4. Мифология вчера и сегодня...

Мифология - это особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в беспрестанно изменяющейся действительности.

Мифология не является понятием или явлением, тождественным фольклору. Миф — истинное или представляющееся таковым знание о мире, принимаемое носителем мифологического сознания как действительное и не подвергающееся сомнению, в отличие от фольклора, который не обязан восприниматься как нечто правдивое и жизнеподобное.

Мифология — исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания ещё не различены и не обособлены друг от друга.

 Миф является важнейшей и абсолютно необходимой составляющей религиозной системы. Русский философ и богослов С.Н. Булгаков писал: «Культ есть переживаемый миф — миф в действии».

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Если европейцы до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античными мифами, то затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. В Библии прослеживаются отголоски западно-семитской мифологии. У арабов до принятия ислама существовала своя мифология.

Таким образом, мифология имманентна (имманентность — неотъемлемость, внутренняя связь в противоположность условной и внешней) человеческому сознанию. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания.

Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком. Миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.

Истинные причины и истоки наиболее значимых мифов до сих пор неизвестны. Многие исследователи уверены, что уровень разума и возможности сознания человека древнего мира (т.е. примерно 6-7 тысячелетий до н.э.) принципиально не мог породить ничего подобного. Однако он вполне способен был сохранить в памяти отголоски неких вполне реальных событий в виде космогонических  и антропогонических мифов (теория палеоконтакта).

Космогонические мифы — мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса - основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле.

Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является рождение мира из мирового яйца. Такие мифы встречаются у многих народов на разных континентах. Мировое яйцо является универсальным символом происхождения жизни.

Во многих мифологиях мир был создан богами. Примеры Богов-творцов: египетские Атум и Птах, зороастрийский Ахура Мазда, в индуизме - Вишвакарман, Анцва у абхазов и абазин, Тха у адыгов, армянский Арамазд, Виракоча инков, богиня Ильматар у финнов, Инмар у удмуртов, Кайракан у алтайцев.

В германской мифологии боги создали мир из тела великана Имира, убив его. Похожий сюжет — сотворение мира из тела Пуруши в индуистской мифологии.
Примеры пар, создавших мир: Идзанаги и Идзанами в синтоизме, Абзу и Тиамат у шумеров, Геб и Нут у египтян, Ранги и Папа у маори.

Иногда сюжетом космогонических мифов является противостояние сил созидания и сил разрушения. Такие мифы свойственны дуалистическим мифологиям. Такими парами являются Ахура Мазда и Ангра-Майнью, Ен и Омэль, Кугу-Юмо и Йын.

В древнегреческой мифологии прародительницей мира считается Гея, родившаяся вслед за Хаосом. Является матерью Урана и от него других богов, циклопов, титанов, эриний, гигантов, гор, морей, чудовищ, героев.

Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны. Часто одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека. Другой вариант взаимосвязи — это антропоморфизация мира, когда вселенная возникает из тела первочеловека.

Эсхатологические мифы — это мифы о конце света. Они существуют наряду с космогоническими мифами и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Одной из разновидностей таких мифов являются мифы о предполагаемом конце света в будущем, например, германский миф о Рагнарёке.

Другой их разновидностью являются мифы о том, что подобные события уже происходили в прошлом, и между мифическим миром и современным лежат периоды катастроф. В различных мифах причиной уничтожения мира может быть всемирный потоп, мировой пожар, уничтожение предшествующих поколений, гибель богов и другие сюжеты.

Мифы о космических циклах являются разновидностью как эсхатологических, так и календарных мифов. Это мифы о том, что мир проходит циклы развития, после которых уничтожается и потом создаётся вновь.

Разновидностью мифов о космических циклах являются мифы о Золотом веке, блаженном состоянии человека, жившего когда-то в гармонии с природой. Подобные мифы есть у многих народов. Одним из них является библейская история о Райском саде, восходящая к древнесемитской мифологии. Другой пример — легенда о Сатья-юге в индуизме.

Героические мифы — это мифы о героях, которые могут быть или детьми богов от смертной женщины, как в древнегреческой мифологии, либо просто легендарными фигурами эпоса.

Особую категорию героев составляют культурные герои. Это мифические персонажи, внесшие серьёзный цивилизационный вклад в культуру народа. Часто культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с богами, или является первым законодателем, добывает или изобретает для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремеслам, искусствам, вводит социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники.

Почётное место занимают мифы о животных и среди астральных мифов. С созвездиями Пса, Льва, Лебедя, Орла, Скорпиона, Рыб связаны красивые легенды. Китайский зодиак также связан с мифами о животных. Существуют также легенды о происхождении самого зодиака. Животные выступали также в роли основателей новой культурно-социальной традиции (устройство общества, обучение ремеслам и т. п.).

