Поминки

      

                «Если вы не будете ходить на похороны других людей,
                они не придут на ваши».               
               
                Кларенс Дей.

  – «Таня, ты не забыла, что в пятницу мы идем прощаться с Максимом», –  спросил я жену.
 – «Да, я помню и видела присланное приглашение. Возьми посмотри и ты».          Она протянула мне темно – багрового цвета бархатную открытку.
 – «Красиво, оригинально и приятно держать в руках», – сказал я и добавил:
 – «Это в его стиле».
Я раскрыл приглашение, рассмотрел фотопортрет Максима и прочитал набранный типографским шрифтом текст:
«Дорогие Таня и Рома.
 В связи с моим уходом в мир иной приглашаю вас прийти  и с размахом отметить это событие.  Обещаю теплую, почти семейную обстановку, хорошую музыку, вкусные закуски и проверенный алкоголь.  Будут все свои.  Форма одежды –  демократичная. Слезы –  запрещаются, улыбки – приветствуются. Надеюсь, что придете проститься и  проведете последний вечер со мной. Все оплачено. Ваш друг Максим.
Расписание мероприятий:
1. Прощание в морге  12.00 ч.
2. Отпевание в Храме  15.00 ч.
3. Поминальный вечер в ресторане 19.00 ч.
Первые два пункта – посещение по возможности и по желанию.
Вечер в ресторане – явка обязательна.
Дата. Подпись».

 – «Он знал дату смерти, похорон, поминок. Это не возможно», –  произнес я.
 – «От него всего можно ожидать. Не удивлюсь, что он окажется живым и восстанет из гроба», – сказала Татьяна и добавила:
 – «Эгоист. Вы все такие, думаете только о себе. Оставил молодую жену. Как будет жить его Ксения, она такая беспомощная. Мы должны о ней позаботиться».
 – «Хорошо, только не кощунствуй. Он нас слышит. Ты к нему не справедлива. Он творческий человек. Да, его заносило и он не всегда ограничивался рамками дозволенного. Но, он наш друг», –  заключил я.
 – «Паразит, он у нас деньги занимал и не отдал», – пролепетала Татьяна и заплакала.
        Нам стало жалко Максима. Нам будет не хватать его выходок, приколов, розыгрышей. Мы вдруг, остро ощутили, что его с нами нет и никогда не будет. Мы крепко обнялись и заплакали.
– «Таня, как ты думаешь, правда ли, что Господь Бог в первую очередь
забирает самых лучших», –  спросил я и продолжил свою мысль:
– « А если это так и мы еще здесь, – значит мы не лучшие и не достойные».

