему, музыканты имеют возможность прослушивать произведения Газизы Жубановой в лучшем качестве.
Недавно к Алиби обратились люди, которые делали фильм о детях-инвалидах, с просьбой написать музыку к фильму. Они предложили хороший гонорар. Но Алиби, который ощущал нехватку в средствах из-за своей болезни, категорически отказался. Он работал над этим фильмом абсолютно бескорыстно. Потому что его убеждения, его доброе сердце диктовало ему помогать безвозмездно людям, которым хуже, чем ему.
Последние 2 года Алиби боролся со страшной болезнью. У него был воинственный дух, отважное сердце. Это помогало ему не сдаваться. До последнего дня говорил себе и своим родным, что победа будет за ним. Но, видимо, на небесах решили, что хватит ему мучиться. Мы не можем спорить с небесами.
На прощании с нашим Алиби люди рассказывали свои личные воспоминания о нем, о доброте его души и сердца, о его таланте, о его взглядах, решениях, о его жизни. Все плакали, не стесняясь.
Да, его семье, его родным и близким, друзьям очень горько, что Алиби ушел от нас так рано, в самом расцвете своего искусства. Он мог еще многое сделать, много музыки написать. Золотой наш, родной человек! Пусть земля будет тебе пухом! Мы тебя никогда не забудем. Спи спокойно…


* Алиби Мамбетов (03.02.1961 – 15.12.2018) Автор музыки "Ночной полет", к художественным фильмам "Волшебный спонсор", "Счастье Кадыра", "Меч победы", спектаклям: "Махамбет", "Плутни Скапена", "Дядя Ваня", "Чайка", "Дос бедел дос", "Укрощение строптивой", "И дольше века длится день", "Нюрнбергский процесс", "Козы-Корпеш и Баян-сулу", "Біз бесеу едік" и других.
Известны его работы в фильме "Куклы колдуна" и полнометражном мультфильме "Счастье Кадыра". Также он является автором музыкальной темы-заставки к передаче "Акшам - вечерние новости" на телеканале "Казахстан 1" и генеральной заставки агентства "Хабар". Его перу принадлежит ряд симфонических и камерных произведений для оркестра, в числе которых выделяются лиризмом и глубиной «Ак-орда» и «Аллегро».


Рецензии
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

Махно Евгений   03.01.2019 06:37     Заявить о нарушении