Борис Машков

Борис Машков.
К вылазкам на природу я был приучен с раннего детства, когда по предложению властей провел все лето в Марийской тайге на озере Кичиер. После этого, мы с мальчишками из барачного поселка, с которыми я провел лето на озере, стали регулярно самостоятельно посещать леса. После службы в армии таких поездок стало естественно меньше, так как многие старые приятели переехали из поселка, а у других появились иные жизненные интересы. Походы в лес возобновились только после того, как у меня подросли собственные сыновья, с которыми, зачастую в сопровождении их одноклассников я снова начал посещать Марийские леса. Борис Машков появился в моей жизни, когда я отслужив в армии, уже много лет работал дежурным электромонтером на фабрике кинопленки. Устроившись во второй цех электриком ремонтником, он и стал организатором поездок на природу. Будучи членом туристического клуба Рубин, этот человек явно хотел быть лидером всей компании. Но осуществить свои желания в туристическом клубе он не мог, так как там имелся свой более признанный всеми лидер, Леша Солодков, поэтому Борис и стал организатором поездок электриков цеха на природу. Сперва, электрики пару раз ездили с ним на Свияжские луга, причем вместе с нами ездил, и молодой энергетик цеха Логинов Олег. который по возрасту был одногодком, или значительно моложе других участников поездки. Затем Борис начал организовывать поездки на берег Волги в Ташевку, куда неоднократно ездил с членами своего туристического клуба. На представленной фотографии запечатлена  одна из таких поездок, когда в Ташовке были почти все электромонтеры цеха во главе с энергетиком. На представленном читателю  фото видно, как повариха нашего цеха Марина, чистит пойманного мной судака. Спиной к зрителю сидит Борис Машков, а на переднем плане виден торс Женьки Вальшина, моего друга детства из барачного поселка. 1. Через неделю после этого снимка Борис устроил мне первую пакость, о которой следует сказать особо, хотя позже были и другие более серьезные неприятности от этого человека, о которых можно прочитать в моей ранней статье, Контакт с непознанным. Спустя неделю вся группа снова решила ехать отдыхать на Волгу. Я поехать в этот раз в Ташовку не смог, так как работал посменно, а дня за два до выходных  Борис стал просить у меня сеть которой я ловил рыбу, когда вместе с остальными отдыхал на Волге. Но у тебя же есть две сетки, которые ты спер, когда мы были на Свияжских лугах, сказал ему я.  Да они обе спутанные и грязные ответил Борис, что я съем твою сетку, только порыбачу пару дней, а потом в целости верну тебе. Больше своей новой снасти, которую усиленно вязал всю зиму, я больше не видел, а на вопрос когда он мне ее вернет Борис ответил, ты знаешь, ее оторвало, и унесло течением, хочешь я покажу тебе обрывок веревки, которой она была привязана к берегу. Да на хрена мне нужен обрывок твоей веревки обиделся я, ты верни мне то, что взял на время. У этого человека даже не возникло мысли отдать мне в качестве компенсации хотя бы ту сетку, которую он снял на Свияжских лугах. Но устраивать различные пакости умел не только Борис Машков, так Женька Вальшин несколькими годами позже тоже не вернул мне две ловушки для рыбы заявив, что за сутки вода в лугах поднялась так высоко, что он не смог вытащить их на берег. А когда работников нашего цеха отправили в колхоз, он зажал небольшую сетку для ловли карася, сказав по приезде, что она вся порвалась, и ее пришлось выбросить, но как потом выяснилось, Женька продал мою снасть деревенским мужикам за бутылку вина. Вот тут и вспомнишь, слова отца, который говорил, никогда не давай, то что дорого тебе самому своим приятелям, если не хочешь испортить с ними отношение, но если уж дал им какую либо ценную вещь или деньги, то сразу забудь о возврате и считай  это твоим подарком другу. Место стоянки на берегу Волги было тоже очень интересным, так как в том месте, где компания обычно становилась лагерем имелась бетонированная ровная