5. Разделение, противоположности, противоречия...

Итак, откуда вообще берется знание и из чего оно состоит? Чем одно знание отличается от другого и может ли быть единое, всеохватывающее и универсальное знание?

ОТКУДА И КАК ПОЯВИЛОСЬ РАЗДЕЛЕНИЕ, ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ?

Мы уже убедились в том, что познавательный процесс как таковой напрямую связан с сознанием, мышлением, языком и опытом коллективного и индивидуального существования. Мы установили, что до религии, философии и науки долгие тысячелетия существовала мифология как всеобъемлющая картина мира, а мифологическое сознание являлось наиболее древним видом сознания как такового.

Главным структурным его элементом являлся миф, основанный на собрании преданий и ставший основой всего человеческого сознания. Сущность его не менее реальна, чем многие теории и гипотезы в науке. Философия, религия, наука и мифология имеют один корень, однако мифы – это реализация поведенческой логики, а не умозрительных заключений. Поэтому между современными научными подходами и историческим прошлым есть существенные различия.

Так, первое отличие философии от мифологии заключается в том, что сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия. Все основные структурные единицы здесь неразрывно связаны и представляют собой единую систему. В дальнейшем эта единство разрушается, а когда- то родственные понятия начинают  противопоставляться друг другу

В мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов и большинстве научных теорий центральное место занимает именно позиционирование. Осознание полного родства всех существ на земле, столь характерное для мифологического сознания, в дальнейшем начало рассматриваться как утверждение, не имеющее логики и смысла. Из багажа  философского и  научного знания были напрочь изъяты понятия "сакральное", "священное", "провиденциальное", осталось лишь логичное, рациональное, реальное, доказуемое и воспроизводимое.

Религия поступила противоположным образом, приняв постулаты, которые были завещаны предками. Однако религиозному сознанию оказались чужды ощущение движения времени и понятие исторической эволюции. Его хронология четко делится на два периода: Золотой Век (история мира до грехопадения, причем первым было отпадение части ангелов от Бога) с "правильной" жизнью людей , которые в те времена были совершенны, и эпоху после изгнания, когда прямая связь с Богом была прервана.

Миф – это не система абстрактных и умственных форм. Скорее это система знаков и символов, до предела наполненных эмоциональным и образным содержанием. Сила и устойчивость их столь велика, что такое восприятие бытия просто не может исчезнуть в результате исторического развития. Более того, каждый этап добавляет свои собственные знаки и символы, свои образы и переживания.

Что же касается осмысления и интерпретации, то они становятся необходимым атрибутом человеческой жизни тогда, когда возникает чувство неудовлетворенности опытом и желание постигать мир только с помощью разума  без любых других посредников. Так рождается необходимость теоретического знания, для которого не важны традиции, предания и легенды, его бог - не вера, а доказательство, не предположение, не вероятность, а факт.

Однако самым странным образом и наука, и философия, и религия получили в наследство от мифологии некое странное чувство бесконечного удивления, потрясения, преклонения и трепета перед тайной Вселенной - чувства, призывающего  не к смирению, страху и покорности, а к познанию и достижению совершенства. Остается только принять его как самый главный факт своего существования и следовать ему до конца.

Здесь всему найдется место и всему найдется дело - и мысли, и чувству, и разуму, и душе, и воображению. Однако начинать придется именно с НАЧАЛА. Именно так, и никак иначе.

***

Итак, космогоническая мифология... Она чрезвычайно многообразна, хотя во многом схожа. Мифы о происхождении космоса из принципиальной неопределенности - основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются они с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, состоящей из недифференцированных Начал и Основ.

В индийской системе знаний описаны высшие состояния Бытия: САТ (чистое существование), ЧИТ (сознание) и Ананда (радость бытия, блаженство как истинная природа трансцендентного существования). Эта триада дополнена онтологической парой Брахман - Высшая Единая Реальность и Атман - Космический Мировой Дух.

