12. Одарение, вопрошание и узнавание...

Эти категории уже несколько выходят за пределы разумного, но еще не утратили с ним связи,потому что сопряжены с действием, но действием особого рода. Точнее, с действием духовным.

ОДАРЕНИЕ.

Человек, освоивший его в той либо иной степени либо стремящийся к подобному, сам становится даром, осознавшим все великие возможности одарения. Он потребность, изжившая в себе жертвенность, действие, не основанное ни на подкупе, ни на задабривании и не на "отдарении". Это действительно духовное движение, никак не заботящееся о выгоде, разумности  и целесообразности.

Дарить в первую очередь самого себя - его единственная и естественная цель. В этом смысле такой человек может считаться воплощенной любовью, о которой так прекрасно сказал ап. Павел.

Одарить собой, отдать себя - это прекрасно; однако всегда есть дарящий и дары принимающий. В идеале награда ждет обоих, и тот, кому хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться с подобным, никогда не спутает его с чем-либо иным. Запомнит и никогда уже не забудет...

В реальной жизни мы больше привыкли к принципу "ты мне, я тебе". В этом мало веры и гораздо больше расчета. Поэтому мы всегда настороже, и если нам что-то дарят, то это неспроста, значит, от нас чего- то хотят. И всенепременно потребуют...

Даров великое множество. И не всегда это нечто материальное - то, что можно оценить, потрогать, куда-нибудь поставить, употребить для дела, продать или отдать кому-нибудь другому. Сердце может подарить любовь, душа - жизнь, разум - блестящую идею, дух - веру, храм - покой и радость, молитва -прикосновение к Вечному.

Ищущему она подарит Учителя, тому - ученика; малое может обернуться большим, а то - бесконечным. И, наконец, человек может подарить себя делу, высокой идее и бескорыстному служению, другому человеку и, наконец, Богу.
Подарить самое лучшее, что есть в тебе и никогда не требовать ничего взамен.

Потребность эта  лежит в самой основе религиозного чувства, в этике она - важнейший  императив, в науке - закон сохранения энергии, в воспитании - самый первый шаг. Некоторые же призваны к одарению бесконечному и непрерывному. Когда я думаю об этом, мне всегда вспоминаются слова:

"Аватары и великие люди сходят в земной мир ради одарения. Для того, чтобы снова и снова возвышать человека, чтобы все выше и выше поднимать человеческую природу. Мы должны действовать в мире как источники Света, Силы и Знания и дарить их людям.

Чтобы, где бы не находился один из нас, сотни вокруг могли бы исполниться силы и света, радости и счастья. Мелка работа тех, кто трудится ради собственного спасения или спасения немногих, и велика тех, кто живет ради воцарения Мира Души, даже если ему это удается частично или на время."

ВОПРОШАНИЕ.

Другой важнейшей духовной реальностью является ВОПРОШАНИЕ. Без него не было бы ни развития, не познания, ни понимания. Это не праздное любопытство, не неуемное желание знать, как, почему и зачем все так устроено - это сложнейшее искусство СТАНОВИТЬСЯ ТЕМ, О ЧЕМ  СПРАШИВАЕШЬ, И ГОВОРИТЬ ОТ ЕГО ИМЕНИ.

Это начало всего, первый шаг, единство вопроса и ответа, слияние ищущего и обретающего. Это активная позиция, порождающие вселенские архетипы Бога Отца и Бога Сына, Творца и Сотворенного, Учителя и Ученика, Природы и Человека. Библейская заповедь «Просите и дано будет вам; ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и  ищущий находит,
и стучащему отворяют», - не только не забыта, но становится все более и более актуальной.Знаменитый философ Э. Хайдеггер, к работам которого современный восток проявляет самый серьезный интерес, говорит об этом так:

"Метафизическое вопрошание включает в себя как всеобщее бытие, так и вопрошающее человеческое сознание. Поэтому спрашивающий – в качестве спрашивающего – сам попадает под вопрос: кто ты , зачем ты и почему ты? Чего ты желаешь, что готов отдать и что получить ? Чем одарить и какой дар тебе принять по силам?"

Вопрошание ученого и духовного искателя - разные вещи. Первый  воспринимает природу и космос как некое уравнение со многими неизвестными;  его вопрос конкретен и адресен, хотя и несколько безлик подобно тому, как безлики материя и энергия, время и пространство. Он привык оперировать  сложнейшей моделью мироздания, выстроенной  на основе знания, опыта, предположения, интуиции и эксперимента. Это именно то, о чем психологи говорят: «Карта территории, но не сама территория; качественное отражение объекта, но не сам объект».

