рецензия на Легенды Атеивалы Е. Мельниченко

Дочитал наконец сегодня повесть «Легенды Атеивалы» и сразу же, так сказать, не отходя далеко от своего личного читательского «конвейера впечатлений» хотел бы составить свою рецензию на неё, потому что данное произведение действительно стоит потраченных на него часов и вот по каким причинам.

Первое и, обычно, самое главное для меня как читателя во всех случаях это – новый опыт при прочтении произведений. Причём любых произведений: от поэзии до циклов романов по 20 штук в серии. Я обычно не люблю клеше, не люблю, когда человеку нечего сказать, но он всё равно создаёт целую тучу произведений, однако тут у Елены всё в порядке, поскольку перед нами («тада-дадам!») фэнтези повесть. Ни роман про длинную непрерывную историю одного или пары-тройки героев, ни рассказ, который кончается раньше, чем ты успеваешь насладиться им, ни отдельные зарисовки и, боже упаси, какие-нибудь фанфики. Да, он построен в оригинальной манере, которая поначалу не вызывает доверия, потому что похожа именно на отдельные зарисовки, но уверяю его будущих читателей – концепция здесь есть и ещё ого-го какая! Собственно, она в этом и состоит, поскольку, ещё раз повторюсь, это повесть –  и она не призвана оставаться исчерпывающей. Но зато она, как частицы мозаики, с каждой главой, с каждым рассказом Рэджина или его гостей постепенно создаёт цельное описание мира. Но это не становится ясно практически с самого начала повести. Очень интригующая и необычная особенность повествования. И этим уже она меня в какой-то момент зацепила, когда я постепенно стал добредать своим умом что к чему.

Можно так же добавить, что здесь мы имеем дело с таким пёстрым полотном, которое сначала по отдельным нитям вставляется в ткацкий станок, затем с каждой главой эти нити переплетаются, составляя базовый узор, а добавочные нити – заставляют этот узор расцвести, чтобы потом в самом конце все они образовали такие обратные хвостики с крепким, полностью законченным произведением в самом своём центре со всех сторон.

Главной основой в этом ковре является некий поначалу загадочный человек по имени Реджин и его небольшой приют, стоящий в некой части такого же не слишком, как мне показалось, большого мира, под крышей которого, как и в этом мире, собрались абсолютно разные дети, попавшие туда каждый благодаря своей собственной причине. Но, в общем и целом, всё это оказалось лишь последствиями одного глобального конфликта, приведшего к таким побочным и печальным результатам – войны богов. Или даже точнее – последствием сложного взаимоотношения между самим этим миром – Атеивалой, населяющими её живыми существами и царствовавшими в нём до недавнего времени богами.

Впоследствии сюжет составлен таким образом, что с каждой новой главой учит читателя точно так же, как и сам Реджин учит своих новых отпрысков: каким на самом деле многогранным и многосторонним является окружающий их мир, сколько разных мест и рас существует в нём, как часто те или иные ситуации в жизни приводят к определённым поступкам и что самое главное – раскрывает некие повороты, связанные с самими главными героями этой повести. На фоне происходящих в приюте событий почти в каждой главе раскрывается новая история, которые постепенно строят в мозгу читателя одну целостную картину бытия, но делает это ненавязчиво, через героические пересказы чьих-то приключений (часто герои этих приключений оказываются друзьями самого Реджина, или даже заглядывают в его приют на огонёк, чтобы рассказать детям свою историю) пока в какой-то момент ¬– бац! – все эти истории постепенно не отступают назад, и нас начинает буквально затягивать не только открывшимися тайнами на счёт устройства этого мира, но и постепенно усложняющимися отношениями внутри коллектива приюта, а так же того, какую главную тайну скрывает на самом деле его самоотверженный хозяин-учитель. 
В финале происходит эпик, как, в принципе, и должно было случиться, который ставит последние осколки на свои места, от чего разум читателя захватывает такой же долгожданный финальный отыгрыш выстраиваемого образа сюжета и он оказывается перед развязкой. Не без некоторых неожиданных поворотов, должен отметить. Хотя, по сути, произведение ничем таким не пестрит. Наоборот – оно больше классическо-героическое, чем неформатно-динамическое. Но это не мешает ему приступать каноны, когда надо.