Самое же удивительное в том, что несмотря на очевидную персонификацию, все члены как первого, так и второго объединения АБСОЛЮТНО НЕ СОДЕРЖАТ В СЕБЕ  НИ МАЛЕЙШИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ, НЕ ПРОТИВОСТОЯТ ДРУГ ДРУГУ И ЯВЛЯЮТСЯ ПОЛНЫМ ЕДИНСТВОМ. Дальнейшая диалектика их развития решается не через пресловутые "единство и борьбу противоположностей", а через ряд последовательных ОГРАНИЧЕНИЙ, делегирование своих прав от высшего к низшему.

Тут чрезвычайно много интересного. Для образования таких сложнейших понятий, как Хаос и Пустота, Атман и Брахман, Айн Соф (вечное существование Бытия) и АЙН СОФ, Аур (Вечный неограниченный Свет) необходим весьма незаурядный разум. И не просто разум, а разум, освоивший почти предельные возможности абстрагирования. Такую возможность современная наука отрицает решительно и однозначно. НЕ может быть объяснена эта мифология и через "саму мифологию", ибо в те времена для этого не было никаких оснований.

Возникает патовая ситуация: для того, чтобы начать быстро и стремительно развиваться, необходимо достаточно серьезное развитие разумности, которое практически невозможно без ее изначального присутствия.  В дальнейшем этот принцип был сформулирован еще более определенно: "Ничто не может быть рождено или произведено из "ничего".

Любая система, как бы сложна она ни была, рано или поздно стремится к вырождению и распаду вследствие нарастания меры беспорядка, или хаоса. Из "простого" также не может быть получено ничего "сложного"; все происходит с точностью до наоборот.

С другой стороны, то, что мы именуем информацией, принципиально не может быть образовано из "ничего " или "из самой себя". Она может быть лишь организована из уже существующего центра, обработана и соответствующим образом направлена.

Информационная энтропия (неопределённость) — это мера непредсказуемости или неопределённости некоторой системы. Эта величина помогает определить степень беспорядочности проводимого эксперимента или события. Чем больше количество состояний, в которых может находиться система, тем больше значение неопределённости. Все процессы упорядочивания системы приводят к "очищению" информации и снижению информационной неопределённости".

С первого взгляда кажется, что подобное утверждение полностью отрицает сам принцип всеобщей эволюции или касается лишь чего-то уже "проявленного и сотворенного", а принцип энтропии есть лишь частный случай куда более сложного порядка вселенной.

По крайней мере, на обоих концах великой лестницы жизни пребывают две глобальные неопределенности: рождение вселенной как вполне реального "всего" из гипотетического и умозрительного "ничего", и столь же загадочное и трудно объяснимое  рождение человека разумного.

Креационизм и эволюционизм не могут ни опровергнуть друг друга, ни придти к какому-либо единому мнению. Тем не менее, и эволюционная теория Дарвина, и космогоническая концепция Большого Взрыва сегодня подвергаются серьезному сомнению. Если хотите убедиться в этом, загляните в Интернет и откройте тему "Современные научные космогонические теории".

Есть и некая "третья сторона", утверждающая: доразумная стадия развития человека есть следствие биологической эволюции, а разум был привнесен откуда-то извне. Ибо "сам по себе" он образоваться не мог. Причем от Бога он или от более развитых форм разумной жизни, не суть важно. Важно иное:

"Существует всеобщее убеждение в самоценности биологической эволюции, понимаемой исключительно как творчество, как создание нового. Уже по меньшей мере полтора столетия слова «прогресс» и «эволюция» воспринимаются как однонаправленное позитивное развитие..

Только этим общей состоянием  умов можно объяснить малое внимание к тому, что онтологическое содержание эволюции — это не просто сотворение новых форм, но сотворение форм, устойчивых к дальнейшим изменениям, что объективно выглядит таким образом, как будто эволюция борется против дальнейшей эволюции.

На самом же деле эволюция — это способ живого противостоять энтропии, нарастающему хаосу и беспорядку. Она творит разные новшества, но сохраняет только те из них, которые  придают разуму и организму устойчивость к пагубным и нежелательным  изменениям." (В.П.Щербаков).

