Воспитания Князя
1
В одном царстве правил царь, у которого был сын — царевич, будущий наследник престола. Когда наследнику исполнилось восемнадцать лет, он стал проявлять бунтарский характер, ленился, не сдерживал свои желания, любил алкоголь и неподобающее поведение. Это вызывало у царя глубокую тревогу и огорчение за судьбу своего сына, ведь он рос из великих царских кровей, но не стал образцом для подражания.
Царь не мог смириться с тем, что такой царевич унаследует его царство. Его одолевали сомнения: что станет с его наследием под властью такого наследника? Какой пример он подаст своим подданным своим поведением? Царь думал об этом днём и ночью, но так и не смог найти решение.
На следующий день он созвал совет великих бояр и сановников, которые уже давно мечтали о свержении царской власти и учреждении республики, основанной на принципах равенства и свободы от ограничений. Когда все собрались в царской приказной палате, царь начал свою речь:
— Я собрал вас, чтобы обсудить важный вопрос о престолонаследии. Вы, господа, уже знаете, что мой наследник ведёт аморальный образ жизни, и это может негативно сказаться на будущем нашего царства. Как царь, я должен быть примером для своих поданных, идеалом для народа. Ведь какой царь — такой и народ. Как глава государства, я должен думать о будущем своих подданных, включая моего наследника. Я прошу вас дать мне совет, как поступить с непутёвым царевичем.
Один из советников встал и предложил царю:
— Великий царь, лиши наследника наследства и возьми себе новую жену, более нравственную, чем первая. Все хорошие или плохие царевичи рождаются от матери. А его отпусти на все четыре стороны света. Пусть новая жена родит нового наследника, более достойного тебя и твоего царства.
Царь ответил:
— Но я не могу бросить свою первую любовь и жену, которую мне дал сам бог по велению судьбы. Он предрёк мне во сне, что мой сын станет великим царём.
Другой советник возразил:
— Нет, царь, ты должен согласиться с первым высказавшим своё мнение советником бояр. Да, царь, тебе принадлежит последнее и окончательное слово в этом деле, но знай, что государственные дела важнее дел амурных. Нет ничего главнее, чем судьба народа. Я также считаю, что твоего царевича следует лишить наследства и передать власть народу, чтобы он сам управлял своей судьбой.
Услышав такие дерзкие речи, царь ответил всем, кто мечтал о свержении царской власти:
— Я собрал вас не для того, чтобы упразднить царскую власть, а чтобы помочь царевичу перевоспитаться и встать на истинный путь. Я давно знаю о ваших мыслях и мечтах. Не быть в моём царстве республиканских строёв, ибо власть царя на земле как власть Христа на небе, чтобы он пастил свой народ.
В ответ на слова царя выступил ещё один советник бояр:
— Но царь, ты сам нас собрал, чтобы обсудить государственные дела, и сам просил советы. И что мы делаем — даём тебе дельные советы. Ибо ты нечасто советуешься с нами в вопросах государственных дел.
Все советники начали в один голос говорить:
— Правильные речи он говорит, слушайся нас, и государство твоё будет процветать.
— Я подумаю, — ответил царь. И после этого все вышли из царского зала.
2
После совета царь впал в ещё большее отчаяние. Он не знал, как помочь своему сыну и сохранить для него царство, ведь ещё до рождения Бог обещал ему, что ребёнок станет великим человеком. В последние дни он начал сомневаться в верности этих обещаний.
К счастью, в это время ко двору пришёл человек, посланный Богом. Этот скит ходил из города в город по всему царству и оказывал помощь тем, кто нуждался в поддержке в трудный час. И вот он вошёл в царский зал, где стоял царь.
- Великий царь! Я слышал, что в твоём доме случилась беда — у тебя растёт непутевый сын.;- Да, божий человек, и я не знаю, как быть с ним.;- О, царь, я много видел в этом мире и встречал самых разных людей. Но знай, что в твоём царстве есть человек, который может помочь тебе в твоей беде. Я знаю одного скита, который уже много лет живёт в пустыне и ведёт аскетическую жизнь во славу Господа нашего.;- И кто этот скит? Скажи мне, как его найти, или пусть он сам придёт ко дворцу.;-По разным причинам я не могу сказать тебе его имя и где он живёт. По велению Бога он просил не разглашать его имя и место, где он обитает. Он служит Богу и тебе верой и правдой, ведь ты наш пастырь. Помнишь евангельскую притчу о пастухе и заблудившейся овце, который оставил на время свою отару в поисках той самой овцы? Так вот, твой сын и есть эта заблудившаяся овца.;- Если он не может прийти ко мне во дворец, как он может помочь? И что требуется от меня, чтобы тот скит-старец помог?;- От тебя требуется только одно — отдать твоего сына на воспитание этому скиту-старцу до поры до времени, пока не придёт час, и он станет тем великим человеком, о котором тебе Бог обещал ещё до рождения его.;- Но прежде чем отдать его на воспитание к старцу-мудрецу, объяви во всём твоём царстве, что твой единственный наследник скоропостижно покинул этот бренный мир. И советникам, и никому другому, даже жене, не говори о том, что мы обсудили, пусть думают, что он умер. А ты притворись, что скорбишь по этому случаю.;- Хорошо, божий человек, я так и сделаю, как велишь. Иди, возьми моего сына и отправляйтесь в путь во имя Господне.;- Хорошо, царь, да хранит тебя и твоё царство от злых врагов и языков. Аминь!