Астральные мифы связаны с небесными телами — как со звездами, созвездиями и планетами (собственно астральные мифы), так и с солнцем и луной (солярные и лунарные мифы). Астральные мифы присутствуют в культурах различных народов мира и зачастую связаны с астральными культами, однако в корпусы астральных мифов входят и мифы, не имеющие религиозного характера.

Конечно, все это чрезвычайно любопытно и занимательно. Однако именно эти "ЛЮБОПЫТНОСТЬ И ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ" вынуждают нас во многом лишь  скользить по поверхности чрезвычайно сложного и во многом необъяснимого феномена - феномена, который не может быть исчерпан лишь его мистическим, культурно-историческим, онтологическим, культовым либо религиозным содержанием.

При максимально глубоком проникновении это содержание прямиком приведет нас к современной парадигме об истинной природе реальности, а далее к самым трудным и трансцендентным вопросам гносеологии, т.е. учения о познании.

Желаете конкретики? Пожалуйста... Какое знание, о чем и в каком объеме необходимо человеку? И не просто человеку, а конкретно ВАМ? Зачем вам знание, с которым вы не соприкасаетесь и никогда не соприкоснетесь? Которое никогда не сможете использовать? В истинности которого  сомневаетесь?  Знание, которое не возвышает, не обнадеживает, не утешает, не укрепляет, а ввергает в тяжелые сомнения, страх, неверие, подозрительность, тревогу? Зачем вам то, что для вас безразлично и никак не служит вашим жизненным потребностям?

Зачем вам огромный и запредельный груз физико-математического либо научно-технологического знания, если для вас гораздо важнее обычные вопросы сегодняшнего и завтрашнего дня, вопросы веры и ваших личных отношений с Богом, тайны жизни после смерти, секреты нравственного и духовного совершенства, перспективы эволюции нашего незавершенного мира и многое другое...

Не обольщайтесь - уход в незнание и даже в философский агностицизм ничем вам не поможет. Не поможет и предельный практицизм и прагматизм, не поможет и научный метод познания действительности, применяемый к месту и не к месту. И все потому, что вы разучились СЛЫШАТЬ И ПОНИМАТЬ МИР... Ох, как же прекрасно сказал об этом К. Кастанеда:

"… Мир непостижим, а мы никак не хотим этого понимать! Мы все время хотим открывать его тайны, а надо принимать его таким, как он есть – живым, таинственным, загадочным! Обычный человек никогда не относится к миру, как к тайне.

С возрастом он думает, что познал мир целиком и полностью. На самом деле он познал только человеческие поступки, но в своем невежестве он считает, что все тайны окончились и ему уже незачем жить…

Ищущий понимает эту путаницу и учится относиться к вещам правильно. Вещи, окружающие нас в мире, ни при каких условиях не могут быть важнее мира. Поэтому он относится к миру как к Бесконечной Тайне, а к тому, что делают люди – как к бесконечной глупости."

А вот еще одно высказывание, имеющее самое непосредственное отношение к теме нашего разговора.

«Миф – необходимейшая – прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая категория мысли и жизни, и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинная и максимально конкретная реальность.

Миф – не идеальный мир, но также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть его подлинное бытие со всеми его надеждами и страхами, ожиданиям и отчаянием, со всей его реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью".

И, наконец, отрывок из гениальной работы К.Г. Юнга "Душа и миф": «Что такое музыка? Что такое поэзия? Что такое мифология? Все это проблемы, относительно которых невозможно никакое мнение, если человек не имеет опыта переживания этих реальностей. Это вполне естественно и очевидно.

Однако, что касается вопроса, указанного последним в этом ряду, о наших переживаниях этого сказать нельзя. Лишь величайшие создания мифологии могут рассчитывать на то, чтобы донести до современного человека, что он находится лицом к лицу с феноменом, который по «глубине, постоянству и универсальности сравним лишь с самой Природой».

Если мы заинтересованы в реальном знании мифологии, мы не должны сразу же обращаться к теоретическим рассуждениям  и оценкам (даже к Шеллингу, который положил начало восторженному цитированию мифологии).

Не следует также слишком много  говорить об «истоках». Для того, чтобы вода, пройдя сквозь нас, разбудила наш скрытый  мифологический дар, ее нужно брать прямо из источника и пить свежей. Но не тут-то было. (Как говорится, по усам текло...)

Подлинная мифология стала для нас настолько чужой, что перед тем, как вкусить ее, не будет лишним остановиться и подумать - не только о пользе  и опасностях мифологии (психологи и психиатры об этом еще расскажут), но также и о нашем возможном отношении к ней.  Потому что мы давно утратили  непосредственное чувство великих реальностей".

