Иван Гончаров. Обрыв

"Обрыв" - более позднее произведение Ивана Гончарова, здесь закончились самоирония и сатира. Уж не знаю почему, может автор посчитал, что приобрел уже достаточный литературный вес, чтобы позволить себе быть настоящим, не боясь при этом отпугнуть читателей. Все это самому "Обрыву" явно не пошло на пользу.

Бесконечная тема загадочной русской души мне всегда виделась, если и загадкой, то такой, где отгадка напечатана здесь же, даже не где-то на другой странице.
Бестолковое блуждание главного героя, который понятия не имеет - чего он там сам хочет, имеет обломовские корни, но выглядит жалким. Если Обломова жалеешь за этот его страх показаться непрактичным, то здесь совершенно иная картина. Утерян какой-то позитивный актив. По мне, так основная проблема в праздности. Не оставьте Райскому времени на откапывание в самом себе неизвестно чего, на великую и безответную неповторимую любовь, на всякое прочее, чем он пытается привлечь к себе внимание. Эдакий ребенок, что из коляски издает громкие звуки, иногда требуя раскурить себе сигару.

Таким образом, Россия в данном произведении - это большая толпа женщин, что постоянно ждет Райского. Все они его обожают, машут ему издали ручками, бросают в воздух чепчики. По желанию, можно в процессе ожидания пострадать, потерзаться, побегать без всякой цели туда-сюда. Любовь тоже какая-то издали. Эй, ау, ты, да-да, ты! привет, я люблю тебя. Собственно, если начинать анализировать бессмысленные и нелогичные поступки в "Обрыве", то на это уйдет несколько лет. Но там, где национальный дух, там по определению все это не нужно. Богатырь сначала бьет, потом думает.

Большую часть произведения занимает старое доброе топтанье на тему "ты мне веришь или нет", "люблю - не люблю" и "ай-яй-яй, ах-ах". Кажущиеся более живыми и разумными Вера и Марк, на самом деле тоже ничем особенным ни от кого не отличаются. Не нужно быть знакомым с Гончаровым, достаточно знать русскую классику, чтобы заранее предугадать, что в женщине всегда победит женщина. Кто у нас, вместо того, чтобы по большой любви спрыгнуть с живописного обрыва, вдруг займется проектом моста, соединяющего этот обрыв с ближайшей дорожной развязкой. Мне-то зачем нужен этот мост.

Труд, безусловно, отягощен символами, присущими времени. Традиционную Россию представляет очень удачный образ бабушки Татьяны Марковны, мораль и справедливость вместе с нею, хотя и куча предрассудков. Марк Волохов из новых революционеров-народников. Вслед за Достоевским в его "Бесах" Гончаров посчитал необходимым хоть что-то прокричать в собственный рупор эпохи. Выглядит все это, на фоне основной нежно-розовой темы инородным телом, довольно нелепо. Читать же невероятно скучно, при всей моей любви к Гончарову, я засыпал раз десять.

В общем, роман в итоге получился больше тургеневским, чем гончаровским. Сам я, несмотря на критику, к главному герою отнесся нормально, но подозреваю, что основной массе читателей он покажется холеным и неинтересным. По сути это еще один "лишний человек", который очень органично смотрелся в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева. Но только не у Гончарова. Я вообще через его призму рассмотрел русский дух, ничего более нелепого не предполагалось, ибо лишний человек никогда не подразумевает под собой каких-либо обобщений.

В итоге нужно самому иметь хоть какое-то отношение к "лишнему человеку", что никак не может распространяться на автора Обломова, олицетворяющего в большей степени менталитет. "Обрыв" существует исключительно для той категории читателей, которые уже до дыр зачитали и выучили наизусть гончаровские "Обыкновенную историю" и "Обломов".

Деревня, кстати, которая упоминается в произведении, называется Малиновка. Поэтому книгу можно было бы назвать "Несвадьба в Малиновке".


Рецензии