7. Апокалипсис и история - продолжение

Возращение совести в реальность жизни происходит внутри конкретного человека! Но «ответ» на это возвращение человека в нравственную жизнь приходит от всего «ветхого» общества целиком и к этому «ответу» всегда присоединяется «ветхое» государство.
Эта ярко выраженная социальность «ответа» внешнего мира на возвращение совести во внутренний мир одного единственного человека, маскирует и сильно затрудняет для нас понимание того, что здесь «ветхий» мир борется не с социальным явлением, а с проявлением индивидуальности, которая, сбросив или отбросив, свою «ветхость», перестаёт быть подвластной «ветхому» миру.
Не понимает этого и сам «ветхий» мир! И борется с Церковью как с социальным явлением, используя для этой борьбы привычные ему инструменты.
А природа Церкви совсем не социальна! - она соборно индивидуальна …
И, одерживая внешние победы, «ветхий» мир достигает только одного:
- Вот, ещё один из христиан достиг Второго Пришествия к нему Иисуса Христа! - А «ветхий» мир опять остался - «с носом» …
Совершенно неправильно историко-социальное переживание «последних времён», всех ужасов гонений христиан, начавшихся сразу же, в первом веке. Недопустимо историко-социальное толкование «Апокалипсиса» и только внешнее историческое, а не внутреннее духовное ожидание Второго Пришествия Христова. Это было неверно и тогда же, в первом веке, неверно оно и сейчас, в веке двадцать первом.
История двух истекших тысячелетий жизни Церкви содержит в себе неоднократные попытки толкований «Апокалипсиса». Последующий «опыт жизни» всех этих толкований в духовной среде Живого Предания убеждает нас в том, что видимые нам исторические события, связанные с историческим существованием Церкви Христовой, не имеют духовной ценности сами по себе. Всё их значение заключено в их прообразавательной роли. Они делают символически видимыми нами те скрытые и таинственные процессы, которые протекаю во внутреннем мире, в душе, каждого человека - «уда» Тела Христова …
История - видимый образ невидимого, плотское вместилище духовного!
Все видения и символы «Апокалипсиса» рассказывают нам и о «последних временах» жизни человека, его приходе к вере, к его духовному прозрению, которое побуждает его задуматься о «кончине мира» - своего мира и своего исхода из этой своей «ветхой жизни», задуматься о нравственном состоянии его души. Всё это проявляется для человека тогда, когда напротив него становятся рядом два зеркала: Антихрист - Зеркало Ада и Христос - Зеркало Неба.
Вероятно, «Апокалипсис» невозможно совсем лишить какого-либо исторического значения, ибо жизнь человека всегда протекает среди исторических событий и само его мышление не лишено историчности. Ведь совсем не случайно говорится о том, что христианская вера опирается на кровь мучеников, Церковь выстроена из их костей, престолы храмов основаны на их мощах, и сама Литургия совершается на антиминсе - плате, содержащем в себе частицу той «мощи», которую обретает человек, на которого - «нашёл Иисус Христос своим Вторым Пришествием».
История мученичества цементирует и скрепляет Церковь Христову, от времён языческих императоров до времён нынешних президентов! Как эти, силою своей власти, пытались и пытаются служить Антихристу, так и мученики, проводили, проводят и будут проводить нас сквозь все времена, какими бы «последними» они не выглядели и не казались. И будет это длиться до тех пор, пока каждый из нас, ждущих Второго Пришествия, не обретёт своей окончательной встречи со Христом Иисусом. И пока будут рождаться новые люди к вере в Него и ожиданию Его Пришествия.
Совершеннейшим бредом являются попытки найти осуществление апокалипсических предсказаний в конкретных исторических событиях. Объявить, например, Антихристом какую-либо историческую личность. Предание святых отцов нам ясно указывает на то, что в исторических событиях мы можем лишь рассуждать об антихристовых предтечах! - А ещё более нам полезно всматриваться, почаще, в самих себя, чтобы не оказаться, ненароком, одним из таких предтеч, хоть для кого-то из нашего окружения.
Не правильно видеть в «Апокалипсисе» и только литературный приём - аллегорию, подчёркивающую морально-этический смысл тех или иных исторических событий! - Ведь «Апокалипсис» не книга нравоучений - а практическое руководство для желающих совершать над собой духовные усилия. - Это не мистический или психологический трактат, призванный научить вас производить впечатление, затем, чтобы поразить собой окружающих.
Правильным Предание признаёт то толкование, которое объединяет все внешние исторические события вокруг внутренней жизни человека, причём не следует упускать из вида перспективу «вечной» жизни человека, что, как ясно учат святые отцы - древние толкователи, содержание «Апокалипсиса», в своей сути, направлено именно к «вечности» - вечной жизни человека как - «лица».
Но, с упорством, заслуживающим более правильного применения, продолжаются попытки найти во всей минувшей христианской истории исполнение пророчеств и предсказаний святого тайновидца Иоанна. И эти попытки обращены отнюдь не к Житиям Святых, пониманию догматов и откровенным прозрениям святых отцов. Они направленны именно к внешним историческим событиям жизни Церкви! - Внешняя канва Истории Церкви, до сих пор перевешивает апокалиптические интересы церковной жизни, в сравнении с тем внутренним, что является главным для Церкви в её истории.
И сколько не напоминают церковные писатели о том, что - «Нужна большая осторожность в применении апокалипсического содержания к историческим событиям, и нельзя слишком злоупотреблять этим», - с завидным постоянством продолжают рождаться апокалиптические глупости и «уродцы».
Очень справедлив один из комментариев к «Апокалипсису» говорящий о том, что содержание «Апокалипсиса» открывается человеку постепенно, только в той мере, в какой этот человек будет успешен в наступлении им на свой собственный эгоизм, и по мере исполнения его души смирением. В этом и состоит тайна содержания и значения символов «Апокалипсиса», смысл пророчеств, предреченных в нём.
Хочется привести здесь цитату из книги архп. Аверкия (Таушева) «Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова»: - «Правильному пониманию Апокалипсиса, конечно, больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведёт к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения, необходимого для правильного понимания и духовной оценки совершающихся в мире событий. Эта всецелая преданность современного человека греховным страстям, лишающая чистоты сердечной, а, следовательно, и духовного зрения (Мф. 5:8), служит причиной того, что некоторые современные толкователи Апокалипсиса хотят видеть в нём одну аллегорию истории и даже самое Второе Пришествие Христово учат понимать аллегорически».
Исторические события могут переживаться человеком или реально, или иллюзорно»! И зависит это от степени духовной наполненности его как «лица». От того, как он себя воспринимает: только ли как индивидуум или персону. Или, всё же, он воспринимает себя как личность, идущую от ипостаси к лицу, всей своей нынешней жизнью утверждающей, что, по всей видимости, «последние времена» уже настали для него, и он, стал-таки уже, апокалипсическим героем, участником «Апокалипсиса», а не смотрит, всё ещё, с галёрки на то, что описано в книге «Апокалипсиса», и, что всё его участие - одну лишь аллегория! - Он лишь читатель и зритель …
Поистине, оставаться человеку таковым, - «Значит быть духовно слепым, настолько, что не видеть, что всё, теперь происходящее в его жизни, напоминает страшные образы и видения Апокалипсиса».


Рецензии