Вопрос ученого почти всегда «Как это устроено, как работает, почему работает и что из всего этого можно сделать». Однако крайне редко вопрос этот выглядит как «КТО И ЗАЧЕМ ЭТО СОЗДАЛ? КАК МНЕ СТАТЬ ВСЕМ ЭТИМ?», т.е. не узнать, не открыть, не овладеть, но СТАТЬ.

Для духовного искателя понятия «знание», «информация», «модель», «теория» никогда не заменят простого и понятного ЖИЗНЬ, даже если это Жизнь Духа или Жизнь Божественная.

Здесь  речь  идет не о разности подходов в теоретической и прикладной науке; не об индукции и дедукции, не об интуиции и доказательном исследовании. Даже не о материальном и идеальном.

Карл Поппер, основатель постпозитивизма в философии науки, один из известнейших мыслителей ХХ века, не проводил принципиальной границы между теорией и практикой научного  знания, между науками физическими, естественными и социальными. Он обращал основное внимание на метод и методологию, выделяя

1.Метод очевидного знания. Согласно этому методу, что-либо является истинным, потому что так считает (знает, уверен) сам человек.К абсолютизации очевидного знания особенно склонны люди, живущие в дефиците информации и впечатлений, имеющие как  высокий социальный статус, так и низкий образовательный уровень, а также лица, обладающие определенными личностными особенностями.

Истинность какого-либо мнения или решения для таких людей кажется самоочевидной и не требующей размышлений. Такое знание нередко является самодостаточным: для того, чтобы человек ощутил его ограниченность, иногда недостаточно множества противоречащих фактов — нужны серьезные потрясения.

2. Метод авторитета. Согласно этому методу познания мира, истинным является то, что ассоциируется или принадлежит к чему-либо авторитетному или общепризнанному. Нечто истинно потому, что так считал знаменитый исследователь, научный авторитет или некое «объединение посвященных» . Причем неважно, что это - наука, религия, искусство или культура. На самом же деле ни одна из этих групп не имеет возможности исследовать все множество явлений даже в узкой области только своими силами, и поэтому использование мнений авторитетных лиц представляет собой важный источник знания.

3. Метод интуиции (метод a priori). Этот метод утверждает, что разум человека может постигать истину прямо как внезапное озарение, без обоснования этой истины с помощью каких-либо доказательств. В процессе интуитивного познания не осознаются все те исходные данные, на основе которых он делается. Интуиция характеризуется тем, что отдельные звенья процесса мышления протекают более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли — истина.

4. Научный метод. Чаще всего понятие «наука» люди связывают с физикой, химией или биологией. Психология же довольно редко ассоциируется со строгими научными дисциплинами. Однако если спросить, почему химия кажется в большей степени наукой, чем психология, то наиболее вразумительным ответом, пожалуй, будет то, что химия оперирует фактами, разрабатывает теории и проводит эксперименты. При этом многие часто и не подозревают, что организационная психология занимается тем же!

Может показаться, что методы, используемые психологами, не научны, а сам предмет исследования — психика человека — не подлежит научному исследованию. Основная причина такого отношения —  искаженные представления о науке, которые существуют в сознании многих людей. Еще один распространенный стереотип связывает научные исследования с технологическими достижениями. 

Наука — это, прежде всего, научный метод, позволяющий добывать знания. Однако знание, полученное «ненаучным методом», от этого не перестает быть самим собой. В том числе и знание духовное…

Именно здесь кроется основная разница между вопросом и вопрошанием. И это не вопрос науки и религии, философии и психологии, а феномен, лежащий по другую сторону известного нам мироздания. Или представленный в ней лишь несколькими  своими  частями.

Нечто подобное некоторые из нас начинают ощущать и понимать при наступлении старости. Вместо «дальше, сильнее, быстрее, новее» приходит «глубже, тоньше, выше», а затем и «проще, проще и еще проще». Речь не идет о возрастном, физиологическом или интеллектуальном упрощении. Здесь иное - генеральная уборка, большая стирка, новогоднее избавление от всего, ставшего ветхим, изношенным и непригодным.

Вся жизнь предстает перед ним как один эволюционный эпизод, «человеческий цикл существования», повторяющий цикл космический от Кали-юги до Сатья-юги. Последняя же есть ни что иное, как ВЕК ИСТИНЫ… Не науки, религии или философии. Чего-то иного, для которого у нас пока нет названия. Что же остается у такого человека? Или - что есть такой человек?  ВОПРОШАНИЕ - И ТОЛЬКО ОНО ОДНО.