 А вот что думают по этому поводу сторонники креационизма, т.е.
 религиозной и философской концепции, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

"Подобно тому, как в зерне невидимо содержится всё, что должно со временем развиваться в дерево, так следует нам представлять себе, что и мир в момент, когда Бог одновременно сотворил все вещи, содержал в себе все вещи, которые земля произвела, как возможности и как причины, прежде чем они развились
во времени такими, какими мы их их знаем." (Блаженный Августин).

Что же касается "космического яйца", то это в первую очередь символ непостижимого мгновения, особая реальность "остановленного времени", осознанный выбор в условиях невозможности любого выбора, т. е. бесконечного круговорота всего во всем. Именно отсюда ведет свое происхождение парадокс "курицы и яйца", как и знаменитого принципа Abovo, или "с самого начала".

А вот еще один, куда более сложный феномен - МИРОВОЕ ДРЕВО. Это уже не символ, а архетип (первообраз) — универсальная изначальная врождённая психическая  структура, составляющая содержание коллективного бессознательного, воспроизводимая и распознаваемая в нашем опыте и проявляющая себя  в образах и мотивах сновидений, в грезах и фантазиях,  живописи, поэзии и музыке, в мистических откровениях и пророчествах.

Мировое Древо - это полная совокупность всего сущего, единство бывшего, настоящего и будущего существования. Оно - Земля, Небо и Солнце, звезды и планеты, воздух, огонь и вода, корни и ветви, листья, плоды и семена. Это жизнь и память человека, племени, народа и всей человеческой расы; это реальность Вселенной и самого малого существа. Это ЕДИНСТВО, отражающее себя во множестве.

Это вполне понятное и не нуждающееся в каком-либо объяснении предназначение человека: "Посади дерево, построй дом и роди сына", - и одновременно истина куда более высокого уровня, на котором и Дерево, и Дом, и Сын имеют уже совсем  иное, космическое звучание... Интересный факт: в Книге Бытия Мировое Древо как бы "раздваивается" на Дерево Жизни, плоды которого даруют бессмертие, и Дерево Познания Добра и Зла. И не просто раздваивается, а явно противопоставляется одно другому.

Вообще же мифология происхождения человека (включая мифологию современную) невероятно обширна. Здесь и происхождение от фантастических и вполне реальных животных как некое смутное представление о биологической эволюции, и от сверхъестественных сил, и от Титанов как представителей предшествующих рас.

Греческий миф о происхождении человека повествует о том, как титан Прометей сотворил людей из глины. Но первые люди были очень беззащитны и ничего не умели. За этот поступок греческие боги рассердились на Прометея и задумали уничтожить человеческий род. Однако Прометей спас своих детей, украв с Олимпа огонь и принеся его человеку в пустом стебле тростника. За это Зевс заточил Прометея в оковы на Кавказе, где орел должен был клевать его печень.

Вообще в греческой мифологии любой миф о происхождении людей не дает конкретной информации о появлении человечества, более концентрируясь на последующих событиях. Возможно, это связано с тем, что греки считали человека ничтожным на фоне всемогущих богов, таким образом подчеркивая их значение для всего народа. Действительно, практически все греческие сказания напрямую или косвенно связаны именно с богами, которые направляют героев из человеческого рода, таких, как Одиссей или Ясон, и помогают им.

Есть мифы о Космических Отце и Матери и о "космическом сосуде", как в китайской версии. Китайцы представляли нашу Вселенную в виде огромного яйца, которое было заполнено определенной материей - Хаосом. Из этого Хаоса родился первопредок всего человечества - Паньгу. Он с помощью своего топора разбил яйцо, в котором появился на свет. Когда он разбил яйцо, Хаос вырвался наружу и стал меняться. Образовалось небо (Инь) — что ассоциируется со светлым началом, и Земля (Янь) — темное начало.

Так в верованиях китайцев образовался мир. После этого Паньгу уперся руками в небо, а ногами в землю и стал расти. Он непрерывно рос, пока небо не отделилось от земли и не стало таким, каким мы видим его сегодня. Паньгу, когда вырос, распался на множество частей, которые стали основой нашего мира. Его тело стало горами и равнинами, плоть — землей, дыхание — воздухом и ветром, кровь — водой, а кожа — растительностью.