площадка, по краю уже поросшая травой. Борис говорил, что здесь во время второй мировой войны стояла зенитная установка, защищавшая подступы к городу Казани. На дальнем озере в Марийской тайге, куда много лет подряд ходил для сбора ягоды я тоже оказался благодаря Борису. В первый раз, я оказался там вместе с другими членами туристического клуба Рубин. Вел группу естественно лидер Леша Солодков, а Борис Машков переживая, что не он является здесь главным, постоянно пытался его уколоть, называя главным бараном в стаде за которым идет вся остальная серая масса. Уже на половине пути нас застала темнота, поэтому к озеру мы пришли ночью. Здесь на берегу недалеко от пляжа еще сохранился бревенчатый домик, который туристы называли командирский, в котором и заночевала вся наша компания. Пока мы шли по ночной дороге к озеру, Борис рассказал историю, которая произошла в районе этого озера несколько лет назад. Однажды руководство туристических клубов Казани решило провести ежегодный слет на этом озере. В тот раз из приехавшего поезда на лесную дорогу высыпало сто пятьдесят или даже двести туристов. К озеру эта масса народа подошла тоже в полной темноте, не предполагая, что место это уже занято. Как позже оказалось, на озере стояла воинская часть, о которой естественно не знало руководство туристических клубов Казани. Далее по словам Бориса произошло следующее, при подходе к озеру испуганные часовые начали кричать, чтобы все идущие по дороге легли на землю, иначе они всех перестреляют. Чтобы показать серьезность своих угроз они начали стрелять из автомата поверх голов людей лежавших на земле. На звуки выстрелов прибежал дежурный офицер, и вступил в переговоры со старшим по группе, чтобы выяснить, кто мы такие и почему оказались ночью так далеко от жилья. Наконец поняв, что произошло простое недоразумение, и руководство туристов решило провести здесь слет, не зная о воинской части на озере офицер сказал, если вам назначили это место для вашего мероприятия, то идите на другую сторону озера, а сюда больше не приходите, так как это место нами уже занято. Так в тот раз и прошел туристический слет на берегу за озером, а солдатики копошились у своей техники на противоположной стороне. Когда на следующее утро рассвело, то выйдя из командирского домика, я увидел прекрасное девственно чистое озеро, на поверхности которого даже росли большие белые цветы, а в окружающем его лесу валялось несколько больших чугунных котлов от бывшей здесь прежде кухни, да местами виднелись кирпичные фундаменты от стоявших здесь прежде казарм. В прозрачной озерной воде носились стайки рыб похоже совершенно не боявшихся стоящего на берегу человека. Позже Борис пытался, приучить ходить сюда и других электриков, но им хватило эмоций похоже от одного посещения озера. По крайней мере, ему удалось соблазнить походом на это озеро всего двух электриков, Габишева Андрея, да толстенного парня Оринина Игоря. Третьим в группе кроме естественно самого Машкова был я. Интересно было наблюдать за моими сослуживцами, которые уже на середине пути к озеру начали одолевать Бориса вопросами, когда же мы наконец придем на место. На это Борис отвечал, вот за следующим поворотом дороги будет уже озеро потерпите немного. Ты зачем им врешь незаметно для остальных я спросил у Бориса, ведь до озера еще идти и идти. Естественно когда такого долгожданного озера за поворотом дороги не оказывалось, мои напарники по работе начинали говорить, что убили бы Бориса за обман, если бы у них были силы его догнать. Наконец уже в полной темноте мы дошли до такого долгожданного озера. Командирского домика к этому времени уже не было, поэтому мы решили заночевать в развалинах бывшей казармы, стоявшей в дальнем конце озера у самого леса. Здесь еще имелись нары, застеленные еловым лапником, а напротив них, у противоположной стены стояла железная печка буржуйка. Ближе к утру Андрей видимо стал замерзать, так как ворча стал ворочаться, засовывая ладони рук между коленей. Затем он не выдержал, чертыхаясь встал с лежанки утверждая, что его просто заели комары и принялся разжигать печку.  