Таким образом, было бы совершенно неправильным сведение мифологии к совокупности наивных и занимательных сказок, постепенно уступающих место научно обоснованному и практичному взгляду на мир.

Даже религия как более жесткая, деспотическая по структуре и организации форма сознания не может окончательно порвать с ней. Многие религиозные, в т.ч. и теистические, представления по-прежнему толкуются в рамках мифологических образов.

Мифология не только хранительница коллективной народной памяти, но и постоянно воспроизводимый способ осмысления событий, представляющихся чудесными и непознаваемыми. Не случайно мифологические конструкции оживают и наполняются предельно реальным  содержанием в творчестве множества современных  писателей.

Этот новый приход мифологии в наш с виду прагматичный и практичный мир абсолютно не случаен. В самой его природе нет и не может быть подобных случайностей, и если что-либо в него возвращается (или пробуждается после долгого сна), то это есть проявление сущностной необходимости. Конечно, для этой формы реальности лучше было бы придумать иной термин, иное определение, но пока этим никто не озаботился.

Важно не это. Важно то, что мифологическое сознание - это не архаическое, символическое и примитивное восприятие мира, одновременно и личное, и общественное. Это не то, что осталось в глубоком прошлом и перестало оказывать  влияние на современное положение дел.

Все как раз наоборот. Сегодня практически все человечество, что бы оно ни говорило о себе и чем бы себя ни считало, целиком оказалось под влиянием мифологии того или иного свойства. Более того, стала ареной отнюдь не иллюзорной  битвы за будущее человека, за его сознательное и свободное самоопределение.

Отсюда проистекает актуальность мифологического сознания для любой культурной эпохи, меняется лишь степень его социальной престижности и сфера широкого распространения. Постоянной областью реализации мифологического сознания является невежественное большинство, обывательская повседневность, где бытование старых и генерирование новых мифов является постоянным и интенсивным.

Мифологемы устойчивы во времени и в разных культурных и социальных условиях способны менять свой облик. Мифу противостоит как научная, так и богословская  рациональность. Поэтому полностью ассоциировать мифологию и религиозное (церковное) предание было бы неправильным. Хотя современная так называемая "религиозность снизу", "народная религиозность" характерна именно мифологическим осмыслением ритуалов, догматов и самого содержания духовной жизни.

Так что же она такое, эта странная реальность, теряющаяся в глубине веков и по-прежнему сохраняющая свою самоидентичность? Знание? Информация? Фантазия, Греза? Иллюзия? Реальность и Время, материализовавшие себя в столь странной форме? Память юности и молодости мира? Память именно МИРА, а не память человека о мире?

Феномен сознания, который, согласно  К.Г.Юнгу, «по глубине, постоянству и универсальности сравним лишь с самой Природой»? Или более того: "Миф - категория мысли и жизни; это подлинная и максимально конкретная реальность. Миф не есть мир идеального, но также не есть идея или понятие. Это сама жизнь".

И наконец: "Это самоценная, завершенная форма сознания, неотъемлемый культурный генофонд народа, санкционирующий и воспроизводящий традиционные для данного сообщества нормы поведения и духовные ценности".
А.Ф. Лосев.

 И снова - сознание, культура, традиция, нормы поведения, духовные ценности... Тогда вполне можно сказать, что в мифологии начинала свой путь Соборная Душа человечества... "Мифология - это повествование о богах и героях, людях и титанах, временах и судьбах".

А каковы они, современные боги и герои? Они выцвели, обнищали и утратили все свои силы; они - лишь тени былого величия. Нынешняя мифология густо замешана на самом откровенном и недвусмысленном невежестве, зависти, злобе, ненависти, обмане, предательстве, корысти и пороке.

Она делает все для того, чтобы все лучшее, что было в истории человека, народа, человечества, объявить мифом, заблуждением. Она с радостью готова помочь нам освободиться от многочисленных иллюзий и объяснить, ЧТО есть мир и человеческое существование «на самом деле».

Для нее долг – миф; честность, благородство, бескорыстие, самопожертвование, забота о слабых и больных - миф; свобода, равенство и братство - бессмыслица; Богатство - бог, нажива - смысл жизни, любовь - то, что хорошо продается и хорошо покупается, религия - признак респектабельности, закон - право  сильного,  власть - высшая ценность, наука - служанка на пиру нескольких тысяч избранных.

За предельно короткий срок эта отнюдь не мифическая реальность наплодила множество мифов. В первую очередь, это миф о свободе и демократии, о либерально-демократических (или христианско-демократических) ценностях и идеалах, о свободной и процветающей рыночной экономике. Искусство - это Бродвей и Голливуд, бесперебойно работающие фабрики грез, иллюзий и мифов.

