Гвардии сержант Трофимов
В березовой роще разбит полевой госпиталь. Сюда поступают раненые с Западного фронта и узники концлагерей.
Здесь постоянно дежурит бригада врачей из Ленинграда. Лесогоны с Ужинского озера принесли сюда девочку без сознания. Врачи поставил диагноз: сильный стресс, порок сердца, физическое истощение.
Работники госпиталя выяснили, что мать девочки в настоящее время находится в служебной командировке. Из-за отсутствия свободных мест ребенка положили в коридор.
В длинном коридоре стоит несколько кроватей. На одной из них сидит пожилой солдат. Он считает себя уже вполне здоровым, ждет выписки и по мере сил старается помогать обслуживающему персоналу госпиталя. Проходя мимо девочки, он каждый раз останавливается и долго всматривается в лицо ребенка.
Лена бредит и беспокойно крутится. В ее воспаленном сознании только одна картинка — прыжок Руслана с обрыва и рвущийся вверх столб воды!
Спонтанные движения руками и подскоки на кровати заканчиваются раскачиванием стоящей рядом тумбочки и звоном разбитой посуды с нетронутой пищей.
На звук прибегает нянечка и начинает ахать и тихо ворчать: — Опять разбила стакан! Уже третий!
Подобрав осколки, она отодвигает тумбочку подальше от кровати ребенка, вытирает пол и уходит за новым стаканом.
— А-а-а, Руслан! Стой! — девочка поднимает голову с безумными глазами и разводит руки.
Трах!— и на полу, в очередной раз, разлетелись осколки стекла.
В такой момент нянечка замирает, а потом осторожно укладывает ребенка на подушку и накрывает одеяльцем.
— Что с ребенком? — спрашивает пожилой солдат врача. — Она все время бредит и вспоминает какого-то Руслана.
— Мальчик на ее глазах подорвался на мине, вот и бредит. Лагерная она, жизненных сил мало.
Когда врач ушел, солдат подозвал нянечку:
— Ты вот что, Клавдия Петровна, стаканы девочке не ставь; ни к чему они сейчас. А принеси-ка мои вещи с биркой Трофимова.
Когда Клавдия принесла вещевой мешок, солдат нашел в нем сверток, развернул тряпицу и отсчитал крупную купюру. Затем достал кулек с мятными пряниками и поделил их пополам.
—Тут такое дело, Клавдия Петровна. Возьми вот деньги и купи курицу. Где хочешь, но курицу достань и свари бульон. Врач сказал, что у девочки нет жизненных сил; будешь кормить ее бульоном.
— Как кормить? Она же без сознания!
— Ну, сознание скоро вернется. А у тебя уже все готово. Солдат не принимал возражений, и Клавдии Петровне пришлось согласиться принять участие в судьбе девочки.
— А это твоим детям, — и солдат протянул женщине кулечек с пряниками.
— Вижу, детей любишь, — обмолвилась та.
— Люблю. Но теперь у меня никого нет. Погибла моя семья…
— Ой, прости! Не то я сказала, — засуетилась Клавдия и попятилась к выходу.
Солнце шло к закату, когда солдат увидел, что Лена лежит с открытыми глазами.
— Очнулась! А мы-то заждались. Вот и Клавдия Петровна тебе попить приготовила…
— Вы кто? — вежливо спросила Лена.
— Гвардии сержант Трофимов! Прохожу лечение после ранения,— четко, взяв руку под козырек, ответил солдат и рассмеялся.
Сержант верно выбрал манеру и тон общения с ребенком, потому что широко открытые глаза девочки сошлись в щелки, и она улыбнулась.
— Вот и хорошо. А сейчас, первым делом, мы выпьем бульончику. Ты ведь двое суток ничего не ела.
— А вы не знаете, где моя мама и Колька?
Усаживая девочку поудобней, солдат поведал, что мама с братом приходили ее навещать и завтра придут снова.
Лена быстро шла на поправку, и в том была немалая заслуга гвардии сержанта Гаврилова. Он строго следил, чтобы Клавдия Петровна каждые три часа кормила девочку куриным бульоном, а между приемами пищи развлекал ее рассказами о жизни птиц и повадках животных.
Знания Трофимова в этой области были неисчерпаемы, и рассказчик он был на редкость веселый. Удивление и улыбка не сходили с лица маленькой слушательницы.
— А откуда вы знаете, что думают птицы, и о чем говорят звери? — спрашивает Лена.
— Так я же лесник и охотник. Лес — мой дом, а птицы и звери — мои друзья. Они мне все-все о себе и рассказывают, — хитро смеется солдат.
Девочка недоверчиво смотрит на рассказчика: можно ли поверить в то, что птицы и звери разговаривают?
— А как вы сними разговариваете? Научите меня, пожалуйста.
— Нет ничего проще. Надо внимательно смотреть в глаза зверушкам и примечать, что и как они делают, а главное — для чего делают. Вот слушай: белочка хочет есть. Это смысл. Она держит орешек двумя передними лапками и грызет его, опираясь на задние лапки. Своим видом зверушка показывает способ добывания пищи. Понятно?
Лена кивнула.
— Представь полянку, куда тетерев привел выводок искать под снегом корм. Это смысл. Вожак садится на такое дерево, чтобы его кафтанчик сливался с берестой и охотнику было трудно заметить птицу; а головкой крутит по сторонам, чтобы упредить опасность. Своим поведением вожак показывает способ защиты своей семьи. Уловила?
Получив утвердительный ответ, рассказчик не успокоился:
— А раз уловила, скажи, в чем смысл, такого вот случая: Жучка свернулась в калачик и уткнулась носом в живот, чтобы согреться.
— Согреться и будет смыслом, — сказала Лена.
— Правильно. Атакой пример: у зайчика большие ушки на макушке, которые могут заметить хищные зверушки. Когда зайчик кушает травку, то прижимает ушки к спинке. Для чего?
— Для защиты от волка или лисички.
— Вижу, с поведением животных ты разобралась, — и гвардии сержант, не замечая, что девочка дремлет, переходит к теме птичьего языка.
Уже во сне Лена слышит чириканье, гомон, пересвист и трели, которые с помощью гортани, языка, губ, пальцев и ладоней увлеченно воспроизводит охотник Гаврилов, вкладывая в звуки особенный, понятный ему одному, смысл.
https://e-shirokova.ru/
Свидетельство о публикации №218122101552
Сергей Химочка 13.01.2019 14:39 Заявить о нарушении