Свобода и рабство

Давным-давно в Риме жил один знатный господин по имени Либертус. У него был раб по имени Серветус. Либертус отличался суровым нравом, ему постоянно чего-то не хватало, и он находился в состоянии постоянного поиска. Никто не знал, что именно он ищет, но из-за этих поисков его вид иногда становился жалким и потерянным.

Он был богат и занимал должность квестора в Риме, но из-за внутреннего беспокойства постоянно бил своего раба Серветуса даже за незначительные проступки. Это могло произойти из-за уроненной глиняной чашки с водой или вином или из-за взгляда, который показался Либертусу дерзким. Каждый день спина Серветуса получала пару сильных ударов палками. И так происходило из года в год.

Однако Серветус не обижался на своего хозяина за суровое обращение и всегда выглядел счастливым и жизнерадостным. Однажды, когда Серветус получил очередную порцию ударов, хозяин посмотрел на него и удивился его счастью.

— Слушай, раб, я каждый день бью тебя палкой по спине, а ты отвечаешь мне только улыбкой и даже не проклинаешь меня за это. Что с тобой? Ты сумасшедший или блаженный какой-то? Ответь мне, раб.

— Нет, мой хозяин, я не сумасшедший и не блаженный, я — счастливый человек. Я знаю истину, которая помогает мне жить, хотя я всего лишь твой раб.

— Что за чушь ты мелешь, раб, о какой истине можешь говорить! Ты что, ученый или философ, которые единственные в этом мире знают истину? Ты читал Платона или Аристотеля или других мудрых мужей? Знаешь толк в науках?

— Нет, хозяин, я не читал ни Платона, ни Аристотеля, ни других ученых. Я неграмотен и не знаю книжную премудрость.

— Слушай, раб, я всю жизнь ищу истину, но пока ещё не нашел. Я прочел массу разных книг действительно мудрых мужей, которые жили до меня. А ты говоришь, что знаешь истину. Отвечай, раб! В чем твоя истина?

— Истина проста, хозяин. Истина в божественной любви. А любовь есть господь наш, который помогает мне жить каждый день из года в год. Я вижу, как ты мучаешься в поисках истин. Мне жаль тебя за то, что ты губишь свою душу. Оттого ты и суров к себе и ко мне, ибо ты не познал любовь господа нашего. Открой не ум свой, а сердце твое ему, и он откроется тебе. И тогда ты будешь и счастлив, и свободен.

— И как зовут того, кого ты называешь истиной?

— Спаситель…


Рецензии