7. Пробуждение мира...

Итак, модель мира... Если очень упрощенно, то мы можем представить ее так.
Высшими уровнями являются основополагающие принципы мироздания. Затем в них начинается процесс кристаллизации, означающий самоосознание. Начинает разворачиваться особый динамический процесс, имеющий разные названия и разные толкования. В религии и мифологии это первичная манифестация Всевышнего как Бога Творца.

Первичная эволюция носит нисходящий характер, а первым создается материальный мир. Здесь очень много нерешенных вопросов, например, о том, что считать "Землей"- планету, физическую вселенную или материю в самом широком ее смысле.

Второе: что означает понятие "безвидна"? Состояние, когда нечто уже есть, но еще не проявлено? Не имеет формы, структуры? Имеет иную мерность, поэтому не воспринимается обычным разумом и сознанием?

А что означает "пуста"? Отсутствие на земле любой жизни? Много неясностей и с водой, а что же касается "Духа Божьего", то под ним можно понимать все что угодно - от всеохватной мысли до Замысла и Космического Сознания. Можно говорить и об "умозрительности" как сочетании способности к воображению, моделированию и прямой "материализации". Это неизбежно адресуют нас к понятиям Сверхразума и Высшего Разума. С этим охотно готова согласится наука, оставив Дух в полное распоряжение религии и философии.

Теперь о динамизме, или динамическом аспекте. Ничто не создается, не реализуется и не достигает своей полноты сразу и одновременно. Для всего нужно значительное усилие и немалое время. Библия говорит о достаточно условных семи  днях творения, в более же ранних источниках время творения выглядит намного сложнее. Здесь предусмотрена особая цикличность, реализованная в смене четырех мировых эпох.

Пространство может быть представлено согласно давно знакомой нам системе координат - вертикали и горизонтали. Вертикаль означает нисхождение и восхождение, горизонталь - зкспансию и освоение. В более сложных случаях - сферической и спиралевидной- добавляется еще ряд показателей интенсивного и экстенсивного типа развития, а также двунаправленное движение внутрь-наружу, вперед-назад.Эволюция дополняется инволюцией - регрессом, возвращением всего на "круги своя".

Это не означает ни всемирную катастрофу, ни конец творения как такового, ни его окончательный распад и уничтожение. Поэтому апокалипсис как символ - это пусть и трагический, но все же переход из одного состояния мира в другой, из одной юги в другую, "перезагрузка" и т.д. Так, сегодняшний период интерпретируется как время перемен, перехода из "железного века" Кали-юги в Двапара-югу.

Ведическая концепция времени - одна из самых сложнейших в мире. В первую очередь потому, что она не ограничивается исключительно числовой  составляющей, а представляет собой циклическую, возобновляющуюся историю мира, в том числе и человеческую.

Ка;льпа — единица измерения времени в индуизме и буддизме. В индуизме кальпа — это «день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000 маха-юг (периодов по 4 юги).

Веды учат, что единственная причина создания и разрушения мира — воля Бога. Чаще всего человек считает, что все изменения в материальном мире происходят под влиянием времени. Но время — это и есть безличное проявление Бога во вселенной. «Весь космический порядок в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей воле он уничтожается, когда приходит время» (Бхагавад-гита, 9.8).

«У вечного времени нет ни начала, ни конца. Оно — представитель Верховного Господа, творца этого мира. Время служит причиной гибели всего проявленного, выполняет созидательные функции, заставляя одно живое существо появляться на свет из чрева другого, и разрушает вселенную, уничтожая даже повелителя смерти Ямараджу». (Шримад-Бхагаватам).

Если же говорить о чисто человеческом аспекте, то он представляется как чередование цикличных периодов рождения, развития и угасания. Последнее может быть щадящим, постепенным либо внезапным, катастрофическим. А далее все повторяется снова и снова. Однако и в каждом отдельном периоде могут быть и периоды серьезного упадка. Поэтому зпохи (юги) могу иметь как восходящий, так и нисходящий характер. Например, Двапара-юга снова может вернуться в Кали-югу, или Железный Век.

Следует подчеркнуть также, что принцип цикличности находит свое отражение и в более поздних системах мировой хроники -  Колесе Сансары, Каббале, теории эволюции и многих сегодняшних теориях космогенеза. Однако чаще всего описывается какой-либо ограниченный цикл. В библии, например, повествует о "начале всего" и в определенной степени - "конце". Однако конце именно человеческой цивилизации. Все, что последует далее, никак не затрагивается, то есть оставляет надежду на благополучное завершение.

САТЬЯ-ЮГА

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Сатья-юга — это своего рода весна, золотой век материальной вселенной, эпоха добродетели, мудрости и религии. В ней нет ни порока, ни невежества. Людям Сатья-юги свойственны правдивость, милосердие, аскетизм и чистота. Эти качества — «четыре ноги» религии, общепризнанные черты благочестивой жизни.

