Клюковка

 
     Ранняя весна. Утречком, еще по ледку, Нюра с детьми идет на болото за клюквой. В голодное время свежая ягода воспринималась, как дар небесный, позволяющий выживать. Клюква не боится холода; она отлично зимует и, когда сойдет большой снег, можно увидеть на мху россыпь ее бело-розовых и черно-красных ягод. Кисло-сладкие, плотные, хрустят они во рту, покалывают небо, и дети чмокают и жмурятся от удовольствия.
    Однажды ночью Лена почувствовала на своем лице теплую капельку и открыла глаза. Над ней, очень близко, родное лицо!
— Ма-а-а-ма! — Лена быстро задвигала веками, улыбнулась и снова закрыла глаза досматривать радостный сон.
— Нюра, мне сегодня мама приснилась, — поспешила сообщить она утром свои ночные видения.
— И вовсе не приснилась. Мама здесь. И сегодня вы пойдете с ней за клюквой.
— Быть целый день с мамой! — Лена ликовала.
   Анна вышла из леса глубокой ночью, скрашиваемой порывами теплого ветра. По заданию командира 2-й партизанской бригады Западного фронта ей поручался сбор сведений о перемещении немецкой боевой техники в районе железнодорожного узла стан-ции Ямм.
    Анна шла оврагом к маленькой баньке, где жили золовка Нюра и четверо детишек, двое из которых были ее.
    Чутко реагирующая на звуки, Нюра сразу впустила ночную гостью, зажгла лучину, подбросила в каменку дров, напоила Анну можжевеловым чаем.
    Две хрупкие фигурки, напоминающие подростков, сидели на полу, не отпуская пожатье рук; расслабленно смотрели на огонь, слушали тихое сопение спящих детей и молчали. Слова не шли на язык, упираясь в страшное слово «война», загнавшая их, как зверей, в непроходимые леса и топи Гдовщины.
   Когда огонь согрел их души, женщины разговорились.
— Немцы провели карательную акцию по зачистке местности от партизан. Передышка будет недолгой.
— В деревне вяжут теплые носки и свитера. Отправляют со связным в лес.
— В Княщинке спалили старосту вместе с награбленным добром. Старостой назначили деда Родиона.
   Холуйская это должность — быть старостой на оккупированной немцами территории. Но есть одно преимущество — пропуск на свободное перемещение по району. Дед Родион только делал вид, что всячески способствует немецкому порядку, а на самом деле днем собирал продукты и теплые вещи для немцев, а ночью добрую их половину переправлял в лес к партизанам.
   За год, проведенный в партизанском отряде, Анна изучила лесные тропы, явки и легенду своего бродяжничества по Гдовскому району. Усвоила, что походы местного населения за ягодами, грибами, дровами, травой для скотины не вызывают у немцев подозрений.
    Большое болото, примыкающее к железнодорожным путям, по мнению деда Родиона, было лучшим местом для наблюдения за проходящими эшелонами. И самым безопасным, поскольку немцы привыкли к тому, что здесь постоянно собирают морошку, клюкву, мох.
    На высокой насыпи всего одна колея холодного металла, натужно гудящего и искрящегося под тяжелыми платформами эшелонов с военной техникой. Немцы усиленно охраняют средства коммуникаций для переброски военных грузов, особенно сейчас, перед решающим наступлением, объявленным Вермахтом.
     На болото Анну с детьми провожал дед Родион. Он вывел их к железной дороге и показал, где лучше перейти рельсы.
— За насыпью сразу увидишь две сосны. На них и ориентируйся. По правой стороне, вдоль железнодорожного полотна, на глубину двести–триста метров тянутся клюквенные мхи. Здесь и бери ягоду.
      На том и расстались.
У насыпи Анну остановил патруль, заинтересовавшись содержимым корзиночки, куда Родион предусмотрительно положил два моченых яблока. Немец забрал яблоки, а оборванцев отпустил на болото.
    Спешить некуда. Анна с суковатой палкой осторожно идет впереди. Кочки и лужайки из зелено-бурого мха чередуются с ряской, надежность которой нужно проверять. Продвинувшись метров на сто в  глубину на уровень сосен, Анна приметила серо-зеленый лужок с ягодой.
