День рождения

Лида проснулась, но глаза открывать не хотела. Она лежала в спальнике и прислушивалась к шуму вокруг палатки. Кто-то ходил у костра, разговаривал вполголоса. Должно быть, дежурные.

Вставать не хотелось, потому что сегодня у Лиды день рождения, который придется провести в походе. Если бы она знала, что поход перенесут и он выпадет как раз на ее тринадцатилетие, то ни за что бы не пошла. Ну что за день рождения, когда ты не можешь даже как следует причесаться, у тебя не будет торта со свечками и нормальных подарков? Лидка вздохнула и открыла глаза.

На потолке светились солнечные пятна. Оказывается, кроме нее в палатке уже никого не было. Странно, что ее не разбудили. Первым делом Лида достала зеркальце и осмотрела свое заспанное лицо. Ну и физиономия! Светлые волосы торчат во все стороны, конопушек на вздернутом носике, как назло, стало ещё больше. Настроение скатилось ниже некуда.

Кое-как приведя себя в порядок, Лида полезла наружу. Кажется, в тот момент когда она расстегнула входную молнию и принялась натягивать кроссовки, суета вокруг платки усилилась, а потом затихла. Лида откинула вход и выбралась наружу.

- С ДНЕМ РОЖ-ДЕНЬ-Я! С ДНЕМ РОЖ-ДЕНЬ-Я!

Ребята выстроились перед палаткой и оглушили Лидку своими криками. В руках они держали полевые цветы, а Никита яростно щелкал фотоаппаратом. Лидка прикрыла рукой лицо, в ужасе представляя, какой она выйдет на этих снимках.

Вперед вышла Светлана Валерьевна, поправляя старомодный спортивный костюм и коротко стриженные волосы.

- Дорогая Лидочка! - начала она официально, и ребята тут же угомонились. - Поздравляем тебя с этим замечательным праздником! Не каждому выпадает такое счастье - отметить свой день рождения в походе, но тебе повезло. Желаем тебе успехов в учебе, крепкого здоровья и исполнения желаний. Правда ребята? А теперь приглашаем на праздничный завтрак!

Туристы снова засуетились. Они вручили Лиде целую охапку цветов, приготовили тарелки и стали раскладывать кашу. Лида с трудом пристроила свой букет на пенёк и вместе с ребятами подошла к котлу.

- Специально по случаю твоего дня рождения, - снова принялась вещать Светлана Валерьевна, - Никита приготовил шоколадную манную кашу с изюмом. Это его фирменное блюдо.

Руководительница сказала это с таким торжественным выражением лица, будто говорила не про кашу, а про какой-то изысканный деликатес, который подают только в дорогущих ресторанах. Лидка печально смотрела, как липкая коричневая жидкость наполнила ее тарелку до краев. Она терпеть не могла манную кашу.

После завтрака все засобирались, будто позабыв про Лиду и про день рождения. Сегодня предстояло пройти пятнадцать километров, а выход назначили на девять часов утра. Настроение было темнее шоколадной каши.

Мальчишки разобрали продукты, которые Лида несла в своем рюкзаке, поэтому первый переход был не таким уж трудным, но день выдался жарким, и к концу второго перехода Лида устала, вспотела и с раздражением отгоняла надоедливых паутов. Как только Никита объявил привал, она тут же сбросила в тенёк рюкзак и уселась на него.

Никита, студент второго курса, выпускник Светланы Валерьевны, пошел с ними в поход заместителем руководителя. Без него было бы гораздо труднее: он и костер разводил в любую погоду, и вещей нес в два раза больше, чем любой из мальчишек, и на гитаре играл по вечерам. Все девчата смотрели на него влюбленными глазами и старались во всем угодить. Лидке он тоже нравился, может быть, даже очень.
Пока она отдыхала и думала о том, как провела бы день рождения в городе, из лесу показался Васёк - самый младший из группы. Довольно сияя, он подбежал к Лиде:

- Лидка! С днем рождения! Я тебе черники насобира...

И тут Васёк запнулся, а из сложенных ковшиком ладошек высыпались черные ягоды и прямо Лидке на новенькие шорты. На светлой ткани остались фиолетовые пятна.

- Ты!.. Да ты... чего делаешь, дурак! Мне мама только на прошлой неделе их купила! Чего ты лезешь со своими дурацкими ягодами!

- Извини, я только хотел... - Васёк попробовал оттереть пятна, но только еще больше испачкал шорты черничными ладонями.

- Уйди! - зло оттолкнула мальчика Лидка. - Не отстирается же.

Остальные ребята молча наблюдали за этой сценой. Всем стало неловко. Прибитый горем Васёк отошел к своему рюкзаку. Уши у него пылали.

Во время следующего перехода ребята снова развеселились. Они пели песни, играли в игры. Все кроме Лиды. Мрачная, она шла и всё время поглядывала на испачканные шорты. Вот так день рождения! Спасибо, Васёк!

Следующий привал устроили на опушке леса. Впереди расстилалось поле, усыпанное цветами. Девчонки тут же разбрелись по нему и принялись собирать букеты. Перед самым выходом Ленка, Маринка и Вика притащили Лидке огромный, яркий венок из полевых цветов. Лида никогда в жизни такого не видела. Тут были и ромашки, и колокольчики, и луговая герань, и колоски разнотравья. А запах! Когда Лидка надела на голову это великолепие, медовый аромат окутал так, что даже голова закружилась. Такой венок впору королеве носить!