Тут, собственно, вернее будет упомянуть, что это такой классический стиль, оформленный в очень сильно отличающемся от того, что мы обычно привыкли видеть в фэнтези, дизайне. И это реально говорит об искусности автора, потому что даёт так же получить свою порцию положительных ощущений и для тех, кто наоборот любит клеше. Но это не все достоинства данного произведения.

Ну и теперь, видимо, стоит, как раз таки и перейти конкретно к достоинствам и недостаткам, которые я здесь увидел.

Первое, и самое главное из достоинств, помимо выше упомянутой нетривиальности: хорошо продуманная вселенная мира со своими законами от начала и до конца. Всё начинается как отдельные рассказики (потому что обычно так и бывает, поскольку даже сам автор ещё не видит создаваемой им вселенной по всем четырём углам, кроме, возможно, основного сюжета с парочкой главных ответвлений)и заканчивается точёным профилем выстроенного мира.

Второе: то, что я тоже очень люблю: качество диалогов и включение новых понятий, принадлежащих вселенной. Причём без перебора – мозг от их обилия не взрывается. Хотя персонажей в книге и очень много, плюс постоянно всплывают всякие разные новые, но благодаря сюжетной линии с ними очень быстро знакомишься. А отдельные черты, присущие речи, добавляют этому делу не только оригинальности, но и необходимой глубины и техничности.

Третье: лёгкость восприятия. Здесь у нас классический пример почти полностью чисто диалоговой системы построения глав и всего произведения в целом. И, по большей части, именно через диалоги мы знакомимся с миром. Причем во всех случаях, в том числе и внутри чьих-то рассказов, находящихся в содержании каждой главы. Это не напрягает, но заставляет реагировать, адаптироваться, отдаваться моменту, за что отдельное спасибо автору, потому что я так писать не умею, и даже не берусь.

Четвёртое: системность построения произведения. Главы все оформлены чётко, даже последние, которые не очень похожи на начальные в виду развития сюжета и очень длинного, неоднородного срока его создания. Это сглаживает немногочисленные грубые углы.

Пятое: некое разнообразие, таящееся в каждом новом рассказе Реджина или его гостей. Нас перебрасывает в разные времена, в разные культуры, к разным народам и расам, пока в конце всё это не подводится к сегодняшнему моменту.

Шестое: в некоторых моментах (лишь в некоторых - но этого вполне достаточно) диалоги просто отлично рисуют перед нами не только картину происходящих событий, но и настоящую правдоподобность в характерах разных мужчин и женщин, детей и взрослых, которые выстраивают между собой крепкую дружбу, флиртуют и влюбляются, ссорятся и мирятся, проходят через боль и вообще иногда очень показательно отличаются между собой с помощью тех или иных характерных особенностей.
 
Есть и ещё кое-какие плюсы, например рост и развитие персонажей детей по мере прошествия определённого времени в приюте, а так же плавное изменение уже задействованных в этих историях героев, которые затем тоже продолжают создавать себе новую жизнь на фоне пребывания рядом с Реджином и его воспитанниками, но это уже, как говорится, больше дело хорошего тона у автора. И всё таки, так как многие подобных вещей не делают даже в циклах своих здоровенных книг, тоже плюс.

Теперь минусы.

Да, не обошлось и без них, но, на мой взгляд, главный минус здесь во всём произведении всего один: ему всё равно не достаёт размаха. Конечно это – повесть, а не роман, как я уже писал выше. Но за всё время чтения меня не покидало чувство какой-то мелочности происходящего, что ли. И многие герои, даже боги, оставались мелочны до самого конца, что само по себе, как я понял в финале, было всё-таки привязано к сюжету. Однако сам мир, его конфликты, его особенности, его обитатели, размах действий практически всех его героев – и главных, и второстепенных, и побочных –  заметно уступал многим вещам, которые я именно хотел бы видеть в фэнтези произведениях. Может это звучит не очень справедливо, но попадая в мир, где человек может больше, чем он обычно творит в реальном, где его цели превращаются в действия иных книжных героев, где его восприятие глубины и широты, дополняется восприятием автора и усиливается в несколько раз – ты обычно и хочешь от него гораздо более колоссальных образов, в несколько раз выше его насущных проблем, описанных такими, по крайней мере. Если мир, то он – во всё поле, ну или хотя бы с более широким исполнением сюжета, если персонаж - то он монументален, если проблема – то она происходит не в паре предложений, а везде и всюду. Вместе с сюжетными линиями героев, конечно. На фоне них, но неотрывно от судьбы всего остального вокруг. Чтобы не было похоже на "революцию в медвежьем углу". Основные народы и расы мира могли бы иметь и больше собственных исключительны особенностей, а не только ограничиваться общепринятыми для всего фэнтези мира. Такие вещи подкупают. И, если всё правильно сделать, они не рушат канон, а дополняют его, образуют его вокруг героев.

