Заметка. Любовь и ненависть

Что представляет собою человек, одержимый исключительно любовью или ненавистью? Что бы ни утверждали по поводу этих сильнейших чувств религиозные мыслители, данный человек – и в том, и в другом случае – инвалид: духовный и интеллектуальный.


Как невозможно представить психически здоровым человека, пассивно и безответно подставляющим свои щёки под удары других людей; так невозможно согласиться с тем, что некоторые люди считают нормой свою неограниченную озлобленность на окружающих, полагая их – причиной всех своих жизненных бед и невзгод.


Любовь и ненависть – постоянные спутники человека. Изжить какую-либо компоненту из наших чувств, значит нарушить полноценность человеческой сущности. Так уж распорядилась Природа: гармония должна присутствовать во всех аспектах нашей жизни; в том числе – как ни парадоксально – и в ненависти. В связи с чем, хочется обозначить желаемое: пусть наша ненависть, всей своей мощью обрушивается на тех, кто её сознательно, намеренно возбуждает; и пусть она обойдёт тех, кто попал в сферу её проявления случайно и по недоразумению.


Воспитание же абсолютно миролюбивого человека – наивность, граничащая с абсурдом. Воинственность присуща нам не только потому, что нам необходимо выживать во враждебном окружении (кстати, враждебность может корениться и в законотворчестве, и, даже, в Конституции), но и для того, чтобы развиваться дальше.


АБСОЛЮТНО миролюбивая личность обречена на вымирание, так как поступательное развитие общества, открытие им новых горизонтов подразумевает некоторую долю здоровой агрессивности, без которой общество закисает и вырождается. Та же участь ожидает и НЕОБУЗДАННЫХ агрессоров, коих приходится целенаправленно уничтожать из элементарного чувства самосохранения. Это основа основ нашего существования должна впитываться с молоком матери. Вместо этого, нам подбрасывают библейское понимание добра и зла, которое совершенно не вписывается в реалии жизни.


Не без основания полагаю, что Адам с Евой были изгнаны из Рая не потому, что вкусили плодов от древа познания, а потому, что перестали вкушать их дальше, решив, что пары яблок вполне достаточно, чтобы стать подобными Богу. Наши чувства и наши знания никогда не станут всеобъемлющими. Сказав "А", нужно говорить "Б"; а если мы умудрились дойти до "Я", – это говорит о том, что пора изобретать новые буквы. Именно поэтому нам нельзя топтаться на месте; тем более – возвращаться в прошлое, что мы, уподобившись неразумному дитю, и совершили, реставрировав капитализм в России.


Совершенно наивно в этом плане выглядят и сожаления по советскому прошлому. Все исторические наработки, не более чем строительный материал: ценный, но, в то же время, противоречивый – не терпящий обобщений. Выбирать из него необходимо только самое важное, тщательно анализируя успехи и провалы; все славные и позорные страницы нашего прошлого. И в этом чрезвычайно трудоёмком деле, нам будут крайне необходимы наша ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ, без РАВНОЦЕННОГО взаимодействия, которых, у нас нет шансов сделать правильный выбор; а значит – нет шансов на будущее.


Рецензии
С ненавистью есть одна проблемка - ненависть ослепляет.
То зачем такие крайности. И кто придумал, что противоположностью любви, которую, трактуя лишь в христианском аспекте, вы ставите синонимом слабодушия, и таким образом для соблюдения равновесия на противоположную чашу ставите ненависть, является эта самая ненависть.
Вон Пол Экман, разговаривая на многие фундаментальные общечеловеческие темы с Далай ламой 14м, даже целую книгу написал - "Психология равновесия"
С уважением.

Дмиртий Паклин   28.12.2018 01:22     Заявить о нарушении