7 мая 2001 года

               
               
                С середины 2000 года активная фаза боевых действий в республике Чечня между российскими войсками и боевиками-ваххабитами пошла на спад. Но до мира было ещё далеко. Началась так называемая партизанская война. Боевики подрывали железнодорожные составы на ж/д путях, взрывали мосты, устраивали засады, расстреливали колонны федеральных войск. Кроме того, они активно вели свою пропаганду против «русских захватчиков», запугивая население и совершая акты самосуда в отношении представителей власти и правоохранителей. Убивали даже старцев, которые призывали народ прекратить братоубийственную войну и признать ваххабитское течение ислама незаконным. Тогда ещё был жив и вел подрывную и террористическую деятельность на территории России Амир Хаттаб, который стремился к тому, чтобы создать в Чечне исламское государство.
        Весной 2001 года обстановка в городе Аргун, находящегося между Гудермесом и Грозным, была достаточно сложной. Нередки были открытые боестолкновения. Тогда ещё действовали некоторые главари незаконных вооруженных формирований. Они скрывались в горах Аргунского ущелья и вели партизанскую войну против "федералов". Почти ежедневно в городе случались обстрелы двигавшихся военных колонн, взрывались фугасы, происходили обстрелы и нападения на блокпосты. Продолжали гибнуть мирные люди, военнослужащие и сотрудники МВД.
        С целью усиления правопорядка и в помощь чеченской милиции тогда практиковалось создание временных отделов, куда командировались из разных областей страны отряды и команды из числа милиционеров разных служб. Они несли службу и проводили антитеррористические мероприятия совместно с военнослужащими российской армии, подразделениями ГРУ и спецназа. Совместно с солдатами-срочниками, участковые и оперуполномоченные ежедневно сопровождали инженерную разведку по расчистке и проверке дорог от взрывчатых веществ, дежурили на многочисленных блокпостах, осуществляли зачистки местности. Проверяли подозрительных граждан, дома и пустыри с целью обнаружения схронов с оружием и боеприпасами. Во время нападений, взрывов и обстрелов, сотрудники МВД и военнослужащие внутренних войск немедленно выдвигались на место происшествия и выдавливали боевиков, ведя с ними настоящие бои.
       
        Одним из одиозных главарей, активно воевавшим с российскими войсками под флагом свободной Ичкерии, был Арби Бараев. Участник преступлений и убийств русского населения в Чечне в начале 90-х годов. Воевал против федеральных войск в Первую кампанию, участвовал в нападении на Буденновск. Считал Россию и всех русских личными врагами и стремился к созданию отдельного и свободного Шариатского государства. Он причастен к убийству многих сотен мирных граждан и военных. Лично убил более сотни заложников и российских солдат. Большая часть из них - это пленные, которым он, ради забавы, отрезал головы. Делал он это с нескрываемым садизмом, в том числе и на видеокамеру.
         В Аргуне у Бараева была любовь, - молодая и статная чеченка, торговавшая на местном рынке. Периодически, чаще в зимнее время, главарь заходил в город вместе со своими боевиками на несколько суток. Вокруг места базирования боевики выставляли «посты», которые, в случае опасности, предупреждали группу по рации. При появлении сотрудников милиции или федеральных войск, они незамедлительно открывали огонь в упор из ручных пулеметов или гранатометов и вели бой, давая возможность основной группе уйти. В подобных случаях по тревоге стягивались основные силы правоохранителей, но боевики к этому времени, ускользали, оставляя небольшие заслоны. Чаще всего, они рассеивались среди жителей города, пряча в своих тайниках улики, - оружие, разгрузку и камуфляж.
        При возникновении подобных локальных боестолкновений и, в случаях уничтожения или пленения боевиков, обязательно были ответные меры. Некоторые полевые командиры по рации сообщали о том, что они приговорили к смерти того или иного командира подразделения, милиционера или даже целого военного подразделения. Загвоздка была в том, что они были осведомлены о месте жительства их семей и угрожали вырезать их детей и жен. Неоднократно по рации голос с акцентом вызывал к разговору конкретно по фамилии тех или иных руководителей и командиров подразделений и говорил, что в его городе будут теракты и преследование его лично и членов его семьи.
        Кроме того, в случаях нанесения ударов по боевикам, увеличивалось количество взрывов фугасов на шоссе и дорогах. Взрывались дорожные и железнодорожные мосты. Учащались обстрелы базирования комендантских и федеральных войск, а также блокпостов. Чаще звучали выстрелы снайперов. Опять гибли военные и силовики. Но нельзя сказать, что военные и милиционеры боялись и ничего не делали.
        Просто так выявить и уничтожить многочисленные отряды боевиков, ведущих войну с Россией, было не так просто. Постоянно проводились зачистки местности, проверки. Выставлялись скрытые засады на горных тропах и в районах возможного нахождения бандформирований. Довольно успешно тогда применялись ответные меры на выстрелы снайпера или обстрела колонн. Тяжелыми минами, выпущенными из 120-мм минометов времен Великой Отечественной войны, обстреливалась местность вокруг мечети. Хоть ваххабизм и считался незаконным течением ислама, но мечеть для каждого мусульманина являлась священным местом. При обстреле места возможного нахождения снайпера и около мечети, стрельба сразу прекращалась.
       