Достаточно большое количество мифов повествуют о божественном происхождении человека, причем в роли Создателей выступают как женские, мужские, так и андрогинные божества. Отдельная история - появление мужского и женского начала, а конкретно - мужчины и женщины. Сегодня библейская
версия мало кого устраивает - слишком много в ней противоречий и нестыковок.

В мифе о сотворении мира, пересказанном Симоном Магом, невыразимая Безмолвная Сила (Тайна) порождает Великую Силу (Бога) и Великую Мысль (Богиню). Симон учит:

«От одного корня - невидимой, непостижимой Безмолвной Силы - происходят две эманации без начала и конца. Одна их них является сверху и мужеподобна по своей природе. Это Великая Сила - вселенское Сознание, определяющее порядок вещей. Другая является снизу и женоподобна по природе своей. Это Великая Мысль, порождающая все сущее».

Гностики утверждают: вначале был «Первый Отец Всего, в котором все пребывает непознанным», а потом «появилось Сознание и упорядочило все». Пытаясь вообразить собственную невообразимую таинственную сущность, Сознание (Великая Сила) представляет себе самое себя как бесконечно сложную концептуальную матрицу (Великую Мысль), которая, пользуясь невыразимым потенциалом «неразличимого Единства» (Тайны), формирует «космос», или «прекрасный порядок». Единство по своей сути проявляет себя как видимое множество Вселенной.

Парадокс заключается в том, что когда «пресветлый Мрак», ослепительная тьма Тайны становится первичной сизигией (сигизия - любая комплиментарная пара противоположностей как в состоянии объединения, так и в состоянии оппозиции) Сознания-психе, она одновременно и постигает Гнозис, и впадает в состояние заблуждения. Как Сознание она знает себя, но как психе она отождествляется с множеством образов ее самой.

Когда Сознание объективируется как психическое существо, оно неминуемо воспринимает себя лишь как представление о себе. Невыразимому Сознанию невозможно представить себе собственную первозданную сущность. Оно способно увидеть лишь то, что воображает о себе. Проявляя себя, оно скрывает свою истинную природу, Абсолютную Тайну. Оно не может объективировать самое себя, так как является чистой субъективностью. Психика - это всегда субъект,  ошибочно принимающая  себя за объект. Это разум, который думает, что является вещественным предметом.

Пользуясь кругом, аналогией Симона Мага, мы можем представить себе Тайну как пустоту, в центре которой возникает Сознание. Оно порождает круг души, который проявляет себя неизмеримым многообразием космоса, представленным бесконечным количеством точек на окружности.

Когда невыразимое Сознание в центре созерцает собственное обилие форм, оно отождествляет себя с каждым из образов, или идолонов. Таким образом, единый центр кажется самому себе множеством отдельных индивидов на окружности. Сознанию снится космос, и оно отождествляет себя с каждым из персонажей в этом сне.

Богиня - это Вселенская (Соборная) Душа, которая кажется слиянием  отдельных душ. Она - это единство, которое кажется множеством. Ключом к пониманию этих учений может быть представление Тайны как бездонного океана потенциальных возможностей. В состоянии спокойствия океан - это единое прозрачное неразделимое целое.

Подобным спокойствием обладает глубокий сон, в котором Сознание не имеет предмета и, следовательно, бессознательно. Стоит Сознанию пошевелиться - и поверхность покрывается волнами. Это волнение олицетворяет душевную деятельность. Плотин поясняет: «Сознание внутренне целостно, непрерывно и тождественно самому себе в каждом своем акте. Всякое же движение в нем или к нему осуществляется уже душой».

 В «Евангелии от Фомы» Иисус называет первичную сизигию «движением и покоем». Сознание либо движется, либо покоится. Психе (сознание-в-движении), в свою очередь, можно трактовать по-разному: как подвижную поверхность одного моря или как бесконечное количество отдельных волн. Первое олицетворяет вселенскую Душу. Второе - душу индивидуумов. Мы - единственные в своем роде движения на поверхности общей для нас неподвижной глубины Сознания.