Люди в Сатья-югу удовлетворены, дружелюбны, спокойны, сдержанны и терпимы, черпают радость внутри своей истинной сущности, а не во внешней деятельности, направленной на услаждение чувств. Они понимают свою духовную природу и живут в гармонии с Богом, природой и друг с другом, видят все вокруг равным и всегда стремятся к духовному совершенству. Находясь под влиянием благости, люди в Сатья-югу живут до 100 тысяч лет.

Подробно о Сатья-юге, или Крита-юге, говорится в «Нарада-пуране» . В Крита-юге нет разделения на различные виды божественных и демонических существ, таких как дэвы, данавы, гандхарвы, якши, ракшасы или наги (змеи). Все обладали достоинствами дэвов (полубогов). Все были прекрасны и добродетельны. Купли и продажи не существовало. Веды представляли собой единое целое.

Люди с удовольствием выполняли свои обязанности, свойственные их образу жизни. Было лишь одно Божество — Господь Нараяна, и все были Его преданными и умелыми работниками, дисциплинированными, полными добродетели, свободными от вожделения и других пороков. Ум был занят только поиском смысла дхармы (духовного закона), и не было ни зависти, ни ревности, ни гордыни, ни лицемерия. Все были правдивы и весьма сведущи в науке Вед, жизнь каждого человека сопровождалась священными обрядами.

В Сатья-югу, продолжает «Курма-пурана», каждый уже с рождения обладал высокоразвитым сознанием. Средства к существованию добывались без жадности. Люди всегда были довольны, им были позволены все удовольствия и развлечения. Никаких различий между ними не было, а потому не было и разделения на высших и низших. Все жили одинаково долго и были одинаково прекрасны. Ум их всегда был умиротворен.

В «Падма-пуране» также сказано, что в Сатья-югу все поклонялись Верховному Господу или Его личным экспансиям, неотличимым от Него. Люди в Сатья-югу никогда не болели и не испытывали горя, не причиняли вреда другим существам и были лишены религиозного лицемерия. У всех было вдоволь зерна и всего остального, никто не совершал неправедных поступков.

ТРЕТА-ЮГА

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что в следующую эпоху, Трета-югу, сила следования дхарме ослабевает на четверть и на столько же возрастает влияние порока. Это серебряный век материальной вселенной. Появляются ложь, жестокость, неудовлетворенность и ссоры. По мере того, как люди утрачивают связь со своей духовной сущностью, эти проявления усиливаются.

В Трета-югу люди совершают священные обряды и суровые аскезы ради как духовных, так и материальных целей. Их благосостояние зиждется на выполнении наставлений Вед. Люди еще не слишком жестоки и не так сильно охвачены вожделением. Однако в эту эпоху общество уже разделяется на социальные классы: брахманов (богословов и священников), кшатриев (правителей и воинов), вайшьев (торговцев, банкиров и фермеров) и шудр (простых рабочих). В Трета-югу люди живут в среднем 10 тысяч лет.

В «Падма-пуране» сказано, что с началом Трета-юги в мире появилось горе, которое поразило некоторую часть людей. Большинство же из них в эту эпоху наделены добротой и занимаются поклонением Вишну. Их ум невозмутим, и они счастливы, ведя духовную жизнь и последовательно проходя все ее стадии. Брахманы благородны и верны слову, они учат людей Ведам, совершают аскезы и соблюдают обеты, обуздывают чувства и не любят принимать милостыню или подарки.

ДВАПАРА-ЮГА

В Двапара-югу, как говорится в «Шримад-Бхагаватам», влияние религии, добродетели и духовных ценностей ослабевает еще на четверть, а порока — на столько же усиливается. Люди стремятся к славе, известности и почету. Они богаты, имеют большие семьи, наслаждаются жизнью и редко занимаются изучением Вед. Живут они одну тысячу лет. В Библии говорится, что Адам и его сыновья жили по 900 лет: таким образом, можно предположить, что события, описанные в Ветхом Завете, относятся к эпохе Двапара-юги, переходящей в Кали-югу.

В «Падма-пуране» сказано, что, когда наступила Двапара-юга, некоторые люди еще были добродетельны, но другие уже погрязли в грехах. Одни были счастливы, а другие — очень несчастны. Из-за своей алчности цари принялись опустошать собственные земли.

В «Ваю-пуране» говорится, что в Двапара-югу появляется несогласие между людьми, которое приводит к раздорам, жизнь становится напряженной, тело человека истощается. Жадность, войны, болезни, убийство людей и их меньших братьев становятся нормой поведения, нарушение общественных установлений, страсть и ненависть — все это появляется и развивается в Двапара-югу.