3
И вот скит взял юношу в свои объятия, и они отправились в путь. Они проезжали через такие дивные места, что царевич был глубоко впечатлён, и он не подозревал, насколько огромно его царство. Когда они прибыли к конечной цели, царевич увидел перед собой бескрайнюю пустыню, посреди которой находился чудесный оазис с колодцем и гротом, где жил неизвестный старец, скит божественной мудрости.
Они вошли в келью, высеченную в том самом гроте, который царевич заметил сразу, как только они оказались в оазисе.
— Старец Хирон! Да благословит вас Господь и дарует вам долгие лета! Я пришел с тем, кого вы просили.
— Вот и чудно! А ну покажи его мне, эту заблудившуюся овцу господа нашего.
— Заходи, царевич, в кельню, старец хочет тебя видеть.
Царевич зашёл в келью отшельника-мудреца и увидел там маленький стол, сделанный из подручных материалов, и голые стены. Кровати не было, потому что старец спал на полу, укрываясь овечьей шерстью.
— Хорош, молодец! Сразу видно, что он…
— Что не так? — спросил царевич.
— Да ничего. Ты сам знаешь, зачем тебя привезли сюда?
— Нет.
— Вот и чудно. Но ты помни, возврата нет, ибо твой отец отверг тебя за твой аморальный образ жизни. Так что с этого момента ты в моём подчинении.
— Как отец мог поступить так со мной?
— Мог, ибо ты дал повод к этому.
— Ну что же, старец, я оставляю царевича вам, меня ждут другие дела.
— Скит, не оставляй меня с ним, прошу тебя, забери меня обратно.
— Не могу, царевич, так было велено самим царем.
Царевич огорчился за свою судьбу, понимая, что во многом сам виноват в этом. Он начал плакать, чувствуя себя покинутым в этой келье в забытом мире.
Прошло некоторое время, и царевича начали мучить старые привязанности: ему хотелось вина, девушек, танцев и сна без конца. Когда пришло время ужина, старец сел за стол и начал есть, а царевичу ничего не дал.
Царевич спросил старца:
— Почему ты не даешь мне поесть?
— А ты это заслужил? Ты раньше ел с царского стола, но со стола моего ты не поешь, пока не докажешь, что ты это заслужил.
Царевич думал над словами старца много часов, пока не смог выдержать голод и вышел из кельи. Он увидел отару овец, взял её и пошёл пасти на зелёные поля, находившиеся в нескольких километрах от кельи. Там он простоял до тех пор, пока отара не наелась зелёной травы, и только после этого решил вернуться обратно к старцу.
Когда царевич вернулся, старец уже ждал его.
— А! Вот и ты пришёл! Я подумал, что ты не вернёшься, и забрал моих овец, чтобы зарезать их и съесть по одной по пути обратно к царю. Ну что же, хвалю, ибо мои овцы давно проголодались, а пасти их некому, ибо я уже немощен и мне тяжело ходить так далеко. Ну что же, заходи, пообедаем вместе, но знай, мой обед скудный.
Они вместе вошли в келью, сели за стол и начали обедать. Царевич ел с таким аппетитом этот скудный обед, что старец обрадовался с доброй улыбкой. И вот старец даёт первое наставление в жизни царевичу:
— Знай, царевич, не так вкусен обед, который не заработал честным путём, но всякий обед вкусен именно, который своим честным потом добыт.
— А почему так? — спросил царевич.
— Так устроен мир, и так угодно богу, чтобы мы через пот добыли свой хлеб.
— А почему вы мне сказали, чтобы я пастил вашу отару овец?
На это старец берёт деревянную чашу, ставит её на стол и спрашивает, что видит царевич перед собой.
— Вижу деревянную чашу. — отвечает царевич.
— А что ещё?
— Что она пуста.
Старец берёт эту самую деревянную чашу и наполняет её водой из маленького ковшика с пресной водой. И опять спрашивает, что видит царевич.
— Чаша наполнена водой.
— А до этого как она была?
— Пуста.