Ибо он теперь не «имярек такой-то», а свеча, икона, огонь в очаге, посох, дорожная сума да еще недописанная Книга Жизни. Не исследователь, не ученый, не инженер и не механик. Ему больше нечего разбирать на части, чтобы потом собрать заново. В душе он прекрасно понимает: сделать подобное можно только с «неживым» и «неодушевленным», и то не всегда.

Многое можно изменить, усовершенствовать, модифицировать. Это действительно будет  творчеством, но никогда не станет СОТВОРЕНИЕМ. Не потому, что это невозможно в принципе, а потому что это знание и умение лежит далеко за пределами нашей нынешней разумности и опыта. Потому что Вселенная, Жизнь , Время и Природа умели делать это изначально. Для них межпространственные  переходы, терраформирование, строительство миров и целых галактик - самое обычное дело…

Однако в мудрости и благожелательности Вселенной отказать нельзя… Она никогда не захлопывает перед входящим дверь и не заколачивает  окон крест-накрест. Вот Она говорит:

«ВАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО. В ПОТОКАХ ГИГАНТСКИХ ЭНЕРГИЙ, ИСПЕПЕЛЯЮЩЕМ  ДЫХАНИИ  ЗВЕЗД  И  УЖАСАЮЩЕМ ХОЛОДЕ БЕЗМОЛВНОГО  ПРОСТРАНСТВА, В ЗАПРЕДЕЛЬНОЙ ЯРОСТИ ИЗВЕЧНОГО СОТВОРЕНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ ВАМ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО. СЕРДЦЕ МИРА - ЭТО НЕ ДЛЯ ВАС. ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ ДОМОЙ».

Но ведь не просто не место. ЗДЕСЬ не место… А это все меняет. Значит, где-то оно все-таки есть. Самое время вспомнить: «В Доме Отца Моего обителей много».

Значит, надо искать. И думать, и стучаться, и просить. Ответ будет обязательно. И философу, и ученому, и художнику, и верующему, и атеисту. Что же касается вопрошания научного, то уже сегодня оно получает ответы, ставящие привычную картину мира с ног на голову. Или наоборот… Особенно это касается обретения человеком разумности.

Многие столетия мы были уверены: нервная ткань и мозг как ее высший орган непрерывно усложнялись. Увеличивался объем мозга, количество нейронов, возникали все более сложные нейрональные сети, увеличивались связи как по горизонтали, так и по вертикали. Над архикортексом образовался неокортекс, сформировалась вторая сигнальная система, появились речь и письменность. Благодаря этому человек окончательно выделился из окружающей среды, начали развиваться разум и мышление, создались общественные отношения и т.д.

Сегодня это видится совсем по-иному. Ряд серьезнейших исследователей, которых  никак невозможно обвинить ни в религиозности, ни в принадлежности к сторонникам  креационизма, заявили:

Не было миллионов лет долгой и мучительной эволюции и постепенного роста от простого к сложному. Не было ничем не объяснимого, почти мистического превращения пусть и сложной, однако никак не «мыслящей» материи в нечто «нематериальное» или «полуматериальное».

Нет и не могло быть диалектического перехода количества в качество, как не было и какой-либо «сверхмутации», обусловившей внезапное, практически мгновенное превращение биологического существа в существо разумное. Случилось это примерно 60-65 тысяч лет назад причем ОДНОВРЕМЕННО во всех ареалах обитания прачеловека. Не подтвердилась и теория о постепенном превращении обезьян в «обезьянолюдей», питекантропов, а затем неандертальцев и кроманьонцев.

Конечно, о чисто биологическом аспекте эволюции можно еще долго и ожесточенно спорить. А вот что делать с «принципом разумности» мы явно не знаем… Приходится апеллировать к теории большого взрыва в сфере эволюции жизни, с чем господа физики категорически не согласны. Поскольку подобное предположение противоречит фундаментальным законам  мироздания…

ТАК ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ БЫЛО???

А было вот что: на определенном этапе (определенном чем или кем?) в уже достаточно развитую, но еще не дифференцированную нервную ткань (каким образом?) был вложен некий ПЕРВОЯЗЫК,  некое СЛОВО, ИМПЕРАТИВ, ПРОГРАММА, взявшая управление в свои руки обеспечившая немыслимо быстрый прогресс в развитии живого. Есть великое искушение расценить это предположение как часть энергоинформационной парадигмы и на этом успокоиться. Однако не тут-то было - ИНФОРМАЦИЯ ВСЕГДА ВТОРИЧНА ПО ОТНОШЕНИИ К ЕЕ ИСТОЧНИКУ…

Очень жаль… Потому что такой подход устраивает всех. Ученые радостно потирают руки и восклицают: «Наконец-то религиозная мифология сменилась строгим и доказательным научным знанием». Радуется и религия: «Наконец-то наука доказала существование Бога и теперь не сомневается в существовании Божественного Замысла».