И, наконец, современная "парная мифология". Одна ведет свое начало от арвинской теории эволюции видов, другая - теории палеоконтакта. В последней понятие "Бог" или "боги" исключено полностью и заменено на "представителей инопланетных цивилизаций". Один из вариантов этой гипотезы - полностью инопланетное происхождение людей. Мы - потомки экипажа потерпевшего крушение космического корабля, впавших впоследствии в одичание и вынужденных строить жизнь заново.

Говорить и спорить об этом можно бесконечно, однако ни одна из версий практически ничего для нас не решает. Ибо МЫ ЕСТЬ, И НАМ И ТОЛЬКО НАМ РЕШАТЬ СВОЮ СУДЬБУ. Поэтому  вернемся к мифологической космогонии. Самая сложная и необъяснимая ее часть - это знание о добожественном существовании Бытия, изумительно изложенная в Ригведе:

Кто Истину знает? Кто нам
Возвестит Её здесь?…
Кем и откуда родилось,
Как в мир пришло
Творенье это?
Откуда Боги
Явились в сей мир сотворенный
И как?
Так кто нам ответит –
Откуда же Он появился?
Быть может, ОНО  и
Создало себя САМОЁ?
А, может, и тот, кто над
Всем Надзирает – на Небе
И с Неба – а, может, Он знает?..
Иль – тоже не знает
О том, что же было тогда –
В том странном Ничто, где даже
Он был НИЧЕМ…

Странная ситуация: НИЧТО СОТВОРЯЕТ САМО СЕБЯ... Бог в нашем привычном понимании возникает намного позже. И это уже ему приходится создавать, отделять, говорить, видеть, называть, ставить, управлять, благословлять. 

СОЗДАВАТЬ ИЗ ЧЕГО? Из того, что УЖЕ БЫЛО. Было единым, изначальным, цельным, но что уже можно было РАЗДЕЛИТЬ, или ОТДЕЛИТЬ - воду от суши, небо от земли, ночь ото дня и т.д. Иными словами, из единого создать множество. Именно это разделение и стало началом всего. Однако разделение это скорее уже было следствием, ибо первым было осознание Богом самого себя как субъекта и всего остального как объекта творческого усилия.

Когда-то давно мне пришлось ознакомиться с весьма оригинальным прочтением одного из разделов Космогонической Каббалы, касающейся 10 имен  (10 свойств) Невыразимого Единого, или 10 имен Бога и сил Бога. Они несут в себе 10 бесконечностей или противостояний:

- бесконечное начало и бесконечный конец;
- бесконечное добро и бесконечное зло;
- бесконечная высота и бесконечная глубина;
- бесконечный Восток и бесконечный Запад;
- бесконечный север и бесконечный юг.

Первые 10 Великих Кругов  и 10 имен Бога означают:

1. Первое Осознание: Я есть (Аз Есмь, Это Я есть).
2. Первая Мудрость, или Сущность Бытия.
3. Первое Понимание, Бог Богов.
4. Первое Милосердие, Бог Творец.
5. Первая Жестокость, или Бог Всемогущий.
6. Первая Красота, или Бог Стойкий.
7. Первая Победа, Бог призраков и духов.
8. Первая слава, Владыка Духов.
9. Первое Основание, Всемогущий.
10. Первое Царство Бога.

Таким образом, согласно этому прочтению, рождение Бога происходит не сразу и не внезапно.  И в тоже время это не постепенный и продленный во времени процесс. Наиболее подходящий термин для этого - МАНИФЕСТАЦИЯ. ЭТО ТО, ЧТО УЖЕ БЫЛО, НО ЧЕГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО. В дальнейшем мы будем обнаруживать этот принцип во множестве проявлений, в том числе и в человеке.

Так что говорить о "рождении" Бога в высшей степени некорректно. Скорее это поэтапное, постепенное осознание себя, подъем из бесконечной глубины, в которой пребывало его несказуемое и неназываемое "Я". Потому есть и еще одно, скрытое понимание Невыразимого Единого: Изначальная Память Всего.

