Колька

 
      Колька — щупленький мальчик, сравнительно высокий для своих четырех лет. Его огромные глаза под шапкой черных, как смоль, вьющихся волос не по-детски серьезны и печальны.
      Колька осторожен. Он знает, что подходить к ограждению лагеря ему нельзя, и наблюдает за всем, что там происходит из-за угла барака, в то время как младшая сестренка бесстрашно стоит у проволоки и голодными глазами смотрит на немца, который спокойно ест из алюминиевого котелка гороховый суп.
     Да и какой смысл подходить ближе, если от одного запаха пищи у голодного Кольки сводит желудок, и он теряет сознание?
      Падать на виду у администрации лагеря для Кольки не менее опасно, чем выйти на открытое пространство; выяснять, что случилось, никто не будет. В лучшем случае его тельце перевернут пинком ноги.
       Мальчик и так на примете. У него даже кличка есть: Швах*!
       Немцы очень не любят евреев, и поэтому Колька дышит спокойно только ночью. Днем же старается прошмыгнуть незаметно, иначе «свой» пинок он получит обязательно.
      Мальчик пугливо озирается — нет ли опасности? Он не может оставить без внимания маленькую сестренку. Мама велит следить за Леной, поэтому бо;льшую часть времени они проводят вместе, держась за руки.
       На самом деле в присутствии Лены ему даже спокойней. Если вдруг на пути возникает охрана, Лена быстро выдвигается вперед и, улыбаясь и раскидывая руки в стороны, громко картавит:
— Немец, гутен молган!
— Лена, — будет потом поучать брат, — днем надо говорить «гутен таг».
— Нет, молган…
   Коля не возражает.
   Взрослых немцы с утра угнали на добычу сланцев и приведут только вечером. У детей свои обязанности: убирать территорию лагеря, приносить из ручья воду, запасать березовые веники, чистить лошадей и выгребать их помет, мыть немцам сапоги, велоси-
* Еврей (нем.)
педы и мотоциклы, участвовать в их забавах в качестве мишени…
Пока немцы обедают, ребятня глотает слюни и ждет, что будет дальше. После супа охрана «добреет» и может послать детей в лес за ягодами. В лес посылают только мелких детишек — эти не сбегут. Колька держит наготове пустую консервную банку для ягод, хотя знает, что сначала придется мыть котелки — таков порядок. Котелок должен быть чистым и стоять возле ранца охранника, блаженствующего на траве после приема пищи. Только потом детей выпустят за ворота: «Шнель! Шнель! Айн момент!».
    Ягод в лесу видимо-невидимо! Через полчаса с консервными банками, полными ягод, дети возвращаются назад.
    Окна второго этажа здания, где живут немцы, распахнуты на-стежь. Детей ждут и знаками призывают подняться.
    Колька осторожно поднимается по скрипучей лестнице. Лена осталась внизу и держит входную дверь открытой, чтобы брат не споткнулся и не упал в темноте.
    Жизнерадостный немец выходит навстречу мальчику, выхватывает банку и тут же нетерпеливо засовывает в рот горсть душистой земляники.
— О-о-о! Гут! — блаженно выдыхает он и разворачивается с намерением уйти в комнату, но в этот момент Коля тихо произносит:
— Немец, дай хлеба? Битте, брод…
   Выражение лица офицера быстро меняется. Его глаза уже привыкли к сумраку коридора и увидели маленького «Еврея».
— Ви! Вайс хайст ду?!
     Колька чувствует неладное, но не успевает сделать и шага назад, как мощный удар сапогом отбрасывает его к лестнице, и он с грохотом катится вниз по деревянным ступенькам!
    Беспомощное хилое тельце Кольки неподвижно распласталось на низком крылечке.
 — Колька! Колька! — в ужасе повторяет сестренка. — Вставай же, пошли! — зовет она.
    Маленькими, красными от ягод ручонками, мешая кровь и слезы, Лена гладит бледное лицо братика.
— Колька, ну что же я вечелом скажу маме? Вставай… пошли! Ну, Колька…
    К потерявшему сознание мальчику подходят другие дети. У некоторых в руках заплесневелые корки хлеба. Как вкусно они пахнут!
   Заработанный хлеб никто не ест; его съедят вечером всей семьей.
   Маленькие пленники поднимают Кольку и тащат его в барак под дружный гогот сытого зверя, несущийся из раскрытых окон.
   Оттуда же вслед детям летят пустые консервные банки. Их нужно собрать и вымыть. Завтра они пригодятся снова.
           https://e-shirokova.ru/


Рецензии