Здесь же мифы об «империи зла» и «беспросветном прошлом» страны Советов, о единосущности фашизма и коммунизма, о "неправильном" советском социализме и "правильном"- западном. Ну и, конечно, не обошлось без апологетизации личности как высшего проявления человека, которому "дозволено все".

В то же время до сих пор живет социальная мифология, основанная на апологетизации народа как субъекта, в принципе не способного к насилию, бунту, маргинализации и тотальному заблуждению. Не собирается сдаваться и  мифология мессианская, ничего хорошего не принесшая ни миру, ни человечеству. Особенно, если в роли мирового "мессии" выступает какое-либо  объединение, партия, идеология, социальный класс, народ или государство...

Небывалыми темпами идет мифологизация совсем недавней истории, а от "мифических сюжетов "во всемирной паутине и соцсетях у нормального человека волосы встают дыбом.

Не будем забывать, что мифология не исчерпывается богами и героями. Это  космогония, и антропогония, это так называемый "прометеев комплекс" и астральные проекции, священные животные, это мир мертвых и царство стихий. Это антропоморфизм и теоморфизм, это ритуал и традиция, это устойчивые представления о конце света и золотом веке.

Здесь современное общественное сознание особо преуспело. Мифам о жизни после смерти, реинкарнации и карме, магии и ведовстве, пророчествах и предсказаниях, путешествиях сквозь время и вне времени, расах инопланетных существ и их вмешательстве в человеческую жизнь несть числа. Этот информационный шум настолько оглушителен, что в нем тонут редкие и слабые голоса серьезных и ответственных исследователей. Ибо почти все, что было перечислено выше - отнюдь не выдумка.

Это особая, плохо нами изученная и трудно поддающаяся интерпретации реальность. Реальность особая, практически сбросившая всякие маски и открыто заявившая о своем праве на существование. Современная жизнь все более напоминает бурный неуправляемый поток или реку, внезапно вышедшую из берегов...

Скорее всего, современная мифология - не совсем правильный и научно не корректный термин. Однако другого у нас пока нет. Зато есть абсолютно реальный метод концептуальной лжи и дезинформации, с которыми мы сталкиваемся ежеминутно. Есть гибридные и информационные войны, есть беззастенчивая манипуляция массовым сознанием, есть маргинализация культуры и искусства, есть сознательное оболванивание и "игра на доверии".

Однако реагируют на это люди по разному - беспричинными страхами и депрессией, необусловленным насилием, глубоким безразличием ко всему, покорной пассивностью с ожиданием скорейшего апокалипсиса, безмятежной иллюзией того, что "все идет как надо",  бегством в религиозные и псевдорелигиозные объединения, поклонением вседозволенности, поисками все новых и новых наслаждений.

И философское, и научное мышление никогда не отрицало право эволюции на ошибки, заблуждения, неверный выбор, как не отрицало и ее право на самые невероятные эксперименты. Это всеобщее движение никогда не следует безошибочному, до мелочей  разработанному и подробнейшему плану. Для него все есть опыт и все исходит из опыта. Поэтому избавление от иллюзий, заблуждений, не оправдавших себя теорий, гипотез, методов - нормальное и привычное явление, как бы тяжело и трудно оно не проходило.

Сказанное касается не только неких абстрактных знаний и умений - оно напрямую завязано на каждом конкретном человеке. Потому что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ ВПЕРВЫЕ, А МИР, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ОН - СОВСЕМ НЕ ТОТ МИР, В КОТОРОМ ЖИЛИ ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКИ.

Очищение происходит в природном и человеческом мире именно ради очищения и ни в коем случае не должно давать начало иллюзиям и заблуждениям еще более пагубным. То, что происходит в мире сегодня, не поддается никакой логике, не поддается ни философскому, ни научному, ни биологическому анализу. Ясно лишь одно: просто так и в таких масштабах подобные катастрофические изменения  происходить не могут.

ЕСЛИ ЭТО ЕСТЬ, ЗНАЧИТ, ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО.

Не хотелось бы возвращаться к давно оставленной концепции бесконечной борьбы Мирового Зла и Мирового Добра, Творца и его Антипода, Созидания и Разрушения. Хотя нет ни одного народа или племени, в мифологии и преданиях которых они  бы не присутствовали. Здесь есть, над чем подумать...

Сегодня ясно лишь одно: мы все больше и больше погружаемся в некую виртуальную реальность, сумрачный сон с кошмарными сновидениями. И старый вопрос: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О МИРЕ? - должен быть заменен другим: КАК НАМ ЖИТЬ В В НЕМ?

Ибо наш единый дом уже дал глубокую трещину, а мир, в котором мы живем - это РАСКОЛОТЫЙ МИР. МИР, УТРАТИВШИЙ СМЫСЛ СОБСТВЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И ПЕРЕСТАВШИЙ ПОНИМАТЬ САМ СЕБЯ.

***


Рецензии