6. Апокалипсис и история

Обыденная экзегетика, ориентированная, главным образом, на плотское переживание сути истории, даже в том случае, когда подобное толкование вступает в ощутимый даже самим плотским умом конфликт со здравым смыслом, предпочитает видеть в «Апокалипсисе» - «Книгу Судеб», повествующую о том будущем, которое ожидает мир и Церковь в мире.
Подобно тому, как Писание всегда называлось «Библейской Историей», «Апокалипсис» воспринимался предсказанием о «жизни человеческих сообществ», а не конкретного «человека как такового». И это всегда приводило к тому, что человек растворялся в Церкви, а Церковь терялась посреди мира со всеми сложностями и переплетениями его многообразных страстей.
А ведь Церковь Христова была оставлена нам Сыном Человеческим как раз для того, чтобы мы, с помощью вхождения в это Тело Христово, научились тому, что - «суббота для человека, а не человек для субботы»!
Но религиозная история так и не стала - историей человека, историей обретения человеком веры в человека - веры в любовь!!!
Смешавшись с историей религии, она лишь сделала предметом своего исследования не только государство и общество, но и общину - церковь, на самом деле лишь слегка потеснив на пьедестале первоначальный и главный предмет своего интереса.
Поэтому, волны повышенного интереса людей, в том числе и религиозных, то есть христиан, к «Апокалипсису», как и ко всему Откровению вообще, всегда были связаны с определёнными историческими процессами и периодами: внешними гонениями, вторжениями политических, экономических и культурных событий во внутреннюю религиозную жизнь общин, угрожая им разного рода опасностями отвлечения от привычного строя их жизни.
Такая периодичность религиозного внимания вполне естественна для плоти, ищущей утешения и ободрения в скорбях, основанных на обещанном ей для себя лучшего будущего - плотского превосходства над другими людьми - чужими и враждебными. Естественна она и для плотского любопытства, пытающегося разгадать, с помощью «Апокалипсиса», смысл и значение происходящих событий.
Но «Апокалипсис» - это не корпусы текстов Нострадамуса и не конспекты предсказаний Ванги. - Это Книга, написанная в помощь человеку, который ежедневно строит свою духовную жизнь, в борьбе со страстными болезнями своей плоти.
А история духовной жизни - это не привычный нам исторический процесс! - Это не духовная история, со всеми своими периодами активности и затишья, начала и конца, затухания и ускорения.
История духовной жизни человека - это постоянный процесс нарастания нравственной активности человеческого «Я», в котором это «Я» всё более и более переконструирует себя, становясь, из психологического конструкта, конструктом пневмологическим (пневматологическим), из личности становясь лицом, постепенно избавляя свою индивидуальность от своего индивидуализма, ставшего присущим ей по причине её греховного повреждения (повреждения её природы).
Образность и таинственность «Апокалипсиса» как раз и вызвана необходимостью помочь человеку правильно действовать в этом сложном процессе нравственного переконструирования своего «Я», превращения его из только плотского в ещё и духовное, то есть - одухотворения плоти.
Преимущественная иррациональность и неочевидность взаимодействия личного и природного аспектов бытия человека делает взаимодействие весьма трудным для понимания и рационального осознания, а поэтому неосторожные делатели, как и толкователи всегда опасны, и, в первую очередь, для психики человека. Но, если тот, кто строит свою духовную жизнь, рискует только собой и своими ближними, то толкователь рискует не только собой, если, конечно, он сам следует своим толкованиям, что ныне встречается нечасто, но более рискует теми, кто практически руководствуются его толкованиями.
Весь риск увлечения экзегетическим творчеством сводится к минимуму только тогда, когда толкователь не выходит за границы живого и истинного Предания святых отцов, а просто приводит древнюю аскетику в соответствие с нынешним психологическим состоянием человеческого сознания. Это не даёт поводов к возникновению мистических и реально несбыточных надежд и упований. Например, подобное уклонение от Предания привело к появлению лжеучения о так называемом «хилиазме» - тысячелетнем Царстве Христовом на земле, которое сам Сын Человеческий не называет никак иначе, кроме как Царством Небесным.
Что Сын Божий говорит нам этим?
Он указывает нам на то, что блаженное состояние человека не зависит, главным образом, от «земли» - его материальной обеспеченности и благополучия, а зависит, в первую очередь, от «неба» - нравственного состояния человека! - Именно от совести человека зависит гармония между душой и телом, его физики и его психики. Только блаженство, как наивысшее качество состояние человека определяет всю его будущность, не только в его временной жизни, но и в вечности. И именно вечности, зреющей в человеке уже сейчас, в этой его временной жизни, посвящён «Апокалипсис», показывая нам сущность человека как преимущественно духовную и нравственную, и только в последующие очереди как психическую и физическую. Диалектика человеческой природы допускает «вальсирование» психики и физики в жизни человека, допуская выход на первое место то одного, то другого плана человеческой сущности, в той или другой ситуации его жизни. В то время как духовно-нравственный план человеческой сущности никогда не может быть сдвинут, хотя бы немного, со своего первенствующего места.
Без учитывания этой особенности природы человека, как природы индивидуально - личностно - личной, невозможно правильно толковать Писание вообще и «Апокалипсис» в особенности.
Внешне формальным, но достаточно надёжным признаком реальной творческой ценности той или иной экзегезы, являются признаки буквалистического или символического понимания образов Писания экзегетом. Это касается любых книг Писания, а не только «Апокалипсиса». Можно привести здесь цитату из свт. Василия Великого, архп. Кесарии Каппадокийской: - «Тот, кто понимает великие символические слова Писания прямо, в их буквальном прочтении, тот, вдаваясь в иудейские бабские басни, так и состарится в совершенной скудости своих недостойных понятий о Боге…»
Понятие о «последних временах», принесённое нам Писаниями Нового Завета, сформировалось вместе с самим Новым Заветом, в результате того, что с самого начала появления евангельского благовестия: - «Приблизилось на вас Царство Небесное!..» - оно было «встречено в штыки» и «ветхим» человеком и «ветхим» обществом. Естественно, не могло остаться в стороне и «ветхое» государство!
Возвращение совести в повседневную жизнь, с безжалостной остротой обнажило реальное состояние души каждого «ветхого» человека и крайне поляризовало «ветхое» общество.
Катарсис - экстремальное очищение души, нанёс «кричащую» и «кровоточащую рану» каждому поставленному перед Зеркалом Неба - Иисусом Христом. И как до обидного малым оказалось число тех, кто был готов принять это обличение неба за истину и пойти по пути смирения гордыни, а не продолжать прятаться за привычными иллюзиями о самом себе.
Поэтому, Антихрист сразу же явил себя миру во всей силе своего могущества, но был посрамлён и побеждён с самого начала, как великан Голиаф был побеждён отроком Давидом, прообразуя нам победу Христа над «ветхими» обществом и государством.


Рецензии