Нечто подобное приходится переживать человеку, возвращающегося из долгого беспамятства. Процесс этот может занимать очень много времени, но пока он окончательно не осознает себя, человек не может ни определить, ни узнать, ни понять окружающего мира. Стоит задуматься  и над самосознанием  ребенка, сделавшего свой первый вдох. Ранее он представлялся совершенно "беспамятным" и не осознающим самого себя, однако современная наука доказала, что это не так. КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ТАК...То же самое и с Богом.

ОДНАКО ОН БЫЛ НЕ ПРОСТО ВСЕГДА - ОН ПРЕБЫВАЛ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ,  ИЛИ В НЕЧТО, ЛИШЕННОМ ВСЯКИХ ПРИЗНАКОВ КАК ТОГО, ТАК И ДРУГОГО.

В Каббале специально оговаривается этот момент: "10 Сефирот (10 свойств Невыразимого) в конце своем связаны с их началом, а их начала связаны с концами. Появление их было подобно вспышке молнии; они приходили из вечности и уходили в вечность, и были они тем, у чего нет ни конца , ни начала".

Интересно отметить, что сюжет подобного выхода из беспамятства - один из самых распространенных в современной литературе. Что же касается научной мысли, то предположение о пульсирующих, переходящих одна в одну либо расширяющихся, а затем сжимающихся вселенных, было высказано еще в середине ХХ века.

Согласно этим теориям, тепловая смерть, или "выгорание "материальной" Вселенной, неизбежна; то же самое можно сказать и о вселенной "чистой энергии". В итоге образуется предельно, чудовищно сжатая информационная структура, содержащая в себе полную память и полный опыт предыдущих космических циклов. И не только память - программу предстоящего развития. Да, это та самая "сингулярность", порождающая Большой Взрыв. Она же "Космическое Яйцо" и суть брахманических циклов творения...

Поэтому лишь кажется, что"сотворение" однозначно разделению", "отделению" или как-то предшествует ему. Однако то, что следовало "разделить и отделить", уже было либо множественным, либо бесконечным и вечным. То есть БЕЗ-НАЧАЛЬНЫМ, ВНЕ- ВРЕМЕННЫМ. Или НЕСКАЗУЕМЫМ, чем-то запредельным пространству и времени. Такая интерпретация немедленно адресует нас к Евг. От Иоанна с его знаменитым "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Первый стих, согласно многим евангелистам, указывает на вечное, нематериальное существование некой Силы, существующей вне зависимости от сотворенного «чрез Нее» мира. Т.е. "Слово" в этом "начале" имеет не пространственно- временной, а онтологический характер, а триада «В начале было Слово – и Слово было у Бога – и Слово было Бог» – зерно, из которого произросло все тринитарное богословие.  Они сразу же обязывают нашу мысль утверждать в Боге одновременно тождество и различие».

Таким образом, бытие Логоса совершенно изъято от подчинения времени как форме всякого тварного бытия, а Логос существовал «прежде всего сущего, мыслимого и прежде веков» (Иоанн Златоуст).

В наше время Слово чаще всего интерпретируется как "Мысль", «Замысел",
"Высший Разум", "Знание-Истина", "Всемирный Закон", «Воля к сотворению», "Осознание", "Весть". Для многих ЛОГОС - аналог Космического Сознания или Брахмана индийской космогонии. Слова же И. Златоуста "прежде всего мыслимого" вполне можно считать величайшим прозрением, ибо сознание, безусловно, предшествует и мысли, и разуму.

Л.Толстой понимал Слово как "Разумение Жизни" (т.е. глубочайшее понимание, знание и чувствование). Однако отмечал: «Я не отрицаю никакого другого перевода; можно поставить и слово „разум“ или „премудрость“ и даже оставить „слово“, приписав ему более широкое, не свойственное ему значение; можно даже оставить, не переводя, слово „логос“; смысл всего места будет тот же самый».

С этим можно и поспорить. По крайней мере сегодня богословская интерпретация:«С первого же стиха пролога Отец именуется Богом, Христос – Словом", - разделяется далеко не всеми.

