Письмо

         (...) вот и ещё одно письмо. Чуть помятый конверт с отметкой в правом верхнем углу для почтовой марки. Марки нет. И адреса тоже. Ни моего, ни её. Но в строке "кому" твёрдым учительским почерком красным начертано моё имя. Всё.  Мне предстоит выслушать ТО, что ей необходимо высказать. Она так всегда делает. И делала. Ни диалог, ни беседа, ни вопросы, ни что бы то ни было ещё, предполагающее мою реакцию (любую!), её не интересует. Потому что у неё долг матери научить меня жить. Правильно жить. Не так, как я живу, а ... Короче, научить. Это "научить" начинается с рассказа о том, как я виновата перед ней. Потому что живу своим умом и делаю, что хочу. То, что надо ей, я тоже делаю. Если увижу или догадаюсь. Потому что она никогда (никогда!) не просит и не жалуется вслух.
          Она меня любит. Наверное. Поэтому терпит, хоть я и испортила всю её жизнь своей бестолковостью. Но мать должна любить ребёнка. Вот она и любит. Искренне  и как умеет.
          Тема письма не обозначена. Это "поток сознания", и мне предстоит понять, что с ней сейчас происходит: физически ли болит тело, душа ли плачет? 
У меня вновь и вновь рождается желание разорвать письмо (или не письмо?), сжечь эти ровные буквы, длинные строчки по карандашной линеечке, эти восклицания, как заламывание рук, эти многоточия, как слёзы, сухие слёзы претензий. Я сжимаю в ладонях конверт и закрываю глаза. Мне надо время (чуть-чуть!), чтобы выдохнуть и снова вздохнуть, чтобы дрогнули губы в улыбке, чтобы вспомнить её испуганные глаза и обмякшее тело на  больничной койке, чтобы ...

          Да-да... мне лет пять, и я только что намыла полы в маминой комнате, с трудом отжала тряпку, встряхнула её и, ещё по мокрому полу, прошлёпала с веткой сирени к её столу. Она вошла вслед за мной так тихо, что я вздрогнула. Мама выдернула стул из-за стола, встала на него коленкой и потянулась лицом к букету. Мелькнула улыбка. Взметнулась рука, ладонь пригладила выбившуюся прядь, чуть склонилась голова и открылись (мне!) глаза:
— Ничего не трогала на столе?
— Нет.

          ... чтобы соприкоснуться.
Соприкоснуться. Я выслушаю и постараюсь понять.

          (...) "Ты не думаешь о себе! А надо думать! Никто тебе спасибо не скажет. А если и скажет, то что тебе с этого?"
          Что ж такое-то? Что за повороты?
          "В тебе нет смирения.  Раз нет смирения, значит, место занято гордыней!
Ты должна быть кроткой. И покорной. Вдумайся!"
          Ах, вот оно что! Сегодня речь о смирении. Ты задумалась об этом сейчас, когда с трудом поднимаешься и с трудом сидишь. Ты что-то хочешь успеть сказать мне. Важное. Мне надо пробиться через назидания и упрёки, чтобы услышать тебя.  И я пробиваюсь.
          Кротость. Тебе кажется, что это подчинение чьей-то воле? А я думаю, что прощение и человеколюбие. Через покаяние. Послушание. Умение (сила воли?) понять другое вИдение происходящего. Похоже, что ты права: мне действительно трудно смириться. Я бесконечно ищу оправдания своим поступкам (ах, какие они, мои поступки, честные и нужные!), своим словам и своим мыслям. Трудно у меня получается с диалогом. Есть мои соображения и мои выводы. Нет покорности услышать другое мнение.  Слушаю, но тут же, оправдываясь, объясняю и доказываю своё(!), напрочь забыв о кротости. Да, я сложно принимаю другого. И я каюсь как-то с оговорками. Значит, не каюсь.  Следовательно, и не смиряюсь.
          Так вот о чём ты мне говоришь: я не думаю о себе, потому что нет во мне смирения.

          Соприкоснулись.
          Я всё ещё мою тот пол, и я всё ещё маленькая девочка. Но я слышу запах нашей сирени. И вижу твою улыбку. Я вижу твои глаза.


Иллюстрация:
Открытое окно. Сирень. Валентин Серов.


Рецензии
"...а сколько боли! сколько боли? сколько..."
Сложное послевкусие после прочтения, не сразу все поймешь и примешь, сначала возникают несогласия, непонимания, и лишь потом, как озарение, что все настольтко понятно, что не сразу и соглашаешься. Потому что - о МАМЕ! можно так или нельзя?! не слишком ли откровенно и смело? тогда - браво автору, столь открыто и так - не всякий сможет. Наверное, у автора есть такое право. Право на исповедь, как принятие судьбы и маминых уроков. Да потому что, в итоге, мама учила доброму и светлому, а если и принято лишь с годами - то до всего надо дорасти и осознать. Порой то, что не приемлимо в юности, совершенно понятно в зрелости. А еще - мы повторяем своих матерей, очень во многом - сознательно и вовсе неосознанно. И отрабатываем то, что они не сделали. А мамы пытаются "соломки подстелить", да не все их слова кажутся безобидными изначально.
Картинка с мамой, склонившейся над букетом сирени - весьма ярко описана, раскрывает характеры и образы все-таки очень любящих людей. И отсюда уже тянется ниточка длинною в жизнь...
Спасибо, Ольга! У меня особое отношение к эпистолярному жанру, сама пишу "письма" своим детям, но не уверена, что когда-нибудь "отправлю" адрессатам, слишком это сложное решение "учить" уже взрослых детей. Но вы заставили меня задуматься, за что отдельное спасибо. С уважением,

Лидия Шатилова   31.05.2022 21:33     Заявить о нарушении
«отрабатываем то, что они не сделали» И это нормально. Нормально всё, что честно. Потому что «имеющий глаза … (с)»
Со временем наше физическое зрение утрачивает остроту. Восприятия. И мы видим чем-то другим. Если способны. Если поняли.
Однако, каждый человек проживает свой путь. Тыкать своей правдой ему «в помощь» опасно. Не сломать бы? Это про удочку и рыбку разговор: удочка важнее.
А мы всё рыбку суём.
Тема «мамы» - табу. Так принято. Возможно, в этом есть смысл. Однако, ребёнок - самость. Это трудно принять.
Короче, я рада, что вы задали себе вопросы, что спорили со мной. Значит, правильно! А как иначе!?
СПАСИБО!

Ольга Алексова   01.06.2022 11:58   Заявить о нарушении
Ольга! и нисколько я с вами не спорила, лишь рассуждала о прочитанном! в форме скромной рецензии, как бы это произведение можно было бы рекомендовать - мне оно очень понравилось. Тем в нем куда больше, чем кажется на первый взгляд! Вы мастерски заложили внутренние смыслы в, казалось бы, обыденные, насущные заботы.
Проникновенный слог, не оставляющий равнодушным читателя. Спорить не о чем - можно только сравнивать, сопоставлять, додумывать свое... И ничего нельзя утверждать категорически, только предполагать.
А еще: мир устроен так, что для мамы - мы дети, сколько бы лет нам не было! и мы действительно дети, пока живы наши родители. Ида, вопрос лишь в ВОСПРИЯТИИ и вИдении, кому что и как дано. Потому каждый автор пишет свое, а читатель читает по-своему))) Еще раз спасибо! удачи вам и вдохновения,

Лидия Шатилова   01.06.2022 23:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.