Лидка покружилась, засмеялась, но тут в цветочном убранстве послышалось жужжание. Лида почувствовала, что кто-то бьется рядом с виском.

- А-а-а! - закричала она. - Что это? Уберите?

Она замахала руками, пытаясь прогнать насекомое, и тут же почувствовала  резкую боль. Вокруг суетились ребята, девчонки убрали запутавшуюся в цветах пчелу, которая, лишившись жала, уже затихла.

Никита осмотрел ранку и велел Марине, которая была в группе медиком, смазать укус мазью из аптечки.

А Лидка опять приходила в бешенство. Сунулись к ней со своим венком! Лучше бы не надо ей никаких подарков! Она сорвала с головы венок и со злостью бросила на землю.

Следующий переход Лида шла одна. Укус болел. Черничные пятна на шортах стали еще темнее. Разглядывать пыль под ногами было совсем невесело, но стоило посмотреть на кого-то из ребят, как в душе закипала злость. Казалось, что именно они виноваты во всех бедах, что они специально испортили Лидке день рождения, что они…

Кто-то из ребят поравнялся с Лидой и пошел рядом. Она подняла голову, чтобы узнать, кто это. А, Маринка! Эта девочка всегда нравилась Лиде – веселая, смелая, рассудительная. Ребята уважали её мнение, хотя командиром она не стремилась стать.

Заметив, что Лида обратила на неё внимание, Марина заговорила:

- Знаешь, ты ведешь себя как глупая двухлетняя девчонка, - голос её звучал резко, словно хлестал Лиду по щекам. – Все ребята с самого утра стараются угодить тебе, чуть ли не хороводы вокруг водят, а ты только нос воротишь. По-моему, это просто свинство!

- Тебе бы такой день рождения… - попыталась оправдаться Лида.

- Я была бы просто счастлива! Всегда мечтала отметить в походе, но я родилась зимой, - Маринка похлопала Лиду по плечу и ускорила шаг.
Стало еще тоскливее. Оказывается, ребята осуждают её, не понимают. Захотелось плакать.

Привал объявили на мосту через неширокую речку. Небо давно уже потемнело, ветер дул порывами, взметая пыль с дороги. Не успели ребята скинуть рюкзаки, как кто-то закричал:

- Смотрите! По реке дождь идёт!

Лида обернулась. Действительно, по поверхности реки приближалась рябь – это стена дождя шлепала по воде подбираясь к мосту. Ребята стояли, разинув рты, и любовались.

- Чего уставились, - заорал Никита. – Рюкзаки укрывайте!

Лидка достала дождевик и укрылась вместе с рюкзаком. В тот же миг по полиэтилену застучали крупные капли. Дунуло свежестью, влагой.

Ливень налетел и вскоре прошел. Солнце осветило посвежевший берег и тёмное небо. Развеселившиеся ребята выглянули из-под дождевиков, обсуждали небольшое приключение. Лидка ахнула – над рекой перекинулась огромная, яркая радуга, будто подарок.

Вскоре туристы добрались до места ночёвки. Быстро разбили палатки, и Никита предложил сходить на небольшую экскурсию. Лидка сначала не хотела, но ребята уговорили её.

Километрах в двух от лагеря на берегу реки из под земли прорывались скалы. Они образовали причудливый каменный городок, а в самом дальнем конце Никита показал ребятам узкую щель, куда можно было войти только в ряд по одному. Первой втолкнули Лидку, а за ней шел сам Никита.

- Здесь даже зимой лежит снег, - рассказывал Никита. И, действительно, пахнуло холодом, под ногами захрустело, и почему-то почувствовался аромат арбуза. – А еще это место выполняет любое желание именинника. Лида, чего тебе сейчас больше всего хочется?

- Ну, не знаю… Арбуза!

Лидка сказала это с вызовом, не рассчитывая, что ее прихоть исполнится, но Никита велел ей пойти в самый дальний конец расщелины.

Чем дальше от входа, тем темнее и холоднее. Снег твердый, совсем не проваливается. Лида осторожно шла вперед, придерживалась руками за влажные, скользкие стены и вдруг вскрикнула: перед ней на снегу лежал огромный зеленый арбуз!

Никита помог вынести его из расщелины. Ребята столпились вокруг, возбужденно хохоча, а веселее всех было Лидке. Такого подарка она еще не получала. Да еще от кого – от снежной расщелины.

С песнями и смехом ребята утащили арбуз в лагерь. За ужином его торжественно разрезали и съели. Он оказался удивительно вкусным и просто таял во рту. Хватило всем.

Лидку переполняла благодарность к ребятам. Ведь это они всё так хорошо придумали и подстроили. И это после того, как она так неблагодарно вела себя. Хотелось сделать для них что-то хорошее, обнять всех, расцеловать. И Лидка крикнула на весь лагерь:

- Ребята! Как же я вас люблю!

А когда стемнело, туристы окружили костёр, расчехлили гитару и запели. Лидка сидела на брёвнышке между Мариной и Васьком, смотрела, прищурившись, как искры взлетают в небо и там становятся звёздами, и в душе было тепло-тепло. «Вот бы через год снова отметить день рождения в походе», - думала Лида.
2018


Рецензии