Все смертны и рано или поздно каждому придется покинуть этот мир. Можно по разному относиться к смерти, но уход из жизни для нормального человека имеет огромное значение и не безразлично в каком виде и при каких обстоятельствах тот или иной субъект покинет этот мир. Не менее важным является проведение похорон, исполнение религиозных обрядов и организация поминок. Родные люди и близкие друзья не должны находиться в глубоком трауре, напряженно собирать деньги на похороны и испытывать какие – либо затруднения при прощании с усопшим.
Учитывая эти обстоятельства, наш друг Максим решил позаботится обо всем сам. Он оформил и заранее оплатил все расходы в храме, на кладбище и в ресторане, а главное – он организовал свои поминки. Ему хотелось, чтобы пришедшие с ним проститься  близкие люди не страдали, а воспринимали поминки, как банкет по поводу защиты диссертации, издания книги или повышения в должности с увеличением зарплаты.
Он обошел несколько увеселительных заведений и остановил свой выбор на небольшом уютном ресторане в центре города, с хорошей кухней,  отдельным залом и удобной автомобильной парковкой для гостей.
В предполагаемое им время, никого не беспокоя, во сне, Максим тихо, без мучений  ушел из жизни. По народному преданию о такой смерти мечтает каждый, но не у всех получается так умереть.
После исполнения всех религиозных обрядов и прощаний в морге, в храме и на кладбище, люди потянулись к автобусу и к своим автомашинам, чтобы поехать в выбранный им ресторан и помянуть покойного.
В фойе ресторана звучала мелодичная музыка, а с огромного экрана монитора Максим приветствовал дорогих ему людей. Он не плохо выглядел для усопшего, улыбался и здоровался с  каждым вошедшим.
Народу собралось человек тридцать. В числе пришедших были  скорбящие вдовы, друзья и коллеги. Он произнес:
 – «Дорогие мои. Как же давно мы не виделись, не общались и не сидели за одним столом. Но, появился повод и я хочу, чтобы эта наша последняя встреча вам запомнилась. Пожалуйста, проходите в зал, рассаживайтесь, наполняйте бокалы, выпивайте и закусывайте. Общайтесь, танцуйте, пойте песни и знайте, что я веселюсь вместе с вами.  Убедительная просьба не требовать у официантов счет, так как все оплачено».
Гости уютно устроились за большим столом в отдельном зале  с огромными мониторами на стенах. На экраны было выведено изображение, на котором Максим сидел за столом, наливал водку в рюмку, выпивал и закусывал. Его обслуживал официант, который в данный момент работал в зале и наливал водку в рюмки мне и сидящей рядом Татьяне.  Все это было странно,  интересно и создавало эффект присутствия виновника мероприятия, которое по его замыслу не должно было быть траурным. Все наполнили рюмки, положили в тарелки закуски и стали говорить приятные слова о Максиме.
У нас, как у древних греков : «о мертвых либо хорошо, либо ничего». Через несколько высказываний наступило время ответного слова покойного:
 – «Дорогие друзья», – сказал Максим.
 – «Огромное вам спасибо за добрые слова. Я понимаю, что плохого вы обо мне не скажите, потому что воспитанные люди, да и случай, из-за которого мы здесь собрались – не тот. Но, все равно приятно услышать о себе столько хорошего и наверно, стоило ради этого умереть.  А сейчас,  поднимите рюмки, потому, что я хочу выпить за вас, за дорогих мне людей. Я счастливый человек потому, что меня в жизни всегда окружали замечательные люди. За вас, друзья и простите меня за все». Он поднял рюмку,  выпил до дна и добавил:
 – «А теперь, давайте танцевать».
В зале  зазвучала приятная композиция в исполнении  группы «Рики и Повери». В это время, Максим встал из- за стола, подошел к воздушной девушке в белом и стал с ней танцевать. Они кружились, смотрели друг другу в глаза и улыбались.
Многие гости последовали его примеру и пошли танцевать, а другие остались сидеть за столом. Через некоторое время, души людей стали оттаивать и они начали улыбаться друг другу. Он периодически общался со своими друзьями, задавал им вопросы и они отвечали. Никто не понимал как он смог все это устроить. Создавалось впечатление, что Максим находится за стенкой, наблюдает за происходящим в зале и используя дистанционный пульт управляет мониторами, видеокамерами и микрофонами. Многие из гостей потеряли связь с реальностью и забыли по какому поводу оказались в ресторане.
Через некоторое время, на мониторах появилось его изображение с гитарой и он стал петь. После каждой  исполненной песни он просил наполнить рюмки, выпивал вместе со всеми и, как ребенок, радовался тому, что его пение нравится друзьям.
Потом, каждому гостю вручили персонально подписанный  томик новой изданной его книги рассказов и все были довольны, что он никого не забыл.
 – «Друзья, давайте выпьем за вышедшую книгу, там есть интересные, заслуживающие вашего внимания рассказы», – сказал он.
Все налили рюмки и выпили. Затем, пошли танцевать.
Незаметно пролетел вечер и люди стали расходиться. Они прощались с его изображением на экране монитора и Максим попросил прощения и попрощался с каждым.
Последними подошли к монитору  мы с Татьяной. Максим обратился к Татьяне:
– «Таня, я знаю, что ты на меня сердишься за то, что я у вас с Ромой
занимал деньги. Не злись, я не забыл и моя Ксюша их вам передаст. Друзья, не оставляйте Ксению и помогите ей, если понадобится. Она молодая, но очень хорошая и я ее сильно люблю. Она, сейчас в разобранном состоянии и нуждается в поддержке», – сказал он и мы посмотрели на его молодую жену. Выглядела она раздавленной и потерянной. Мы обняли Ксюшу и пообещали, что не оставим ее одну.
– «Макс. Прошло три дня, как ты умер и три с лишним часа, как тебя
похоронили. Что там», – не удержался и спросил я.
– «Рома, ты не поверишь, но я не знаю. У меня ощущение, что я застрял
между прошлым и будущем. Меня уже нет здесь и еще нет там», – ответил Максим и добавил:
 – «Ребята, я не знаю, как буду без вас, я уже скучаю и простите меня за все.
Ксюша, ты лучшее, что у меня было в жизни. Я любил, люблю и всегда буду любить тебя. Ты достойна счастья, жаль, что не со мной. Но, это не моя вина. Спасибо тебе за все. Прости и прощай», – сказал он. Глаза его заблестели, подступил ком к горлу и по щекам потекли слезы. Девчонки, тоже  разрыдались и я составил им компанию.
Максим осмотрелся по сторонам, ему стало не удобно за проявленную слабость. Он не заметно для окружающих промокнул салфеткой свои слезы. Затем, поднял наполненную рюмку и сказал:
– « Выпьем за вас ребята. Будьте счастливы и изредка вспоминайте обо
мне».
После его слов монитор выключился.  Мы подхватили под руки Ксюшу и поплелись к выходу.      


Рецензии