Такой же праздник в стане уфологов и сторонников теории палеоконтакта, у которых всему нашлось свое место - и богам Аннунакам, и внеземным цивилизациям, приложившим  свои руки (лапы, щупальцы, псевдоподии, манипуляторы) к сотворению человека.

Довольны и информационщики, и программисты, и творцы искусственного интеллекта, получившие «карт-бланш»  на дальнейшие исследования и необходимые материальные средства. И все правы, но каждый лишь «по роду его». Правы, как те знаменитые слепые мудрецы, на ощупь пытавшиеся определить, что есть слон.

Растерян и не очень счастлив лишь самый обычный человек. Он видит себя стоящим под часами и чего-то (или кого-то) ждущим. В руках у него  связка  легких, переливающихся всеми цветами радуги воздушных шаров, над головой - земля, а под ногами - небо (мир перевернулся).  Радоваться бы надо, да почему- то не радостно… Ибо как просто сказать: «Вместивший да вместит». А ты попробуй вместить то, что  вмещаться никак не хочет… Остается лишь выслушать людей уважаемых и знающих.

Известнейший физик Р. Пенроуз: «Сверхразум и Сверхсознание , как и сознание человеческое, не вписываются в физическую картину мира. Они царствуют, но не управляют».

Ф. Крик, один из соавторов создания модели ДНК: «Обычные люди думают 2-3 раза в году. Я сумел добиться успеха лишь потому, что научился думать 2-3 раза в неделю».

Мыслитель, философ и космолог Стивен Хокинг: "Лишь до конца познав теорию вселенной, человечество сможет понять Божий замысел".

А вот еще нечто такое, о чем неплохо бы подумать:

„Если вы откажитесь от своей мечты, то что останется?“ — Джим Керри .

„Мечты великих мечтателей никогда не исполняются, они передаются другим. Но чтобы проникнуть в сущность заурядных  явлений, требуется весьма незаурядный ум.“ - Альфред Норт Уайтхед.

„Не поклоняйтесь бородатому человеку в небе, идолу в книге или царю на престоле. Поклоняйтесь жизни, ее вдоху и выдоху, зимнему ветерку, ласкающему ваше лицо, утренней толпе людей в метро, просто чувству, что пока еще живы и не надо задумываться о грядущем.

Увидьте Бога, глядящего на вас из зеркала и заметьте Его в глазах незнакомца. Узнайте Провидение в разрушении и созидании, в необычном и обычном.
Поклоняйтесь земле, на которой стоите. Сделайте каждый день праздником  со слезами на глазах, созерцая божественное в любом моменте, заметьте абсолютное во всем относительном, и пусть люди называют вас сумасшедшими.

Пусть смеются и острят. Вы люди еще не до конца разбитой мечты, сошедшие с ума от истины и необъяснимой радости. И вас уже не спасти.“ Джефф Фостер.

Говорят, что при изучении одного из храмов в Луксоре была найдена надпись: "Когда человек скажет «Я познал тайну мира», Сфинкс рассмеется и жизнь на земле окончится". Однако до этого еще очень и очень далеко. Задавайте свои вопросы - и ответ непременно придет. Хотя бы потому, что «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО». И лишь потом - «ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ».

Вы снова спросите: "С вопрошанием научным все более или менее ясно. А вот как быть с духовным? Где искать его? В религии?  Молитве?  Искусстве?  Нравственном совершенстве? В "разумном, добром и вечном"? И с чего начинать?"

Отвечу: "С ПРОБУЖДЕНИЯ. Все остальное - дело ваше. Ибо никто не будет ни искать, ни стучать, ни спрашивать за вас. Так всегда было и так всегда будет…

УЗНАВАНИЕ.

Сколько раз в своей жизни нам приходилось слышать и говорить самим: «Ты до сих пор не узнал меня?» И мы начинаем ИСКАТЬ УЗНАВАНИЕ… В детстве, школе, городах, где приходилось бывать, в институте и профессии, в коротких встречах, в близком и далеком окружении, делах, здоровье и болезни,  радости и печали. Ищем - и, как правило, находим. Или встречаемся с чем- то очень похожим, с тем, чего, может быть, и не было, но вполне могло быть.

