16. Числа...

Именно так именуется 4-я Книга Моисея. Однако не стоит искать в ней
какую-либо глубоко скрытую тайну либо откровение. «Числа» скорее свидетельствуют о принципах организации общества в свете определенных численных соотношений. Это ближе не к числам, а исчислению, начиная с обычной переписи населения по «родам его» и до определения основных демографических показателей. Однако по ним невозможно выделить некие числовые сюжеты, ведущие по жизни отдельного человека или целый народ.

В то же время ограничить числа исключительно математическим аспектом было бы неверно. У них есть собственный философский, мистический и эзотерический компонент, близкий к понятию имени или обозначению сущности. Сами по себе как характеристика количественного содержания объекта они мало значат и являются некой абстракцией.

Вопрос «сколько?» немедленно порождает другой - «чего»?, а последний - какова суть этого «чего», т.е. ЧТО оно есть. Так рождается КАЧЕСТВО как существенный признак всего проявленного. И если обозначений чисел много (натуральные, целые, рациональные, действительные, вещественные, комплексные, отрицательные и даже мнимые), то число качеств и их сочетаний воистину бесконечно.

Цифры - числа-понятия - порождают своеобразный и крайне сложный математический язык как универсальный способ описания всего, что существовало, существует, будет существовать и даже может существовать в принципе. Такая «математическая реальность» порождает особый и ни с чем не схожий тип математического мышления, абсолютно недоступный для большинства людей.

С глубокой древности числа играют важную и многогранную роль в жизни человека. Древние люди приписывали им особые сверхъестественные свойства. Одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы. Во многих культурах, особенно в вавилонской, индуистской и пифагорейской, число - начало всех вещей.

Признанными специалистами в области применения чисел были древние индийцы, египтяне, халдеи. У китайцев нечетные числа - это ян - небо, непреложность и благоприятность; четные числа - это инь - земля, изменчивость и неблагоприятность.

В христианстве до учений святых Августина и Александра символизм чисел был развит слабо. Однако понимание того, что физическая (или физико-математическая) вселенная не то же самое, что бытие, было осознано еще в глубокой древности и тогда же были предприняты серьезные усилия для объединения количества и качества в единое целое.

Философское понимание числа заложили пифагорейцы. Аристотель свидетельствует, что они считали числа «причиной и началом» вещей, а отношения чисел — основой всех отношений в мире. Числа придают миру упорядоченность и делают его космосом. Такое отношение к числу было принято Платоном, а позже неоплатониками.

Платон при помощи чисел различает подлинное бытие (то, что существует и мыслится само по себе) и неподлинное бытие (то, что существует лишь благодаря другому и познаётся только в отношении). Срединное положение между ними занимает число. Оно придаёт меру и определённость вещам и делает их причастными бытию.

Благодаря числу вещи могут быть подвергнуты пересчёту и поэтому могут быть мыслимы, а не только ощущаемы. Для человека главнейшими числами всегда считались один, два и три. Все, что выше трех, уже есть множество, а то, что пребывает «до» единицы (позднее - между +1 и -1) есть глубочайшая и непостижимая тайна.
 
ЦИФРА «1» означает первичное единство, начало, Создателя.

ЦИФРА «2» означает двойственность.

По Пифагору диада - разделенное земное существо. В буддизме двойка - это двойственность сансары, мужское и женское, мудрость и метод, слепой и хромой, объединившиеся для того, чтобы видеть путь и идти по нему. В Китае - это инь, женское, земное, неблагоприятное начало. В христианстве - Христос имеет две природы: Бога и человека. В еврейской традиции - жизненная сила. В Каббале - мудрость и самосознание. В индуизме - двойственность, шакта-шакти. В исламе - дух.

ЦИФРА «3».

Идея триединства составляет основу многих древних философских и религиозных учений. С тройкой связывают трёхмерность пространства: длина-ширина-высота; трёхфазность вещества: твёрдое тело-жидкость-пар; триединство времени: прошлое-настоящее-будущее; человека: тело-душа-дух, а также рождение-жизнь-смерть; начало-середина-конец; три фазы Луны; триединство мира; во многих религиях верхний мир - это небо, средний - земля, нижний - вода.

Тройка - небесное число, символизирующее душу. Это число удачи. В христианстве: Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух; единство тела и души в человеке и Церкви. Три ипостаси - это догмат Троицы, что является отличительной особенностью христианства от ислама и иудаизма. Поэтому число "3" - это священное число христианства.

В Каббале тройка символизирует понимание, а также триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопонимания. В индуизме - Тримурти, троичная сила творения, разрушения и сохранения; разнообразные тройки божеств; у лунной колесницы три колеса. Основной символ тройки - треугольник. Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единстве трех ликов Троицы. Другие символы: трезубец, геральдическая лилия, трилистник, три молнии, триграммы. Лунные животные часто трехногие, олицетворяя три фазы Луны.

Однако весь цифровой ряд никогда бы не смог начаться, если бы не было такого удивительного и загадочного феномена, как ноль. Не мог начаться даже с единицы - Первичного Единства, Первоначала, Создателя, Бога Творца.

