Про невротизм и искусство. Пиковая дама в Большом

Каждый охотник желает знать….ой, это не отсюда. Каждый культурный человек знает, что секс и искусство - две причины плакать. Так вот, я о втором.

Недавно была в Большом на Пиковой даме. Опера в Большом театре - это, несомненно, лучшее, что может увидеть культурный человек в Москве. Это как посмотреть сто лучших фильмов столетия. Прожить множество жизней. И всё такое. Я посмотрела. И вам всем расскажу. Заодно пару слов о психологии.

Как известно, всё искусство России прошлых столетий - это райский рай для невротика. Взять, к примеру, пиковую даму (сча будут спойлеры, но поверьте, если вы - любитель искусства и охуенной музыки, даже зная сюжет от и до, вы будете смотреть на сцену, не отрываясь). Молодая девица Л помолвлена с князем. Князь красив как бог, влюблён как мальчишка, поёт как Фредди (но только не из этих). И жаждет свадьбы с девицей как посетители буфета знаменитую клубнику с фазенд Большого. Исполняет девице (и, раз уж так вышло, зрителям) арию неземной красоты (меня ажна мурашки пробили под платьем, когда он ей “люблю и делай со мной, что хочешь”).

Девица фрустрирует:”О, как безумно он хорош, как прекрасен, как любит, а может он - бог..и всё такое”. Потом делает вывод:”Пусть хочет он свадьбы, но я его недостойна”. Казалось бы, столь скромную девицу с таким уважением и восхищением к возлюбленному ждёт непременный успех и счастье в любви. Но нет. Потому что есть некий Германн.

Он одержим карточными играми, мрачен, параноидален. Ведёт себя как безумный, тайком наблюдая за Л(он не знает даже её имени, ни разу не говорил с ней, но разве для настоящих чувств это помеха?). Выглядит неоч. Короче, прям очевидный отброс этот Германн. И тут, наслушавшись во-первых, историй про то, что бабка Л знает магическую последовательность карт для игры “фараон”, а, во-вторых, вроде как пылая любовью к Л., Герман влезает на балкон девицы ночью и дальше происходит сцена: он признается ей в любви, она интересуется “ты с какого хоть района?”. Он снова о своём (не забывая упомянуть раз 5, что жить ему осталось недолго, так как без любви и незачем). Девица негодует и мечется. Пометавшись ещё две арии, тумблер внутри дамы незаметно (для всех, в том числе для неё самой, видимо) щелкает и она заключает:”Ну коли судьба такова, что есть этот волшебный князь, желающий взять меня в жены. И этот отброс, который хочет поплакать над первым из возможного...надо, канешн, брать отброса”.
Тут пытливый ум зрителя в очередной раз охает:”Ай да Пушкин, ай да сукин сын, что творит, что творит” (опера Пиковая дама, между прочим, по его произведению, неучи).

Мужчина на втором ряду просыпается и восторженно хлопает такому неожиданному для многих повороту. Его дама радостно выдыхает, то ли расслабившись от того, что не надо контролировать мужний храп, то ли от заманчивого действа, в котором дешёвые манипуляции (будь со мной, Л., иначе моя смерть на твоей лишь совести. Да-да, любимый, теперь я твоя) работают. Наступает антракт.

Я пью шампанское с друзьями и негодую:”Нет, ну вы подумайте, вот это фортель! В какой момент произошла эта смена - дама из страха от преследования некоего непонятного товарища перешла вдруг в пылкую любовь. Забыв о князе, денежках, семейном счастье и тех фишечках, о которых в 19 веке не мечтала только моя прапрапрабабка (я запуталась в количестве пра)” (говорят, что была та ещё штучка. Пять раз замужем (и каждый - счастливо), трижды вдова. И было собралась в шестой раз под венец, да решила пожить ради искусства и учить благородных девиц словесности (что многое объясняет, в целом)).

После антракта дама на втором ряду, сидящая прямо передо мной, немного повздорила со своим мужчиной - весь первый акт она мужественно боролась с желанием достать телефон, открыть мессенджер и ответить некой Вероничке на вопрос:”Ну как колготки? Подошли?”. А тут стало невмоготу. И она прямо на первых аккордах первой после перерыва арии, расчехлила чресла своего электронного друга и наконец-то смогла написать:”Просто бомба” (чтобы ответ не был виден мужчине, она развернулась в полоборота ко мне. И телефон встал аккурат перед моими глазами). Невероятным усилием воли я преодолела желание взглянуть на злополучные колготки, а мужчина весьма ощутимо пнул даму локтем. Она недовольно хмыкнула и развернулась дальше по часовой стрелке.

Германн запел волшебную песню под однонотный полёт шмеля на виолончели (это прям огненные звуки, ей богу).

Дальше опера шла к своему апогею (через второй антракт с шампанским). Л клялась безумному Германну в любви. Он, между делом, захуячил её бабушку в гроб. Узнал из сна комбинацию карт. Опорочил девицу и сломал ей судьбу (всё как всегда). Потом зритель переносится в игровой клуб с "фараоном" (такая игра, типа "очко"). Друг князя поёт охуенную арию:”Что наша жиииииизнь? Иииигггррррра!” (да, неучи, снова шах и мат, это написано для оперы, а не для “Что? Где? Когда?”).

Дама с бомбическими колготками снова вынимает телефон пред мои очи. Её мужик психует и прямо посреди действа съёбывает, не попрощавшись. Лицо дамы выражает печаль. Поэтому в конце оперы она плачет, робко вытирая слёзы (и охуенные колготки не помогли, вечно этим мужикам всё не так, прям ей-богу).

На сцене происходит развязка ( ;в;с;ё; ;и;д;ё;т; ;п;о; ;п;и;з;д;е; ;у; ;г;е;р;о;е;в;), я внутри негодую “Ну как же так? Запороть свою жизнь так нелепо!” (и снова:”Ай да Пушкин, ай да сукин сын!”). Ария с соло виолончели рвёт душу на куски (это оргазм, ребята, так что обе причины для плача у меня случились).

Спавший до этого мужчина с другого ряда снова просыпается (вот это психика и здоровье! А вы вечно ропщете на бессоницу, тут человек с долбидиджитал звуком спокойно спит). Его дама снова выдыхает и улыбается (в инстаграме появится пост:”Девочки, сегодня были в Большом с моим, в полном восторге оба”. И фото толстой попы у бортика с оркестром. Всё как у людей, кароч).

Я наслаждаюсь музыкой, грущу, что три часа великолепного действа закончились. И мы идём запивать грусть от этого факта в Коробок (но это - уже другая история).

К чему я это всё? Идите на оперу, друзья. Чё вы как некультурщины вообще. Только о колготках печётесь. А они - не причина плакать. *рыдает в экстазе.


Рецензии