Однако факт остается фактом: разделение, специализация, дифференциация, разнонаправленность стали началом движения эволюции и преобразования, и первое разделение стало разделение Бытия на Творца и Сотворенное; на время "До" и "После"; на мир Божественный, идеальный, и мир материальный, физический, на человека "тварного" и "духовного".

Однако цепная реакция разделения так и не смогла существенно затронуть Первоначал - КОСМОСА (от греч. ;;;;;; «порядок», «упорядоченность»; «строение», «устройство»; «государственный строй», «правовое устройство», «надлежащая мера»; «мировой порядок», «мироздание», «мир»; «наряд»; «украшение», «краса»; ХАОСА - изначального состояния мира до появления чего бы то ни было, и ОЙКУМЕНЫ - Вселенной как мира культурного обитания, как мира человеческого разума и вечного существования.

Стало понятным и другое: все, нисходящее "сверху", проходя через самые разные срезы реального восприятия, неизбежно дробится, меняет свои формы и содержания, прирастает свойствами и качествами того, через что проходит. Это тот случай, когда "бытие формирует сознание". Однако от этого существование множества богов, духов стихий, элементалей и т.д. не становится менее реальным, как и их связь с Первоначалами. Как и совершенно реальное присутствие их в нашей жизни.

Такое понимание - существенная часть любой религии, современной психологии, а  также вполне научной теории информации. А вот с восхождением дело куда как сложнее. Человек как субъект познания должен ощутить особый зов, императив, притяжение, что-то такое, без чего его существование становится "неправильным" и неполноценным. Именно так он приходит к открытию единого и начинает противопоставлять его разделенному. Однако, хочет он того или нет, ему неизбежно придется проходить через последовательные этапы этого прошлого разделения.

Вместо единого Бога он вначале видит как бы две его ипостаси либо с одним, либо с противоположными знакам. Бог и сатана, добро и зло, созидание и разрушение, свет и тьма, дух и материя, эволюция и инволюция  существуют одновременно с парными божествами, участвовавшими в сотворении мира. Примеры таких пар: Идзанаги и Идзанами в синтоизме, Абзу и Тиамат у шумеров, Геб и Нут у египтян,  Ранги и Папа у маори.

Центральным звеном любой религии является фигура Бога, а само слово "религия" происходит от латинского "связывать", "соединять". То есть нынешнее состояние разобщенного, разделенного мира есть состояние неправильное, пагубное, неестественное. Отсюда и главная задача любой религии - возвращение утраченного единства.

Однако одним этим понятие религии далеко не исчерпывается. Она одна из форм общественного сознания, основывающаяся на вере в сверхъестественные силы. И она же - невероятно сложный и противоречивый социоисторический феномен, имеющий особую организацию, форму и структуру.

Религия не только представляет собой веру в существование высших реальностей, но устанавливает особые с ними отношения. Поэтому она есть еще и деятельность воли, направленной к этим силам.

Религиозные убеждения устанавливают отношение человека к миру и самому себе, обусловленное представлениями об инобытии как доминирующим  по отношению к обыденному существованию.

Таким образом, сама основа религии унитарна и двойственна одновременно: она допускает как обычное, профанное, "естественное", так и нечто такое, что его превышает, что является СВЕРХ- ЕСТЕСТВЕННЫМ, но никак не НЕ-ЕСТЕСТВЕННЫМ.

В психологии этот уровень именуется "надличностными (духовными) измерениями психики". Отсюда и вечный вопрос об истинной сущности человека, или о его "естестве", одновременно физическом и духовном. Понятие двойственности, противоречивости, противостояния как основы существования и залога всеобщего развития - чрезвычайно старая идея. В современном понимании дуализм это:

"Пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. В теологии, к примеру, дуалист – это тот, кто считает, что Добро и Зло – или Бог и Дьявол – являют собой независимые и более или менее равные мировые силы.

Дуализм противопоставляется монизму - теории, согласно которой существует только один фундаментальный вид, одна категория вещей или один принцип, а также, хоть и не так часто, плюрализму, воззрению, в соответствии с которым существует множество видов или категорий.

