3. Память жизни...

Итак, человеческая память... Что же это такое? Понятно, что это опыт жизни, непрерывная зашифрованная и глубоко скрытая запись того, что было. Однако не только того, что было - еще и того, чего не было, но вполне могло быть.

Мы пока не знаем, где и как она хранится, не знаем, чем память о событиях во внутреннем мире отличается от памяти о событиях в мире наружном, и затрудняемся сказать, что здесь от мира, а что от нас самих.

 Мы отлично понимаем, что представляет собой память, зафиксированная на материальных носителях и привычно именуем ее информацией, но никогда не станем ставить знак равенства между "техно", "био" и "психе". Введение понятия "биокомпьютер" - просто очередная уловка нашего разума, которому гораздо ближе физика и технология, чем биология и психика.

Возможно, именно поэтому нам приходится иметь дело со множеством "живых"отпечатков, обозначаемых нами как память. Это ощущения, предоставляемые нам органами чувств, это следы и шрамы того, что мы называем памятью души и сердца, это трудно уловимые образы и тени, это напряжение инстинктов - от самых простейших до самых сложных.

Это сложнейшие конструкции, созданные переживаниями, и тоже от простых и незамысловатых до огромных, сотрясающих и потрясающих. Наконец, есть память себя, семьи, своего рода-племени и всего человечества. Завершением же всего является память нынешней вселенной, частицей которой мы являемся.

Осторожный научный разум здесь предпочитает говорить о знании, а не о памяти - о том знании, которое когда-то было принесено человечеству гипотетическими представителями иных цивилизаций. Однако такой подход ничего, в сущности, не меняет. Потому что ПАМЯТЬ как информация о всех стадиях развития мироздания хранится в нас на квантовом, атомном, молекулярном, биологическом и социальном уровнях. Пока не будем касаться религиозного и духовного, разговор о которых у нас еще впереди.

Еще один из видов памяти - это тот, что именуется реинкарнационной памятью, или каузальной (причинно-следственной) составляющей человека. Наука традиционно оспаривает ее как реальный факт, однако ни доказать, ни опровергнуть ее существование не может.

Мы же будем опираться на то, что она СУЩЕСТВУЕТ РЕАЛЬНО в миллионах разумов, душ и сердец верующих. Она проявляется в ходе специальных психологических практик, в исследованиях, число которых ныне составляет десятки тысяч, в религиозных и духовных традициях, фактологии и истории множества различных стран. Так что мы не  силах отрицать то, что мы ИМЕЕМ совершенно реально и недвусмысленно. Ну а интерпретация - дело десятое...

Человек - сумма всего этого, однако сумма не математическая, потому что это не одно существо, не одна личность либо душа, не одна из линий мирового развития, не один путь и не одна дорога, а бесконечное их число. "Единство во множестве и множество в едином," - как гласит ведическая истина. А это то самое, что объединяет Всевышнего и Человека, мир людской и мир божественный

Бывают состояния, когда это богатство и единство неожиданно утрачивается, стирается или в силу разных причин блокируется. Человек живет лишь в одном временном измерении, лишь в "здесь и сейчас". У него нет прошлого, а значит, нет и будущего. Он не способен заботиться о нем и строить его. Да и настоящее его весьма странно - оно фрагментарно и неполноценно.

Но даже и в таком скорбном состоянии человек остается личностью, следовательно, и "душею живою". Более того, некоторые люди находили в себе силы для борьбы не просто за выживание, но и возвращение в нормальный человеческий мир. Хорошо помню, какое огромное впечатление произвела на меня книга знаменитого нейрофизиолога и психиатра М. Лурия "Раздробленный мир". К сожалению, сегодня об этой книге мало кто знает...

Память во многом определяет богатство нашего внутреннего мира, который никак не может быть представлен математической суммой всех биологических и психических процессов либо измерен количественно в мега- и гигабайтах. Бесполезно искать его во множестве психических измерений, во всей этой "психометрии", в различных тестах, шкалах и коэффициентах.

Не может быть этот микрокосм  и набором неких технологий (практик, психотехник) как интеллектуального, религиозного, духовного, так и эмоционального характера. Всегда будет нечто такое, что остается скрытым от любого исследования и всегда будет превышать человека как объект исследования. Однако именно эта "несказуемость" и "неопределенная определенность" и есть как наша суть - почти неисчерпаемый резерв роста и эволюции. В том числе и в столь привычном для нас материальном мире.

Человек ведь не есть что-то единое, окончательное и тем более завершенное. Это целое созвездие миров - миров самых разнообразных, причудливо переплетающихся и непредсказуемо взаимодействующих. Он есть не только то, что он "есть", но и то, чем он "был", "мог быть" и чем, безусловно, "будет".

Не исключено, что он действительно ЕСТЬ в иных пространствах, исторических эпохах и даже "Землях". По крайней мере, современная наука этого не отрицает. Главная же загадка человеческого существования заключена в том, что в мире линейных величин и однонаправленного времени его НЕТ ВООБЩЕ.

Он пребывает в  странном метафизическом пространстве между условным "прошлым", которого УЖЕ  НЕТ,  и "будущим", которого ЕЩЕ НЕТ. Это удивительное "сегодня" - не иллюзия, не фантом. Оно действительно существует, но лишь как одна из проекций чего-то неизмеримо большего. Главным гарантом нашего существования здесь становится РАЗУМ, формирующий столь привычную и знакомую нам действительность.