— Так знай, царевич, чтобы я наполнил эту чашу, я сделал усилие, взяв её и окунув в маленький ковшик с пресной водой. Так познай первую истину жизни, царевич. Если бы я не сделал это усилие, то не смог бы наполнить чашу. Ибо до этого чаша просто стояла, и долго стояла, если бы я не сделал усилие. Короче говоря, надо трудиться, чтобы иметь и иметь достойный обед. Ибо, как говорится в народе, без труда рыбак не поймает рыбку из пруда.
Таким образом, царевич усвоил свой первый урок в новой жизни, осознав мудрость старца. С этого момента он начал трудиться каждый день, помогая своему наставнику. Так проходили дни в келье старца и царевича.
Однако не всё было гладко. У царевича еще оставались старые привычки, которые доставляли ему мучения. Он жаждал вина, развлечений, танцев и бесконечных ночей с красивыми девушками. Старец видел страдания царевича и думал, как помочь ему избавиться от этих пороков.
В один из дней мудрец решил поговорить с царевичем. Он спросил его:
— Царевич, я долго наблюдал за тобой и заметил, что тебя мучают твои старые привычки.
— Да, они действительно меня беспокоят. По ночам мне снятся весёлые праздники в духе Диониса, и я не могу совладеть с собой. Я скучаю по тем временам, когда делал всё, что хотел, при дворе своего отца-царя.
— Ответь мне на один вопрос: что двигало тобой при дворе?
— Страсть и желание делать то, что я хотел.
— Значит, это была страсть и желание. Так вот, царевич, знай: твой порок происходит от этих страстей. Чтобы побороть их, я хочу спросить тебя: где рождаются эти желания?
— В голове.
— А в голове что?
— Мысли.
— Вот ты и нашёл свою проблему: это мысли об этих удовольствиях. Перестань думать о них, отгоняй их от себя, очисти свой разум от этих мыслей, и твоя душа тоже очистится.
— Но я не могу не думать об этом.
— Чтобы побороть твои страсти и желания, ты сначала должен исповедаться и причаститься перед Богом, а затем держать строгий пост на чёрном хлебе и чашке воды.
Царевич понял свою проблему и попросил старца исповедовать его и причастить. Только после этого он начал соблюдать строгий пост в течение сорока дней. И когда он это сделал, то наконец смог избавиться от своих пороков. С того дня он начал вести совсем иную жизнь при келье старца-мудреца.
Так проходил день за днём, и царевич учился азам жизни благодаря своему наставнику. Однажды он захотел спросить у старца, как управлять государством, ведь мудрец черпал мудрость из неиссякаемого божественного источника.
— Старец, скажи, как управлять государством?
— А зачем тебе это знать?
— Я хотел понять, как мой отец управляет таким огромным царством, как наша родина.
— Управление людьми подобно тому, как пастух пасет своё стадо. Он должен беречь своё стадо от хищников, которые страстно хотят наесться чужим добром и даже умереть ради них. Он должен любить и обращаться с ними как отец с сыном. Если сын непутёвый, то отец должен исправить его. Но, видишь, иногда отец бывает и суров из-за проделок сына. Чтобы исправить его, он иногда наказывает, когда сильно, а когда слегка, смотря, какой поступок сын совершил. Если сын поднимает руку на отца, то отец имеет право наказать за непослушание, но всё равно любит своего сына.
Прежде чем управлять другими, научись управлять собой. А управлять собой значит ограничить себя во всём, в поведении, в желаниях, быть смиренным, любить своих врагов и прощать им грехи, которые они творят против тебя. Ведь когда дровосек приходит в лес и хочет спрятаться от солнца, то дерево не отказывает ему, хотя он пришёл, чтобы срубить его.
— Да, это слишком сложно для меня.
— Поймёшь, когда пробудить время.
— А именно, когда я смогу постичь эту науку?
— Только богу ведомо.
На этом они остановились, поужинали скудный ужин и легли спать. Они надеялись, что завтрашний день будет лучше предыдущего, и они смогут поблагодарить бога за новый день жизни.
Время текло, прошло уже немало времени с того дня, когда царевича привезли к старцу. И вот однажды, тёплой и солнечной весной, царевич, взяв отару овец, отправился пасти их на зелёные луга в нескольких километрах от кельи. Он остановился возле липовой рощи и стал под одной из лип, наблюдая за тем, как овцы жуют зелёную траву. При этом царевич чувствовал небольшую пустоту в желудке.
Он присматривал за отарой старца, пока его веки не начали медленно тяжелеть от прихода сна. Он на мгновение заснул. Но не прошло и часа, как он проснулся от мелкого тёплого дождя. Он быстро встал и начал гонять отару под рощу, чтобы овцы были рядом, и вдруг недосчитал одну овцу. Царевич подумал, что старец обругает его за пропажу одной овцы из стада.
