Русские ученые и инженеры. Выпуск 4

Степан Прокопьевич Тимошенко.
С.П.Тимошенко как теоретик строительной механики стоит на уровне самых выдающихся мастеров этой профессии. Его значение для мировой науки велико, но особенно выиграли Соединенные Штаты, где он создал научную школу инженеров - механиков. Читать его книги приятно. Они содержательны,но написаны  ясно, четко и понятно. Это прирожденный педагог и наставник.  От него и пошли механики и конструкторы за океаном. Полагаю, что американские технические достижения в значительной степени обязаны нашему бывшему соотечественнику, в своё время вынужденному эмигрировать в Штаты. Ссылок на С.П.Тимошенко множество, особенно в специальной литературе.
Далее излагаю хорошо написанный биографический материал, который я нашел по прилагаемой ссылке. Много информации содержится и в Википедии.

   Механик и инженер Степан Прокофьевич Тимошенко (22.12.1878 — 29.05.1972) родился в селе Шпотовке Черниговской губернии в семье землемера — сына крепостного крестьянина. В 1889 г. он поступил в реальное училище в г. Ромны, которое окончил в 1896 г. В реальном училище С.П. Тимошенко особенно увлекался математикой и решил поступить в одно из лучших в то время учебных заведений — Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. Конкурс в этот институт был очень большой. Не будучи уверенным в поступлении, С.П. Тимошенко сдавал экзамены также и в Институт гражданских инженеров, готовивший инженеров-строителей, в котором  вступительные экзамены начинались на три недели раньше, чем в Институте инженеров путей сообщения. Однако эта предосторожность оказалась излишней. С.П. Тимошенко успешно выдержал экзамены в оба института и выбрал Институт инженеров путей сообщения. В этом институте ранее преподавали Г. Ламе, Б. Клапейрон, П.И. Собко. С.П. Тимошенко слушал лекции и выполнял проекты мостов у Н.А. Белелюбского и Л.Ф. Николаи. Особенное впечатление произвели на него лекции Ф.С. Ясинского, читавшего курс статики сооружений.
После окончания института С.П. Тимошенко посетил Германию и Швейцарию, затем год прослужил в армии вольноопределяющимся в саперном батальоне, а в 1902 г. был приглашен лаборантом в механическую лабораторию Института инженеров путей сообщения, возглавляемую Н.А. Белелюбским. Работая в лаборатории С.П. Тимошенко пополняет свои знания по математике, слушая различные курсы математики на физико-математическом факультете Петербургского университета.
    В 1903 г. профессор кафедры сопротивления материалов Петербургского политехнического института С.И. Дружинин пригласил Тимошенко лаборантом в механическую лабораторию и он принял его предложение. В этом институте С.П. Тимошенко вел упражнения по курсам сопротивления материалов, который читал Дружинин, и по теоретической механике, который вел лектор И.В. Мещерский. В это время он изучал курсы математики, теории упругости, посещал основанный в 1903 г. механический кружок В.Л. Кирпичева и принимал участие в монтаже поступающих из заграницы испытательных машин.
     В 1904 г. С.П. Тимошенко командируется для ознакомления с немецкими высшими техническими школами в Берлин и Мюнхен. В 1905 — 1906 гг. в связи с закрытием высших учебных заведений в Санкт-Петербурге, вызванным революционными волнениями, С.П. Тимошенко посещал лекции по механике в Геттингенском университете и работал в лаборатории института прикладной механики, возглавляемой Л. Прандтлем. Здесь он начал заниматься задачей устойчивости двутавровой балки. Решение ее он продолжил в политехническом институте в Петербурге. В 1905—1906 гг. вышла статья С.П. Тимошенко, в которой рассмотрен совместный изгиб и кручение тонкостенных стержней в связи с исследованием устойчивости плоской формы изгиба двутавровой балки. Эту работу и еще три статьи с представлением В.Л. Кирпичева С.П. Тимошенко отправил в Киевский политехнический институт в связи с замещением должности заведующего кафедрой сопротивления материалов. На эту кафедру он был избран в конце 1906 г., когда ему было 28 лет. Работая в Киевском политехническом институте, С.П. Тимошенко написал курсы сопротивления материалов, первую часть курса теории упругости  и составил задачник во курсу сопротивления материалов.