        7 мая 2001 года произошло событие, положившее отчасти конец партизанской борьбе боевиков с федеральными войсками в городе Аргун. Накануне были замечены вооруженные лица в камуфляжной форме в районе дороги на Шали, южнее блокпоста «Козырь». Рядом стояли несколько панельных пятиэтажных домов. Именно там они и скрылись. Личный состав временного отдела иркутской милиции был поднят по боевой тревоге в пять часов утра. После построения полувзвод солдат-срочников с ПК и гранатометами, инженерно-саперное отделение и нескольких оперуполномоченных и бойцов спецназа погрузили в два бронированных Урала. Задача была поставлена тщательно зачистить две панельные пятиэтажки по конкретному адресу.   
        Прибыв на место, бойцы разделились на две группы. Каждая группа должна была зачистить подвалы, квартиры и чердак пятиэтажного панельного дома. Во время проверки одной из пятиэтажек, бойцы спецназа неожиданно наткнулась на вооруженных людей, которые открыли по ним огонь в упор. Милиционеры были вынуждены отступить, успев вытащить из огня двух раненных. Еще двое остались лежать на площадке пятого этажа. На выстрелы подбежали остальные, но по ним из разных окон открыли огонь из автоматического оружия. Оставшиеся успели залечь и заблокировать жилое здание. Ситуацию осложняло то, что количество солдат и правоохранителей было небольшим. Неизвестно было количество боевиков, и самое сложное было то, что в доме находились мирные жители и дети.
        На помощь боевикам начали стягиваться отдельные группы и одиночные боевики, вызванные по рации заблокированными. Они перекрыли дороги и открыли огонь в спину сотрудникам милиции, окружившим панельный дом. Несмотря на ожесточенную стрельбу со всех сторон, милиционеры осуществили эвакуацию жителей жилого дома в безопасное место. Им на помощь смог прорваться сквозь огонь только один БТР с десятком солдат-срочников. Спешившая на помощь колонна федеральных войск из Грозного была разбомблена и расстреляна из засад на подступах к Аргуну. Большой шлейф черного дыма от загоревшейся техники простирался далеко в небо на несколько километров.
        После того, как вывели всех жителей дома стало понятно, откуда стреляли осажденные боевики. Атакующих хорошо поддерживал крупнокалиберный пулемет бронетранспортера. Вскоре на помощь прорвался танк Т-62 и бойцы спецназа на бронемашине. Общими силами к обеду начали штурмовать дом, в центре которого зияла большая дыра от танкового взрыва. Страшная кинетическая энергия фугасного взрыва разбивала кирпичные и бетонные перегородки внутри дома, как картонку. Тела погибших утром спецназовцев, как и тела погибших боевиков, сгорели. После штурма и зачистки дома нашли трупы только двух не сгоревших террористов: одного застрелил снайпер во время штурма, второго нашли под чугунной ванной в одной из квартир.   
       Позже стало известно об операции, которую спланировали российские спецслужбы: ими были перехвачены радиопереговоры боевиков и было запеленговано место их нахождения. По срочному вопросу была осуществлена очередная сходка эмиров и полевых командиров. Всего было менее десяти человек, плюс хозяин квартиры и его жена. В стене этой квартиры за ковром было пробито отверстие, зайдя в которое, можно было попасть в другую квартиру, находящуюся уже в другой блок-секции. Поэтому террористам удавалось вести огонь сразу из нескольких квартир разных подъездов.   
        По возвращении на территорию временного отдела внутренних дел иркутские милиционеры еще двое суток сидели около бойниц, так как ожидалось нападение боевиков. Они обещали по рации, что будут мстить за своих погибших...
      
           Р.S. Некоторые эпизоды этого боя можно увидеть на сайте Youtube.com под названием «Командировка № 12».
               


Рецензии
Уже прошло 25 лет с первой чеченской. Жуткая предыстрия и последствия. И помалкиваем. А повторы как и ВОВ. Мудовство , потери и героизм.
Не хотят сверху Чечню как жертвы и смерть вспоминать. И из ВОВ вытаскиваем мифы и героику для колорита празднику Победы.
Хорошо, что оставили след!

Александр Сергеевич Трофимов   18.12.2019 09:37     Заявить о нарушении
Согласен с Вами, Александр Сергеевич! Спасибо!

Алексей Шелемин   18.12.2019 12:47   Заявить о нарушении
Чечня была и осталась частью России. Но она заявила о желании суверенитете. Подумалось: а кто молотит себе по пальцем кувалдой, когда палец занозу "словил"? Армия РФ - это как кувалда.

Евгений Попов-Рословец   24.12.2019 09:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.