— Пришли. Поешьте ягод.
Пока дети, причмокивая от удовольствия, лакомились кислятинкой, Анна набрала несколько горстей клюквы в корзинку.
— Нюра рассказала, что вы любите арифметику. Но я забыла спросить у нее, чему учит этот предмет.
— Действиям с числами, — быстро ответил Коля.
Анна опрокинула корзиночку с ягодой на зеленый коврик из мха и предложила разложить клюкву на две одинаковые части.
    Дети быстро справились с заданием и сказали, что у каждого из них по сто пятьдесят ягод.
   Анна похвалила детей. Она не сомневалась в том, что дети хорошо считают. За плечами у Нюры институт благородных девиц, опыт работы в начальных классах и авторская программа опережающего развития детей дошкольного возраста. Как только партизаны вывезли семью из концлагеря и спрятали в баньке, Нюра возобновила занятия с детьми. Обучающего материала было достаточно: лесные шишки, хвойные иголочки, следы птиц на снегу, комочки и фигурки из снега. Занятия скрашивали их жизнь в лесу, отвлекали от тяжелых мыслей.
— Теперь поделите свои ягоды на пять равных частей.
  Когда дети справились и с этой работой, Анна уточнила, сколько ягод в каждой горке, и осталась довольна ответом.
— Думаю, вы готовы к новой теме. У меня на ладони две клюковки, — сказала мама. — Чем они отличаются?
— Одна клюковка большая, другая — маленькая.
— Правильно. Теперь представьте, что ягодка — это точка, — Анна быстро выложила два десятка ягод в одну линию. Поочередно, указывая на первую, последнюю и промежуточные ягоды в линии, мама называла: — Точка, точка, точка… Линия, которую я построила, состоит из точек. Это понятно?
    Получив утвердительный ответ, продолжала:
—Правило, которое вы должны запомнить, читается так: «Непрерывные точки образуют линию». Повторите. Линия имеет свойства. Сейчас вы видите непрерывную линию. А теперь, — Анна вынула несколько ягод и разорвала линию: — Обратите внимание: линия стала прерывистой; вместо одной непрерывной линии появилось несколько линий меньших размеров. Запомните: точка и линия — самые простые геометрические понятия. Другого определения нет. Из точек и линий можно строить разные фигуры и измерять их. Как это делать, вам подробно расскажет Нюра.
Вдали послышался шум приближающего поезда.
— Закрепим то, что вы узнали, на примерах. Вы видите вдали черную движущуюся точку. Это локомотив, который тянет по рельсам длинный хвост из вагонов и платформ.
Анна быстро с помощью ягод воссоздала картинку передней части поезда.
—Теперь ваша очередь: Лена пристроит локомотиву хвост из вагончиков, которые побегут по рельсам, а Коля— из открытых платформ…
   Дети старательно принялись за работу, а их мама тем временем изучала крупнокалиберную технику, размещенную на платформах. Ее макет быстро менялся за счет разноцветных ягод, их размера и нитей мха…
    Когда железнодорожный состав скрылся за мостом, Анна предложила детям ответить на вопросы:
   Что они понимают под точкой и с чем ее могут сравнить; какая связь между точкой и линией; из каких линий построены вагончики и платформы; чем отличается линия рельсов от линии поезда; сколько ягод было использовано на макет поезда, вагончики, открытые платформы.
   Анна разгружала память детей стихами, загадками, сказками до следующего появления эшелона с грузом.
За время пребывания детей на болоте по железной дороге прошло четыре груженых состава с немецкой военной техникой.
             https://e-shirokova.ru/


Рецензии
Война и дети, война и женщины, полицай - партизан, которого, наверняка, после войны ожидали лагеря. Сколько страданий пришлось пережить народу. Какой замечательный рассказ о хороших людях!

Сергей Химочка   18.04.2021 15:25     Заявить о нарушении
Спасибо за Отзыв. Вы, правы в части лагерей.

Лена Широкова   20.04.2021 08:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.