Ну, а остальное по минусам, для меня уже не так важно. Кое-где используется не очень натуральное построение фраз в некоторых моментах монологов и диалогов. Но это редко. Всего несколько моментов. Затем, опять же, кое-где слишком явно подстроенное в угоду читателю составление некоторых реакций персонажей. Что так же касается и реакции детей, которые изредка слишком однородно высказывают свои мнения и мысли, даже не смотря на разницу в характерах и речевые особенности. Хотя, в основном, всё это происходит в начале произведения и потом практически на 100% встаёт на свои места к концу. Поэтому не критично. Слишком большое обилие романтических отношений в историях. А как же ярость и ненависть? Например, в отношении между двумя мужчинами, проходящими через какое-то испытание. Хитроумное интриганство и безразличие? Например, в отношениях между дворянином и какими-нибудь крестьянами. Можно было бы сделать многие истории просто диаметрально противоположными друг другу – и это бы смотрелось, на мой взгляд, заметно лучше. Ну и последнее:  слишком явный образ беззащитной девушки, прямо таки во многих рассказах буквально ждущей помощи мужчин. Любители романтизма со мной, может быть, не согласятся – но я циник, поэтому тяготею к противоположному. Хотя, если рассуждать со стороны классического характера построения историй в  произведении, то это наоборот плюс, потому что именно классика здесь, не смотря на стилистику построения всего произведения, практически везде и всегда цветёт, живёт и правит бал. К тому же таким образом повесть становится намного доступнее, чем для прочтения одними взрослыми, и очень располагает к прочтению детьми и подростками разных возрастов.

И на этом, наверное, всё. По сути, здесь я не увидел той тяжести, которую часто создаю сам, но увидел достаточно, чтобы понять – автор действительно старалась и создала нечто достойное. Достойное потраченного времени, достойное наматывания на ус, достойное удовлетворения вкуса читателя, достойное прилавка, наконец. И поэтому я от всей душе желаю Елене развиваться дальше как человеку и как писательнице, создавать не менее впечатляющие произведения, поскольку у неё есть для этого все данные, находить в себе больше сил и времени для создания новых миров, но самое главное – не бросать, потому что посредственных писак во все времена хватало, но вот так, чтобы начинать, продолжать, заканчивать – и чтобы из этого выходило ещё что-то особенное, что-то сносное, а потом браться за следующее… Столь ценное качество есть не у всех, но приходит лишь с опытом и упорством, когда оба они точатся о талант. Без таланта обычно результат получается совсем не тот.

Ну и к тому же, как лично мне кажется, «легенды Атеивалы» достойны не просто прочтения, но и продолжения, либо полноценного романа, написанного, возможно, в той же самой манере, или как-то по-другому. Это станет отличным решением и центральным бриллиантом во всём творчестве автора, как и отличным заделом на будущее. Да и публикация тоже имела бы смысл. И не только благодаря своей особенности описания мира и всей вселенной, но и благодаря конкретному воплощению характерных стилистических решений и структурных преобразований, которое отличает её от заметного числа аналогов.

В общем хорошего всем фэнтези по жизни и приятного времяпрепровождения в мире Атеивалы-вар!       
   

Ознакомится с повестью целиком можно здесь: http://www.proza.ru/avtor/lenar1


Рецензии
Очень хорошо разложили всё. Я знакома с творчеством Елены и люблю её читать и абсолютно согласна с тем, что Елена способна на большее, то бишь, полноценный роман. С уважением, Валентина.

Валентина Спирина   03.01.2019 14:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.