Однозвучно звенит колокольчик

     Эта история произошла более 20 лет тому назад, но часто всплывает в моей памяти. Наш любительский хор принимал участие в фестивале хоровых коллективов Баренц-региона. Фестиваль проходил в шведском городе Лулео. Участвовали в фестивале по одному–два хора из Швеции, Норвегии, Финляндии и 2 хора из России. Кроме нашего был еще Вепский хор из Карелии.
     Заключительный концерт состоялся на местном стадионе. Только зрители сидели не на трибуне, а на сидениях установленных на футбольном поле, а артисты располагались на верхних рядах трибуны для болельщиков. Между полем и трибуной была смонтирована двухъярусная сцена. На первом ярусе располагался эстрадный оркестр, который разогревал публику до начала концерта, а на второй ярус, сдвинутый в сторону трибуны, по очереди выходили для своего выступления хоры. Мы были не первыми. Вышли после того как отлаял свою программу финский мужской хор. Отлаял – это не гипербола. Хор действительно акапельно исполнил музыкальное произведение, в котором распевался всего один соответствующий слог. Фишка заключалась в разновысотности, частоте и нюансировке произношения этого слога, ну, естественно и в гармонии – пели не менее, чем на 3 голоса. Мужчины лаяли с большим удовольствием и даже азартом. Зрители внимательно слушали только первую часть исполнения, а когда хор пошёл на второй круг – внимание заметно ослабло.
     Следующим вышел наш коллектив. После полутора тактов хоровой вокализации негромко вступил наш солист Владимир Витальевич Зеновский: О - дно - зву-чно зве-нит … На стадионе мгновенно установилась абсолютная тишина. Даже за пределами футбольного поля, вдали, где работали буфеты и только что раздавались какие-то звуки – все стихло. Оркестранты, безучастно сидевшие на нижнем ярусе и смотревшие на публику, как по команде повернулись на 180 градусов и подняли на нас глаза. У меня от волнения, вызванного таким вниманием, перехватило дыхание – вместо протяжного легато появилось тремоло, так что на несколько секунд пришлось взять индивидуальную паузу. Разливалась только «песнь ямщика»...
     Столько грусти в той песне унылой,
     Столько чувства в напеве родном ...
     Когда я, приехав домой, рассказал об этом случае своей жене, то сразу получил ответ: «Так ведь у Владимира Витальевича божественный голос». И я согласился с ней. Иначе, чем можно было объяснить факт, что во время нашего выступления в элитном закрытом клубе в Осло большая часть норвежских женщин, скорее всего не знавших русского языка, платочками вытирали свои слезы?!
     Ну, а объективной оценкой способностей Владимира Витальевича можно считать высказывание одного из преподавателей кафедры хорового дирижирования Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова.  После очередного концерта нашего хора на сцене Санкт-Петербургской государственной хоровой капеллы им. М.И.Глинки он, в частности, отметил для многих недосягаемое пианиссимо, которым владеет солист. Финал песни «…дорога далека, да-ле-ка, да – ле – каааа» действительно воспринимается как вечность мироздания, в которую улетает песня. 


Рецензии
Александр, спасибо за рассказ!
Я очень живо всё это себе представила.
Сама я на таком стадионе слушала концерт всего один раз в жизни. Но у нас слушатели сидели на трибунах и вокруг на лугу. Артисты пели в середине поля. Лето, тепло, тихая погода, хорошая аппаратура. Концерт прошёл здорово.
Но вот такого потряснния от чего-нибудь выступления не было, как у Вас.
Бывают особенные исполнители. Их не так много.
Спасибо за рассказ! Благодаря Вам мне припомнилось своё, очень личное, очень дорогое.
С уважением,

Катрин Кантарис   01.02.2024 18:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.