    Весну 1907 г. С.П. Тимошенко провел снова в Геттингене, слушал лекции Ф. Клейна и Л. Прандтля.   В 1908 г. С.П. Тимошенко был назначен секретарем, а в 1909 г. — деканом инженерно-строительного факультета Киевского политехнического института.
     В 1909 — 1910 гг. С.П. Тимошенко занимался задачами устойчивости упругих систем. В 1910 г. опубликовал монографию, в которой решение задач устойчивости проводилось энергетическим методом из условия минимума энергии. Эту работу и статью он представил на соискание присуждаемой один раз в десять лет премии имени Д.И. Журавского. (Заметим, что в денежном выражении премия была , равна годовому профессорскому жалованью.) Специальное жюри на основании отзывов И.Г. Бубнова, Н.А.Белелюбского, С.И. Белзецкого, В.Л.Кирпичева, Г.В. Колосова и Г.Н. Соловьева присудило в 1911 г. С.П.Тимошенко премию Д.И. Журавского.
    1911 г. С.П. Тимошенко был уволен из Киевского политехнического института с запрещением состоять на государственной службе за противодействие правительственной политике управления высшими учебными заведениями. Оно заключалось в приеме в Киевский политехнический институт на возглавляемый им факультет лиц еврейской национальности в количестве, превышающем пятнадцати- процентную от общего приема норму. В связи с этим он первое время вел почасовые занятия в Электротехническом и Политехническом институтах в Петербурге. В 1912 г. по рекомендации А.Н. Крылова был приглашен консультантом на судостроительные заводы.
     В 1913 г. А.Н. Крылов отказался от должности профессора теоретической механики в Институте инженеров путей сообщения. По его рекомендации эту должность получил С.П. Тимошенко, ставший впоследствии профессором такой же кафедры в Электротехническом институте. Перед первой мировой войной С.П. Тимошенко был назначен членом Мостовой комиссии Инженерного совета Министерства путей сообщения. Он выполнил и опубликовал ряд работ по динамике и прочности рельсов. В конце 1913 г. он закончил работу над первым, а летом 1915 г. — над вторым томом курса теории упругости. В декабре 1917 г. во время зимних каникул С.П.Тимошенко поехал в Киев повидать семью. Вернуться в Петроград ему не удалось. Он снова стал профессором Киевского политехнического института и принял участие в работе Комиссии академика В.И. Вернадского по организации Украинской Академии наук.
    В 1920 г. С.П. Тимошенко уехал из России в Югославию и занял место заведующего кафедрой сопротивления материалов в политехническом институте в г. Загребе. Условия жизни его в это время были очень тяжелыми.
    Летом 1922 г. он переехал в США и начал работать в фирме по устранению вибраций, а в 1923 г. перешел на должность инженера в научно-исследовательских лабораториях компании «Вестингауз» в г. Питсбурге. Здесь он организовал лабораторию оптического метода исследования напряжений, консультировал расчеты на прочность деталей машин, читал лекции по сопротивлению материалов и теории упругости для инженеров лаборатории, здесь, как он сам сказал в беседе на кафедре «Сопротивление материалов» МВТУ  им. Н.Э. Баумана, он стал инженером-механиком. На основании лекций, прочитанных им совместно с И.М. Лессельсом в 1927 г., была опубликована книга «Прикладная теория упругости». В 1928 г. вышла из печати его книга «Теория колебаний в инженерном деле» (первое издание). В этом же году по его инициативе была организована секция прикладной механики при Американском обществе инженеров-механиков, которая впоследствии стала издавать «Журнал прикладной механики».
     В 1927 г. С.П. Тимошенко возглавил кафедру прикладной механики Инженерной школы Мичиганского университета в г.Анн-Арбор, штат Мичиган, США, оставаясь консультантом фирмы Вестингауз. В этом университете С.П.Тимошенко прочитал курсы по технической механике, сопротивлению материалов, теории упругости, теории пластин и оболочек, устойчивости упругих систем, организовал лаборатории по оптическому методу изучения напряжений, исследованию усталостной прочности и ползучести металлов.