Печку то он разжег, но не прошло и нескольких минут после того как он снова лег на нары, а засунутая между печкой и стеной пачка газет приготовленная для растопки вдруг ярко вспыхнула. Еще не хватало здесь лес поджечь стал ворчать Андрей, снова слезая с нар. Так он в эту ночь, похоже и не выспался, сперва страдая от холода а потом туша устроенный им же пожар. С утра искупавшись и побродив около озера, мы приготовили завтрак после чего Борис предложил, раз уж мы оказались так далеко в лесу, почему бы нам не сходить на второе озеро, на четыре километра дальше. Немного отдохнувшие от ночного путешествия сослуживцы, выразили желание сходить, посмотреть на еще более дальнее озеро. Если первое озеро имело шикарный песчаный пляж для купания, то на соседнем водоеме оказались топкие заросшие растительностью берега, и даже просто подойти к открытой воде оказалось очень проблематично. Правда и здесь угадывалось присутствие человека, так как у берега мы нашли небольшой плотик из двух бревен, на котором Андрей с Игорем решили покататься. Не стоит этого делать стал отговаривать их Борис, плотик очень маленький и вероятнее всего не выдержит вас двоих. Но электрики к его доводам не прислушались, взгромоздились на бревна и оттолкнулись от берега лежавшим на плоту шестом. Оказавшись на глубине, плот естественно стал одним концом уходить под воду, утягивая за собой и сидевших на нем парней. Вот было смеху то, когда из воды, на берег вылезли наши напарники в насквозь мокрой одежде. Мы с Борисом тоже решили искупаться и пригнать плот обратно к берегу, правда предварительно раздевшись для этого до гола. Но и наша затея оказалась не столь успешной. Только я нырнул с берега в прозрачную воду, и проплыв два метра ухватился руками за плотик, прыгнувший следом за мной Борис спросил, а что это у тебя черное на обоих плечах. Скосив взгляд я увидел, что это две здоровенные пиявки уже успевшие присосаться к телу, несмотря на малое количество времени, которое я успел пробыть в воде. Да ну тебя с твоим плотом ругнулся я, быстро гребя к спасительному берегу. Ягоду в тот раз помнится мы не собирали, так как приехали просто погулять по лесу. Харченко оказался первый раз на дальнем озере тоже в компании Машкова, хотя они уже давно если говорить мягко не воспринимали друг друга как приятели. Первым на железнодорожную станцию приехал Володя Харченко, а когда увидел вдалеке, идущего к нам с остановки трамвая Бориса с рюкзаком заявил, если бы я знал, что с нами поедет этот печник, то лучше бы остался дома. За всю поездку как помнится, они не сказали друг другу ни одного слова, разговаривая только со мной, а на обратном пути Борис предложил на середине пути свернуть на боковую дорогу, чтобы побольше помотать напарника по лесу. Такая возможность была, так как на полпути к станции сразу за болотом, которое пересекала дорога, имелось ее ответвление уходящее резко вправо. Хотя мы и пошли по этой незнакомой нам дороге, но особого эффекта это не дало, так как в конце пути она все равно привела нас к знакомой станции. После этого случая я еще много раз бывал на дальнем озере в компании одного Бориса, или с группой туристов в которой он тоже был. Первоначально у Бориса была еще одна неприятная черта характера,  о которой тоже следует упомянуть. В любой поездке, находясь в поезде, или на пароходе, он любил прикалываться к сидевшим рядом пассажирам, отпуская в их сторону достаточно неприятные шуточки. Наконец мне надоело на это смотреть, и однажды находясь с ним в вагоне поезда я  предупредил Бориса, слушай если соседи по вагону захотят надавать тебе по роже за твои шуточки, то я не пошевелю даже пальцем для твоей защиты, так как ты сам пытаешься вызвать агрессию окружающих. Он видимо понял, что рассчитывать на мою поддержку ему не стоит, поэтому в дальнейшем стал вести себя с окружающими намного осторожнее, и обычно сидел в вагоне