КАЛИ-ЮГА

«Шримад-Бхагаватам» утверждает, что в Кали-югу происходит полное падение добродетели, которая к концу Кали-юги практически исчезает. Это железный век, зима материальной вселенной. Непрерывное нарастание безверия открывает путь раздорам, пороку, невежеству, внедуховной и псевдодуховной деятельности. Жизнь усложняется, а стремящимся к духовному самоосознанию становится особенно трудно из-за множества ложных путей, не приводящих к истине.

 В эпоху Кали духовность постепенно становится туманной и неопределенной, открыто отрицает существование тонкой надфизической реальности: индивидуальной души,Сверхдуши и Верховного Господа. Из-за раздоров, трудностей и собственных пороков люди Кали-юги живут в лучшем случае сто лет. По окончании Кали-юги Господь приходит как Калки, который уничтожает неправедных правителей мира, прокладывая путь новому золотому веку, Сатья-юге.

В «Падма-пуране» говорится, что в Кали-югу, которая становится обителью порока, все заняты греховной деятельностью. Люди отвергают Веды, духовную истину и занимаются игрой и воровством. Даже брахманы начинают мошенничать, чтобы выжить. Все привязаны к сексу и помрачающим разум напиткам. Люди похищают чужое имущество. На первый план выдвигаются еретики и атеисты. Говорится также, что люди, родившиеся в Кали-югу, гневливы, жадны, бесчестны, ревнивы, горды, злы, лживы, хитры и совершенно лишены духовности.

Вишну Пураны: "И будут временные монархи на земле, цари сварливые, жестокого нрава, прилежащие ко лжи и ко злу. Они будут убивать женщин и детей... Они отнимут собственность подданных. Жизнь их будет коротка и вожделения ненасытны. Люди разных стран соединяются с ними...

Богатство будет уменьшаться, пока не истощится весь мир. Имущество станет единым мерилом. Богатство будет причиною поклонения. Страсть будет единственным союзом между полами. Ложь будет средством успеха на суде. Женщины станут лишь предметом вожделения. Богатый будет считаться чистым. Роскошь одежд будет признаком достоинства ...

Так в Кали-юге будет постоянное падение... И тогда в конце черного века явится Калки Аватар, восседающий на Белом Коне. Он восстановит справедливость на земле... Когда Солнце, и Луна, и Тишья, и Юпитер будут вместе, тогда вернется Сатья – век Истины".

Веды утверждают, что Кали-юга началась непосредственно перед приходом Господа Кришны 5 тысяч лет назад, но, благодаря присутствию Господа, ее влияние не ощущалось. Однако, когда Кришна покинул этот мир, Кали-югу уже ничего не сдерживало. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам»  и «Вишну-пуране», где говорится также, что Кали-юга продолжается 1200 лет полубогов, или 432 000 земных лет. В соответствии с расчетами ведической астрономии, Кали-юга началась 20 февраля 3102 г. до н. э.

По утверждению Йогананды (инд . йог и духовный учитель, 1893-1952г ), 24000-летние циклы будут продолжаться до тех пор, пока все души не обретут полное освобождение в Духе и Земля потеряет своё значение как школа  развития душ.

Не будем спорить, куда отнести эту сложнейшую концепцию - к мифологии, преданию, пророчеству или знанию, привнесенному в земное пространство извне. В Ведах источник этого знания указан предельно точно: он был получен Арджнуной во время бесед с Богом. Конечно, сразу напрашивается аналогия с библейским Моисеем, а Аватара на Белом Коне - с одним из существ Апокалипсиса.

Конечно, ведийское видение представляются куда более глобальным и масштабным, нежели библейское. Однако объединяет их два самых
важных показателя - получение знания из самого высочайшего источника и пророчества о конце света.

ОДНАКО КОНЕЦ ЭТОТ УСЛОВЕН, ЭТО НЕ ВСЕОБЩАЯ ГИБЕЛЬ,  А ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОГО ЦИКЛА В ДРУГОЙ. ЭТО ОДИНАКОВО КАСАЕТСЯ И ВСЕЛЕННОЙ, И ВСЕГО РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, И ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА.

*** 


Рецензии
Спасибо, Владимир Михайлович, за систематизацию человеческих знаний! Вроде бы всё знакомо, ан нет! Чтение ваших предновогодних публикаций помогает пересмотреть свой пройденный путь и, в свете планетарной мудрости, изыскивать в себе силы для дальнейшего существования на Земле людей. Хочется воскликнуть: «Конечно, к свету! И к Свету всегда!» С наступающим Новым Годом и Рождеством! Здоровья и творчества вам с Элей!

Нина Степ   30.12.2018 12:15     Заявить о нарушении
Как всегда- спасибо.Ибо слова благодарности- это единственное, что я сегодня могу подарить по- настоящему. Владимир.

Фокас Владимир   01.01.2019 07:38   Заявить о нарушении