Отец Время из Хроник Нарнии

Одним из самых загадочных персонажей «Хроник Нарнии» является Отец Время. Даже само его первое появление на страницах хроник в шестой по внутренней хронологии Нарнии книге «Серебряное Кресло» таинственно и удивительно:

«Пройдя несколько миль, все оказались у каменной стены с аркой, ведущей в другую пещеру. Арка была значительно шире, чем предыдущая, и Джил смогла пройти, даже не пригнувшись. Они попали в пещеру поменьше, длинную и узкую, вроде храма. Здесь, заполняя почти всё пространство, лежал и спал огромный человек. Ростом он был выше любого великана, но лицом не походил на них – черты его были благородны и красивы. Грудь тихо вздымалась и опускалась под белоснежной бородой, доходившей до пояса. Чистое серебряное сияние, шедшее неизвестно откуда, освещало его.

– Кто это? – спросил Хмур, а Джил удивилась, как у него хватило духу, все ведь очень долго молчали.

– Это – Отец Время, бывший король Наземья, – сказал страж. – Он опустился в Королевство Глубин и заснул. Ему снится всё, что происходит наверху. Многие спускаются вниз, но немногие поднимаются наверх, к солнцу. Говорят, он проснется, когда кончится мир».

Сразу обращают на себя внимание слова «вроде храма». Да и их дальнейшего пояснения следует, что речь идёт о ком-то большем, чем о великане, пусть даже на редкость крупном и исключительно благородном. Так и реакция на вопрос Хмура прямо намекает на наличие благоговейного страха, священного ужаса зрящих Отца Время.

Потом вроде бы планка понижается из-за слов «бывший король Наземья», сказанных от Отце Время. Ибо кого-кого, а королей в Нарнии предостаточно. Однако Нарния — это лишь часть Наземья. При этом упоминаний о существовании какого-либо всемирного государства в каноне «Хроник Нарнии», насколько мне известно нет.

Да и слова «Ему снится всё, что происходит наверху» свидетельствует о наличии локального всеведения, а это уже далеко за приделами человеческих способностей, свидетельство запредельного уровня сил персонажа, чудо даже по меркам волшебного мира.

Может быть под Отцом Время, автор «Хроник Нарнии» Клайв Стейплс Льюис, имеет ввиду языческое божество античного Греко-Римского мира Сатурна (Хроноса, Кроноса)? Однако — это весьма мрачное божество, пожирающее собственных детей, персонификация неумолимого бега времени.

Льюис же христиан, более того, «Хроники Нарнии» являются литературным трудом с христианской подоплёкой. В частности доказательства данного утверждения содержит мой труд «Иисус Христос прообраз Аслана». Так зачем же ему идеализировать языческое божество, к тому же столь мрачное?

Логичнее предположить, что под Отцом Время автор «Хроник Нарнии» понимает кого-то другого. Вопрос, кого именно?

Возможно, станет яснее из упоминаний Отца Времени в седьмой и последней книги «Хроник Нарнии» под названием «Последняя битва»:

«Костёр потух, землю окутал мрак. Никто не догадался бы, что впереди – лес, если б верхушки деревьев не вырисовывались чёрными силуэтами на фоне звёздного неба. Когда Аслан зарычал снова, они увидели чёрную тень. С левого края небес она покрыла звёзды и росла, росла, пока не приняла очертания огромного человека, величайшего из великанов. Дети хорошо знали Нарнию и поняли, где он стоит. Он стоял на высокой вересковой равнине, которая простиралась к северу за рекой Шрибл. Джил и Юстэс вспомнили, как в давние времена в глубоких пещерах под этой равниной они видели спящего великана и слышали, что его зовут Отец Время и он проснётся в тот день, когда кончится мир.

– Да, – сказал Аслан, хотя они не проронили ни слова. – Пока он спал, его звали Время. Теперь, когда он проснулся, он получит новое имя.

Тёмный силуэт на фоне звёзд изменился – великан поднёс к губам рог. И чуть позже (звук распространяется медленней) они услышали голос рога, пугающий и высокий, полный странной и страшной красоты.

В то же мгновение небо наполнилось падающими звёздами. Даже если падает одна звезда, это очень красиво, а здесь их были десятки, сотни, и вот они полились нескончаемым серебряным дождём. Через некоторое время они увидели ещё одну чёрную тень прямо над головой, на самой кровле неба. «Может, это облако», – подумал Эдмунд. Звёзд там не было, одна чернота, однако вокруг продолжался звёздный ливень. Беззвёздное пятно расползалось все шире, шире, пока не почернела четверть неба, потом половина, и, наконец, звёзды падали лишь у самого горизонта.

Дрожа от удивления (и немного от страха), они вдруг поняли, что произошло. Это вовсе не облако росло над ними, это была пустота. На чёрном небе больше не было звёзд. Все звёзды упали, Аслан позвал их домой».

Предположение о запредельном могуществе персонажа подтверждается. Пусть звёзды Нарнии не такие, как на Земле, но зрелище и так потрясающее, подлинно апокалиптическое.

Заключительная же фраза «Все звёзды упали, Аслан позвал их домой» показывает, кому служит Отец Время? Отец Время слуга Аслана!

Хотя может быть — это всё-же поспешное предположение?

Однако чуть позже Аслан прямо повелевает, а Отец Время безропотно исполняет страшный приказ:

«Вдруг там блеснула полоска печальной и зловещей зари; она росла над водой, становилась ярче и светлее, и вот они уже перестали различать свет стоящих за ними звёзд. Наконец взошло солнце. Увидев его, лорд Дигори и леди Полли тихонько кивнули друг другу. Однажды, в другом мире, у них на глазах умерло солнце, поэтому они сразу поняли, что и это солнце умирает. Оно было втрое – нет, в двадцать раз больше обычного и тёмно-тёмно-красное. Лучи его упали на гиганта Время, и он тоже сделался красным, и всё пространство безбрежных вод сделалось как кровь.

Взошла луна, совсем не там, где положено, очень близко от солнца, и тоже казалась красной. Языки пламени потянулись к ней от солнца, словно змеи или усы багрового огня. Солнце было как спрут, оно будто пыталось притянуть к себе луну огненными щупальцами. Наверное, оно и притянуло: луна двинулась, сначала медленно, потом все быстрее, быстрее, пока языки пламени не сомкнулись вокруг неё и не стали огромным шаром, подобным горящему углю. Громадный кусок огня отвалился от него и упал в море; облако пара поднялось вверх.

И Аслан сказал:

– Пусть наступит конец.

Гигант бросил рог в море. Потом протянул руку – она казалась совсем чёрной и тянулась на тысячи миль, через всё небо, пока не дотянулась до солнца. Он взял солнце и сжал его, как апельсин. И тут же наступила полная тьма.

Все, кроме Аслана, отпрыгнули назад, словно ошпаренные резким студёным ветром. Края Двери покрылись льдом».
Хотя так ли страшен приказ, как видится потрясённым людям не из последних? Ведь Отец Время по приказу Аслану прекращает агонию, гибнущего мира.

Так кто же Отец Время? Раз литературным прообразом Аслана является Иисус Христос, то прообразом Отца Время явно служит кто-то из ангелов, которые есть служебные духи, могущие принимать зримый очами смертных облик по воле Божией. Скорее всего, прообразом Отца Времени послужил кто-то из ангелов средней силы, о коих в книге «Ангел молитвы» сказано:

«Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также противостоять тем злым духам, которые поклялись погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах».

Републикация с портала "Православный Медик" http://pravmed.cerkov.ru


Рецензии