Он начал поиски пропавшей овцы. Искал долго, а дождь всё сильнее падал. Вдали он увидел гущу тернистых и колючих кустов, где стояла та самая пропавшая овца, запутавшаяся в них. Она не могла выпутаться, и царевич обрадовался, что нашёл её. Он взял её из кустов, поставил на плечо и радостно направился обратно к отаре, которую сторожили верные овчарки.
Уже гремел гром и молнии летели в разные стороны, это уже не был простой весенний дождь, а настоящий ливень с сильными порывистыми ветрами. Когда они дошли до липовой рощи, перед ними открылась жуткая картина: овчарки лаяли на несколько чёрных как уголь волков, которые почувствовали, что отару никто не бережёт.
И тут, как увидели волки, что пришёл царевич, самый крупный из волков набросился на него. Началась битва за свою жизнь и за отару старца. Волк начал кусать царевича, но царевич терпел, пока не схватил за пасть волка обеими руками и не разорвал её на две части. Увидев, что их вожак пал, остальные волки разбегались.
Царевич взял несколько тряпок и перевязал рану на руке. Через час ливень остановился, тучи разошлись, и снова начало сиять солнце. Ближе к вечеру царевич вернулся обратно в келью старца. Весь намокший, старец сразу понял, что случилось, и его сердце обрадовалось: всё обошлось, и наконец сам господь научил и показал правила управления государством.
Старец сказал:
— Вот и показал тебя пример управления.
— Какое управление?
— Государством.
— Я уже позабыл, о чём спросил. А! А! А! Вспомнил, только сейчас понял весь масштаб управления.
— Только так.
— Но, отец, объясните мне символизм произошедшего со мной.
— Объясню с удовольствием. Пастух — это царь, овцы — народ, волки — враги, овчарки — силовые структуры, заблудившаяся овца — это часть народа, которая запуталась в своих политических взглядах. А борьбу с волками — это царь борется с внешними врагами, которые хотят поделить его народ.
— Вся понятно, не так всё просто, как мне казалось раньше мне.
С того дня, когда привезли к старцу на перевоспитание царевича, прошло целых 15 лет.
4
Однажды старец почувствовал, что Бог хочет забрать его к себе. Он позвал царевича, и тот поспешил к нему.
— Что случилось, отец? — спросил царевич, подбегая к нему.
Старец с трудом проговорил:;— Видишь ли, царевич, все мы смертны, и до рассвета Бог заберёт меня, и меня больше не будет. Так угодно Богу, что именно это должно случиться.
Царевич был в ужасе:;— Не говорите о смерти, отец! Что я буду делать без вас в этой келье? Вы стали для меня вторым отцом.
Но старец был непоколебим:;— Нет, царевич, ты должен смириться с моим уходом к Богу. Когда мне станет совсем плохо, за тобой придут. Ты нужен нашей многострадальной родине, ибо ты не знаешь, что случилось за время твоего пребывания здесь.
Он объяснил, что за 15 лет в ските царевич обрёл всю мудрость, которую мог дать ему Бог. Теперь пришёл его час явиться к народу, как воскресшая птица феникс.
Царевич заплакал, понимая, что Бог забирает его наставника. Он начал молиться рядом с ним. Молился так долго, что когда солнце уже начало подниматься, старец испустил дух.
Царевич воскликнул:;— Отец! Отец! Не умирай, прошу тебя!
Но старец уже не отвечал. Тогда царевич обернулся к двери и увидел двух воинов из скита. Они тихо сказали:;— Пора, царевич. Пора. Тебя ждёт твой народ, ибо ты ему нужен в самую трудную минуту.
Они похоронили старца по христианскому обычаю, как заведовал Бог. И тогда царевич узнал от скита, что произошло в царстве его отца. Пока он перевоспитался в ските, советники царя убили его и учредили республику. За время правления пяти бояр, каждый из которых правил по три года, они сумели развратить народ до такой степени, что он стал попирать все нормы поведения и дозволенности.
Царевич не мог больше терпеть это и воскликнул:;— Не бывать нашей родине без царя!
Он возглавил народное ополчение против этих самых пяти бояр и победил. С этого момента в царстве вновь установилась царская власть, и царем стал царевич по праву рода и бога. Народ снова стал счастлив под его правлением, беря и подражая ему в перевоспитании своей жизни.
Новый царь не строил роскошные дворцы, а построил себе маленький домик своими руками. Он сам пахал поле, добывал хлеб и готовил для себя. Царь взял красивую жену из народа, которая родила ему 12 детей. Царь завещал своим детям, что если они хотят жить в роскошном дворце, то пусть своим потомкам сами построят его на свои кровные заработанные деньги, а не на деньги народа.
И жил царь долго и счастливо, мудро правя своим народом.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №218122101486