В философии сознания дуализм – это теория, в которой в определенном смысле утверждается радикальное видовое различие умственного и телесного, материального и духовного, поскольку здравый смысл говорит нам о существовании физических тел и нематериальных сущностей – разума, чувств, веры, любви и т.п.

В силу интеллектуальной потребности принимать унифицированную картину мира можно сказать, что материалистический монизм является «позицией по умолчанию». Поэтому обсуждение дуализма обычно начинается с допущения реальности физического мира, а продолжается рассмотрением аргументов, объясняющих, почему сознание не может трактоваться просто в качестве одной из частей этого мира.

Так как дуализм - способ восприятия мира, то и видов его множество. Выделяют дуализм онтологический, гносеологический, антропологический,метафизический, религиозный , этический  и многие другие".

Однако не это главное. Основной вопрос: существуют ли истинные (и тем более непримиримые) противоречия в самом мире? Един ли он или расколот, разделен, разобщен? Пребывает ли в вечном,"умном" и идеальном равновесии или каждая из его частей непрерывно воюет друг с другом, стараясь свести многообразие к единообразию, подчинению, унификации, единому закону и способу существования? Обязательно ли противоречие и противостояние - конфликт , а не форма само- и взаимодополнения?

Или все эти сложности - неизбежное следствие самой природы нашего разума, принявшего собственные иллюзии за реальное положение дел? Привычку разделять и властвовать, а затем и жить в разделенном мире за единственно возможную необходимость и неизбежность? Собственное безумие за безумие мира?

Ибо и предыдущая, и нынешняя природа человеческого разума основана на весьма реальном и широко распространенном двоичном коде и принципе цикличности. Кроме того, жизнь индивидуума  временна и линейна. Она - изолированный отрезок бесконечной линии, ограниченной безусловным началом и безусловным концом, поэтому и воспринимаемая как две противоположности с условным центром посередине.

Затем на этой основе было сформировано большинство понятий. Стоило появиться чему- то одному, как тут же появлялась его тень, его противоположность из "другого мира". Отсюда и бесконечная, изматывающая и практически бесперспективная борьба человека за "достижение единства", понимаемого как полная и окончательная победа одного начала над другим. Отсюда и множество крайне неприятных, а иногда и  ужасающих открытий. Например: "благими намерениями дорога в ад вымощена"; "хотели как лучше, а вышло как всегда". А вот понимание куда более сложное:

"Итак, неужели доброе может сделаться смертоносным? Никак.

Или не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

Хотя знаю, что живет во мне доброе; потому что желание добра есть во мне, но как сделать оное, того не нахожу.

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

Если же делаю то, чего не хочу, то уже не я делаю то, но живущее во мне зло".

Все так и все это действительно есть. НО ПОЧЕМУ?Если следовать каббалистическому учению, в наш мир, последний в нисходящей системе миров, все приходит в настолько искаженном, слабом и неистинном виде, что может творить лишь все новые и новые искажения и иллюзии. В чем-то это похоже на знаменитую легенду о расколотом Зеркале Троллей... Кое что становится понятным, однако далеко не все.

А вот еще одно из множества уже современных объяснений:

"Это произошло в результате разъединения, отделения человеческого мира от Мира Вечного и Единого благодаря появлению в ходе эволюционного процесса принципа обособления и предельной индивидуализации. Из-за того, что эго, низшее человеческое "Я", руководствуясь своей независимой волей, заняло позицию самоутверждения в мире, предпочитая свои желания и собственную значимость единству с Божественным и со всем сущим.

Из-за того, что вместо единой высшей Силы Мудрости и Света, определяющей гармонию всех мировых сил, каждой Идее, Силе, Форме и проявлению была предоставлена максимальная свобода действия и выбора среди бесконечного числа возможностей, что привело в конечном счете к неизбежному их конфликту друг с другом".

Итак, дело не только в противоположностях, не только в разделении и противопоставлении знания и иллюзии, не в нарушенной связи времен, не в примате мифологического, научного или религиозного восприятия мира. Все обстоит куда как сложнее...

*** 


Рецензии