Последняя же рождается в результате действия, составленного из стремления, целеполагания (желания), движения и усилия. Именно это и создает набор определенных РЕАЛЬНОСТЕЙ, с которыми нам приходится иметь дело. Не следует забывать о том, что действием (движением, усилием)  является все то, что происходит внутри, снаружи, вне человека и внутри его.

Действие - это и то, что мир делает с человеком, и то, что он делает с миром. Восприятие  - действие, поступок и дело - действие, мысль и слово - действие, чувство и воображение - действие, искусство и культура - действие и даже недеяние - тоже действие.

Все это было осознано чрезвычайно давно. Явные или неявные следы этого понимания содержаться  в концепциях нирваны и шуньяты, в Адвайте, Майяваде, и  Каббале. Однако в более современных религиях (особенно христианстве и исламе) от этих удивительных прозрений остались лишь слабые следы. Почему такое могло случиться?

Как это ни странно звучит, но дело может быть в крайне малом и резко ограниченном пространстве человеческого действия, в невозможности его надразумного осмысления, в однообразном и скудном опыте его жизнепроживания. Первая гениальная попытка прозрения и интуитивного понимания угасла достаточно быстро, сменившись веками и тысячелетиями монотонного существования между "небом" и "землей", слабо освещаемым светом религиозного чувства и сознания.

Однако рано или поздно приходит понимание: человек есть особое существо, специально созданное ( не будем сейчас обсуждать, как и кем) для работы в материи, или мире материальных проявлений, или в пространстве физической реальности. Однако немедленно возник вопрос:

ДЛЯ КАКОЙ ИМЕННО РАБОТЫ?

Что мы можем знать об этом и есть ли в памяти человечества хотя бы следы, отголоски тех времен, когда мы ЗНАЛИ и БЫЛИ ГОТОВЫ? Как вообще соотносятся знание, информация и память? Тут неизбежно придется договариваться о терминах (или понятиях), ибо триада эта не просто  некое "триединство", а безусловная многомерность, многопроявленность и, если можно так сказать, "многовложенность".

Поэтому давайте понимать первое как ГНОЗИС, необусловленную и самосущую истину; второе - как активную, специализированную, творческую и всепроникающую его часть, а последнее - как начало, уже готовое к действию, принятию и усвоению, двойственное по своей природе, но также активное и творческое. Вполне "живое", смыслообразующее, предназначенное отнюдь не для бессмысленного хранения и, безусловно, осознающее само себя, как это присуще и Гнозису, и информации.

Именно такой подход позволяет нам вполне корректно говорить не только  о личной, чисто биографической памяти (т.е. памяти нынешнего существования), но и памяти "прошлых воплощений",  "жизни после жизни" и "жизни после смерти", а также о памяти всеобщей, планетарной и вселенской. Двойственность же памяти  в первую очередь обусловлена современным постулатом:

"ИНФОРМАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНА, НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ МАТЕРИАЛЕН".

Казалось бы, все понятно и просто. Материальный носитель - это письмена, вырезанные на камне или нанесенные на пергамент, бересту, холст; это скульптура, картина, архитектурное произведение, храм, книга. В наше время - кинолента, видеопленка, флешка, диск. В предельно "материальном" смысле это различные виды ДНК, ядерные и митохондриальные, геном человека и (пока умозрительно) - определенного рода энергополевые структуры.

Теперь попробуйте ответить: А ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК КАК НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ И ХРАНИТЕЛЬ ПАМЯТИ? ЧТО В ЭТОМ СМЫСЛЕ ЕСТЬ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО? Не как объект исторического и культурного наследия, не как родовое, племенное и биологическое существо, а как один из видов НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРИРОДЕ МИРА?

Вы скажете: "система представлений и образов", "субъективное отражение реальности в сознании объекта в форме понятий и представлений".  Тогда я задам следующий вопрос: а что тогда такое ПАМЯТЬ? Вы снова ответите:

"Память — общее обозначение  комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков;

- это психический процесс, включающий в себя процессы запоминания, сохранения, последующего воспроизведения человеком его опыта, а также забывание;

- это внутренний процесс, позволяющий  человеку вспоминать переживания и события прошлого времени, адекватно оценивая его смысл и его  ценность в собственной истории, осмысливать чувства и эмоции, которые связанные с ним.

- Это извлечение уроков из прошлого, позволяющее нам строить свое будущее. Это познание мира, данное нам в виде переживания мира;

- это форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности".

Прекрасно... Однако это общий взгляд, лишь подводящий нас к решению проблемы о материальном и нематериальном в человеке. В конце концов, мы можем на время оставить ее, сосредоточившись на более важном - вопросе о ЗНАНИИ. Что мы действительно ЗНАЕМ  и как определяем истинность этого знания; о чем смутно догадываемся; о чем , кажется, "знаем" или даже уверены в этом, однако доказать не можем...

Как быть с недоказанным и недоказуемым, если оно требует от нас вполне конкретного действия? Можем ли мы игнорировать гипотезу, предположение, интуицию (в том числе и интуицию научную), прозрение, инсайт, творческое состояние, странную и иногда необъяснимую веру в себя и дело, которому служим? Как действовали и поступали люди в древние времена, когда науки как таковой еще не было, а философии и религии только формировались?

И здесь в поле нашего внимания неизбежно попадает уже не наука, не психология, не история и не философия, а нечто совсем иное. Эпос, сказание, предание, традиция, религия и, безусловно, мифология.

***


Рецензии