Такое узнавание может означать очень многое, а может и не означать ничего. Ибо одно дело искать в фактах физического мира и собственной биографии, и совсем иное- в пространстве психического и духовного. Вот, к примеру, мы слышим или читаем что то и немедленно определяем: это писатель или поэт такой-то. А это – ученый, общественный деятель, артист. А этот говорит так, как говорил мой давний и давно ушедший друг… А это, пожалуй, я сам, только  лучше и моложе. А вот тот, которым я хотел бы стать. Но не стал, к счастью или горю.

И все это - мир встреч на личном психическом плане. Именно сюда приходят гости  из разных времен и эпох, как реально жившие, так и созданные чьим-то воображением, любовью, ненавистью или просто жаждой иной жизни. Приходят и такие, которые никак не связаны ни с вами, ни с земной реальностью. Однако для жизни этого странного мира это не имеет никакого значения. И пока вы живы и реальны, столь же живо, реально и убедительно будет все происходящее в этом невероятном зеркале или точнее, зазеркалье.

Попробуйте ответить: сколько раз вы встречались здесь с Иисусом? С Богом Отцом? Иоанном, Марией, Иудой? С Буддой, Магометом, Прометеем? Не пытайтесь вспомнить, ибо было это бесчисленное количество раз. Вы можете возразить: «Но ведь это не были встречи с живыми людьми; возможно, они были ими когда-то. Однако сегодня это всего лишь мифологические персонажи, герои эпоса, главные лица религиозного и церковного предания, продукт чьего-то воображения, чувства и мысли, обитатели мира сцены  и театра…

Вы снова ошибаетесь. Ибо придти к вам или другому может лишь то, что реально существует и что УЖЕ имеет место быть в вашем разуме, памяти и сознании. Однако мы устроены так, что любое приходящее к нам извне или изнутри как бы подстраивается под привычные для нас формы и содержания. Так что ВОШЕДШИЙ часто не похож на того, кто войти лишь  собирался. Мы пытались узнать его, но так и не смогли этого сделать.

И вот что интересно - нет ни одного народа, в мифологии которого факт такого «несостоявшегося узнавания» не был бы отражен совершенно ясно и недвусмысленно. Хорошо понятен и мистический его смысл, и особая роль в судьбе и жизни персонажа, а то и целого мира.

Способность среди множества форм, ликов и проявлений  выделить одно - единственное, самое важное, необходимое, родное и любимое - не только показатель зрелости ума и чувства, но и завершающее, чрезвычайно важное испытание. И неважно, кого вы ищете - ушедшего друга, возлюбленную, мать или отца, Господа Бога или Его Сына. В трансперсональной психологии подобная встреча обозначается как глубокое трансформирующее духовное переживание и относится к самым сложным и трудно объяснимым .

Однако факт остается фактом - лишь после полного завершения процесса психического узнавания  и принятия в душе человека воцаряется истинный покой и тихая радость. Но все же чаще бывает иное:

- Кто твой Учитель? Чьей высокой властью
Сюда ты поднят? Из каких времен??

А я молчал… Я был ничтожной частью
Всего одной из множества сторон,
Извечной сутью веры и сомненья,
Глухим, слепым, не могущим узнать
В блистающем стремительном движенье
Того, кого ОБЯЗАН БЫЛ УЗНАТЬ…

Что я – не ученик, я – недоразуменье,
Я – артефакт, ошибка, чей-то сон,
Что я не вера – вечное сомненье;
Что я ленив, бездарен, неумен…

- Ты лжешь… У светлых не бывает
Ошибок – не пытайся обмануть…

Я вновь молчал – никто не забывает
Учителя, который Мир и Путь,

И вновь кричал: «Я просто УДИВЛЕНЬЕ,
Ковчег, дрейфующий в познанье и веках;
Я – Первый Шаг, достойный снисхожденья;
Я – тот, кто обратится в вечный прах…»

- СКАЖИ НАМ ИМЯ!..

Я кричал, изнемогая…
Я клялся, я божился, уверял,
Что не владею, не могу, не знаю –
И умер вновь – Но ИМЯ не назвал…

Немного страшно… А может, и не немного. Хотите узнать - спросите у тех, кому довелось пережить подобное. Хорошо лишь одно: даже такое «несостоявшееся узнавание» - уже огромный шаг вперед. Потому что есть самое основное – ИМЯ. То самое, которое никогда нельзя упоминать всуе. Это как максимум. А как минимум - невероятно важное умение, которое может подарить нам религия, мифология, искусство и никогда не сможет наука…

***


Рецензии