    В 1935 году Степану Прокофьевичу пришлось выбирать между Стэнфордским и Калифорнийским университетами. Выбор пал на первый. С 1936 года профессор Стэнфордского университета, где  возглавил кафедру прикладной механики. Здесь он про¬должает занятия с докторантами, читает лекции по механике, пластинам и оболочкам, статике сооружений, истории сопротивления материалов.Здесь он прожил и проработал 36 лет. В 1944 г. (в 65 лет) Тимошенко вышел в отставку и перешел на должность преподавателя, не занимающего кафедры. В 1954 г. (в 75 лет) он перестал читать лекции и занялся переработкой и переизданием своих книг. Помимо педагогической деятельности, занимался написанием книг, подготавливал новые и дополнял уже изданные.
    Успеху технической литературы с его именем способствовали ясность изложения и многочисленные полезные для инженеров примеры. Его произведения становились своеобразными справочниками или, как принято говорить, настольными книгами. Примером удачного издания является, например, "Theory of plates and shells" - "Теория пластин и оболочек", в соавторстве с с. Войновским-Кригером изданная у нас в 1966 году. 
   С.П. Тимошенко принимал участие в работе различных конференций и Международных конгрессов по теоретической и прикладной механике. В 1958 и 1967 гг. он приезжал в Советский Союз. После первого посещении СССР он опубликовал две книги. В этих книгах дается высокая оценка постановки инженерного образования в СССР и, в частности, преподавания сопротивления материалов в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
   Научная деятельность Степана Прокофьевича может быть охарактеризована  следующим образом. Изначально большое влияние на научную деятельность Степана Прокофьевича оказали книги Рэлея, в частности, «Теория звука». Он стал заниматься расчетом частот собственных колебаний сложных конструкций. В связи с катастрофой Квебекского моста в Канаде, он стал работать над теорией устойчивости сложных балок. Он является автором множества трудов в области механики сплошных сред и сопротивления материалов. Разработал теорию устойчивости упругих систем, развил вариационные принципы теории упругости и применил их в решении различных инженерных задач (в том числе для определения частот колебаний упругих систем). За работу «Об устойчивости упругих систем» (1910) был удостоен премии Д. И. Журавского. Произвёл расчёт отдельных конструкций (висячих мостов, рельсов, валов, осей, зубчатых колёс и др.). С.П. Тимошенко разработал теорию изгиба стержней и пластин с учётом сдвиговых деформаций (в современной строительной механике широко употребляются понятия «плита Тимошенко», «балка Тимошенко», «теория типа Тимошенко»), выполнил цикл работ по кручению, удару и колебаниям стержней, решил задачу о концентрации напряжений вблизи отверстий (задача Тимошенко).
    Он оказал влияние на инженерное образование, создал классические учебные пособия «Курс сопротивления материалов» (1911) и «Курс теории упругости» (т. 1—2, 1914—1916).
    Множество работ Тимошенко актуальны и используются сегодня, написанные им учебники переведены на многие иностранные языки.
Работы С.П. Тимошенко по прикладной механике были отмечены различными премиями и Американского общества инженеров- механиков учредило медаль имени С.П.Тимошенко, причем, первой медалью был награжден он сам.
    С.П. Тимошенко состоял членом Академий наук 17 стран: УССР (1918 г.), СССР (член-корреспондент 1928 г., с 1958 года  иностранный член), Польской Академии медалями. В 1958 г. в честь его 80-летия Отделение прикладной механики наук (член-корреспондент, 1935 г.), Американского философского общества (член-корреспондент, 1939 г.), Парижской Академии наук (член-корреспондент, 1939 г.), Американской Академии наук (член-корреспондент, 1941 г.), Лондонского королевского общества (почетный член, 1944 г.), Итальянской Академии наук (почетный член, 1948 г.)
     Он был удостоен звания почетного доктора наук (dосtог hоnоris саusа) Лехайским университетом (США, 1938 г.), Мичиганским университетом (США, 1938 г.), Цюрихской высшей технической школой (Швейцария, 1947 г.), Мюнхенской высшей технической школой (Германия, 1949 г.), Глазгоским университетом (Англия, 1951 г.), Болонским университетом (Италия, 1954 г.), Загребским политехничес¬ким институтом (Югославия, 1956 г.).
      Лично не раз использовал предложенный им прием приближенного учета сдвига для расчета деформаций композитных оболочек. Результаты совпали с экспериментом. Снимаю щляпу перед его инженерным гением.
Источеики.
1. 2. Википедия. С.П.Тимошенко.


Рецензии