тихо, не приставая к другим пассажирам. Одна из поездок вдвоем с Борисом, когда мы стали свидетелями приезда на озеро военных запомнилась особо. Сперва, на половине пути нас обогнала колонна техники, и нам даже пришлось сойти с дороги в ночной лес и спрятаться там. Потом уже на подходе к озеру, мы услышали там шум и человеческие голоса, поэтому решили поставить палатку прямо в лесу, метров за сто пятьдесят от озера опасаясь идти туда в темноте. Ближе к утру на дороге снова послышался сильный шум моторов. Звук показался настолько мощным, что мы даже вылезли из палатки посмотреть, не на нас ли прутся эти машины. Но оказалось, это по дороге в сторону озера проехала еще одна партия машин. На следующее утро, по холодку мы взвалили на себя рюкзаки, и через несколько минут уже оказались на дороге около озера. В придорожной канаве во всю кипела жизнь, местами из нее торчали дымящие трубы печек буржуек, в двух местах на бугорках мха стояли телефонные аппараты, а сидевшие в своем укрытии солдатики махали нам руками и спрашивали, неужели мы шли всю ночь по ночному лесу, раз так рано утром появились у озера. Да нет отвечал я, мы пришли сюда еще вечером, но заночевали не доходя до озера, так как не хотели нарваться в темноте на выстрелы часовых. Нам с Машковым пришлось пройти по дороге к следующему озеру где мы с ним и до этого много раз собирали бруснику. Со временем завод раньше выделявший средства для туристического клуба Рубин отказался этим заниматься, и даже отобрал у туристов помещение в подвале дома решив сдать его предпринимателям. Вскоре после этого, прежняя компания стала быстро распадаться и вскоре от прежнего большого коллектива осталось всего несколько человек. От всей компании остался только Борис с женой Евгенией, Ильдар, с подругой Галей Коломак да я. Борис стал быстро толстеть, еще когда на озеро ходила большая компания, поэтому собирать ягоду ему стало проблематично, так как наклониться низко он уже не мог, поэтому все чаще стал отказываться ходить с остальной компанией, предпочитая ездить в Ташовку, или на голубое озеро, где трудиться на сборе ягоды было уже не нужно. Видя к чему движется дело, я попытался приучить к дальним походам своих сыновей, но из этого тоже ничего не получилось, так как их хватило только на одно посещение озера, после чего они отказались туда ходить заявив, что их там заели комары, да и дорога туда очень длинная. Насчет длинной дороги и кровососущих насекомых они были конечно правы, ведь там одолевали человека не только комары, но Слепни и Оводы, а среди жаркого лета невозможно было наклониться при сборе ягоды, так как в глаза сразу же лезли полчища невидимой словно легкая дымка Мошкары, за один день пребывания в лесу до крови выедающая человеку веки. Да и идти по дороге в светлое время суток нужно было в быстром темпе, ведь иначе на человека сразу нападала масса надоедливых насекомых. Поэтому, понимая к чему движется дело, я стал заранее приучать к походам на озеро заинтересованных в этом людей, не надеясь особо на компанию бывших туристов. Если раньше, отправляясь в Ташовку, они собирали там росшую по берегу Волги клубнику, или на Голубом озере дикий лук, то теперь целыми днями лежа у палатки поглощали привезенную из дома еду. Такое положение вещей меня все больше раздражало, поэтому на вопрос Бориса, почему я отказываюсь ездить с ними на природу пришлось отвечать, что меня не устраивает перспектива смотреть за тем, как они целыми днями только и делают, что жрут лежа у палатки. Поэтому мне интереснее пойти в лес, например с Харченко, или кем либо другим, ведь оттуда, я точно привезу домой пару корзин ягод, или грибов. 2. На представленной фотографии растолстевший Борис Машков и Галя Коломак в Ташовке. Это еще не вся толщина бывшего туриста, так как позднее он стал еще полнее, уже не имея возможности поехать даже на Волгу. 
          Использованные материалы.
1. Поездка в Ташовку, фото автора.
2. Борис и Галя в Ташовке, фото автора.               


Рецензии