Счастливый ослик

Может быть, сто, а может и более лет тому назад жил-был в одном селении фермер. Без устали трудился он на своей земле, выращивая всевозможные фрукты и овощи, а каждое воскресенье ездил в город на базар, чтобы продать их людям. И была у фермера жена. Она готовила еду и убирала в доме, а дом, кстати сказать, был большой и красивый. И были у фермера сын и дочка. Они каждый день, кроме выходных, ходили в школу, так как было им всего по десять лет.

И ещё жили у фермера корова, кошка, собака и ослик. Ослик всегда был очень грустный, потому что он один не приносил никакой пользы, а ему так хотелось быть полезным! Посудите сами: корова давала молоко, которое пили фермерские дети, кошка ловила мышей, а собака стерегла дом. Один ослик ничего не делал и только и годился на то, чтобы запрягать его по воскресеньям в повозку и ехать в город на базар.

Ослику было стыдно, что он ничего не умеет делать, он очень хотел чему-нибудь научиться.

«Ах, если бы я давал молоко, как корова, я был бы самый счастливый ослик на свете», — с тоской думал ослик. Он не понимал — почему и он, и корова едят сено, и он, и корова щиплют траву, а молоко даёт только корова? Ослик попытался однажды съесть сена даже вдвое больше, чем корова, но только растолстел от этого, а молока всё равно не было.

Отчаявшись дать молоко, ослик попробовал ловить мышей. Как кошка. Как-то раз, забредя в дом, когда там никого не было, ослик погнался за мышкой. Мышку он не поймал (та сразу же юркнула в норку), зато столько в доме побил и опрокинул, что и досталось же ему потом от хозяина!

Ну, а о том, чтобы стеречь дом, как собака, ослик даже не мечтал. Во-первых, для этого надо иметь будку. В собачью же конуру — ослик пробовал — даже голова его не влезала. Во-вторых, нужно уметь лаять. У ослика же, как он ни старался, выходило лишь «и-а, и-а». И самое главное: нужно быть страшным! Вон собака, только высунет морду из будки, залает — и сразу страшно становится. А он, ослик, если бы даже и поместился в конуре, разве испугал кого своими длинными ушами и протяжным криком «и-а-а!»? Ослик знал, что он не страшный, он смешной.

Совсем расстроился ослик. Он понял, что так и не сумеет ничему научиться. Ему было очень обидно. Он почти перестал есть, исхудал, бедняга. Днями он лежал на своей подстилке в хлеву, не двигаясь. Ослик заболел.

Увидев это, фермер очень забеспокоился. Ведь приближалось очередное воскресенье, когда надо будет ехать в город. Фермер вызвал врача, тот осмотрел ослика, послушал трубкой и сказал:

— Наверное, он простудился. Поставьте ему на ночь грелки.

Вечером фермер обложил ослика десятью грелками, но это не помогло — к утру ему не стало лучше. А была уже суббота.

— Как же я теперь поеду в город?! — крикнул фермер, с досады топнув ногой. — Некому везти тележку! То, что я с таким трудом вырастил для людей, им не достанется. Всё пропадёт, потому что мой ослик заболел.

И тут вдруг ослик понял, что никто, кроме него, не сможет повезти хозяина в город. Ни корова, ни кошка, ни собака. Только он, ослик, сильный и выносливый, сможет. И, когда ослик понял, что он незаменим, что он приносит пользу, ему стало гораздо лучше. У него сразу разыгрался аппетит, он стал выздоравливать и в воскресенье был совсем здоров.

Фермер очень обрадовался, увидев, что его ослик выздоровел, тут же запряг его, и они поехали в город. Никогда раньше ослик не ездил в город с таким удовольствием, как в это воскресенье. Он был самым счастливым осликом на свете.


Рецензии