Ноль всегда оставался чем-то неопределенным, не имеющим отношения ни к цифрам, ни к буквам, однако содержащий в себе основные понятия философии, религии,  математики, физики и космогонии. Ноль имеет тот же символизм, что и круг.

Геометрическим символом ноля является круг. Изображенный в виде пустого круга, ноль указывает как на отсутствие смерти, так и на абсолютную жизнь, находящуюся внутри круга. Когда он изображается в виде эллипса, его стороны символизируют восхождение и нисхождение, разворачивание и свертывание.

Перед единицей есть только пустота, или небытие, мысль, абсолютное таинство, непостижимый Абсолют. Знак 0 — это исток всех чисел, это предел бесконечно малых и бесконечно больших величин.

Изучение древних трактатов и эзотерической символики приводит к тому, что ноль нельзя понимать просто как математическую цифру. Древние ассоциировали его с первозданной пустотой, не имеющей параметров, границ и величины – поистине идеальный параметр для описания абстрактных пространств, к чему впоследствии пришли математики XVII-XVIII веков.

В ноль вкладывается принцип зарождения любых вещей, из чего идет мысль, что эта цифра возникла не для определения многократности других цифр, а наоборот, сама породила их. Ноль – это всеобъемлющая пустота, которая принимает форму величины, лишь следуя за какой-то цифрой, показывающей мощь этой «не-цифры».

Современные физики, изучающие теорию струн, астрофизику и глубинные принципы теории относительности, приходят к понятиям сингулярности и узлов Вселенной, где ноль является принципиально важным параметром. 

В математическом анализе деление на ноль – это не табу, это бесконечность, которая может быть преобразована теорией пределов и описана различными Фурье-образами. Однако деление ноля самого на себя, как и деление бесконечностей – это все еще неопределенность.

Интересно, что индийцы для описания этой цифры использовали слово «свободный», а вовсе не «никакой» или «пустой», что может стать незаурядным поводом к философским размышлениям.

Ноль — само себя замыкающее пространство мира. И в то же время он и то, что находится за его пределами как потенциал, еще не подвергшийся дифференциации, то есть непостижимый материал всех величин мира. Он обозначает полноту абсолютного Единства.

Так что, с одной стороны, ноль символизирует пустоту, ничто, смерть, небытие, неявленное, отсутствие качества и количества, непостижимость. С другой стороны, ноль — это также и вечность, беспредельность, абсолютность действительности, всеобщность, потенция, порождающий квант времени.

Для Пифагора ноль — совершенная форма, монада, исток и простор для всего. В Каббале ноль — безграничность, беспредельный свет, единое. В исламе это символ сущности Божества. В буддизме махаяны концепция шуньи – пустоты - разработана наиболее подробно. Однако  это не означает «ничтойности», ибо «пустотность» есть особое качество мироздания. В этом смысле оно максимально совпадает с математическим понятием ноля. В первую очередь, шуньята – это "отсутствие постоянного „я“ у личности и явлений" или отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их относительности, обусловленности и взаимозависимости.

Говоря о феномене мышления, буддисты утверждают следующее: «Мысли следуют одна за другой, и нигде между ними нет разрыва. Когда одна мысль задерживается, то сразу задерживается следование мыслей, и это называют связанностью. Когда же мысли следуют одна за другой и ни в одной из вещей этого мира не задерживаются — это и есть не-связанность. Поэтому не-пребывание [в одном месте] — это изначальная основа всего». В другом контексте термин «шуньята» употребляется для обозначения Абсолюта. В данном случае шуньяту определяют как то, что «не имеет причины», «находится вне мышления или понятия», «не родится» и «не имеет измерения».

В наше время основное внимание научного исследования обращено на так называемое «нуль-пространство», тесно связанное с концепцией «черных» и «белых» дыр,  «светлой» и «темной» материи, взаимосвязанными и перетекающими друг в друга вселенными и даже возможностью путешествий в прошлое и будущее как особые частные состояния всеобщего пространства-времени.

Кроме того, ученые готовы согласиться с тем, что состояние «нуля» не есть нечто цельное, определенное и завершенное. Оно неоднородно, неоднозначно, но отнюдь не лишено собственного содержания. Это особое состояние бытия, запредельное нашему пониманию и восприятию.

Если же говорить максимально просто, то речь идет о состояниях «до», «после» и «сейчас»; «здесь», «там» и «возможно, где-то там». Первое относится к времени, второе - к пространству. То и другое и объективно, и субъективно одновременно, однако их объединяет еще одно всеобщее свойство - движение. Так в математике появилось понятие отрицательных чисел.

Их признанию способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637 г.). Теперь, благодаря появлению чисел с многоуровневым пониманием «нулевого уровня», геометрической символики пространства-времени у нас появилась реальная возможность создания «единой теории мира» хотя бы в приблизительном описании.

Однако никогда нельзя забывать о том, что числа (особенно вещественные), а также различные геометрические констатации - это чистые символы. С ними можно сделать все что угодно. Можно что-либо убедительно доказать и столь же убедительно опровергнуть. Можно работать со сверхмалыми числами и непредставимыми множествами, использовать отрицательные и мнимые числа,  включать в их состав принципы неопределенности и локальности.

Однако там, где дело касается человека и реалий психического мира, все это помогает мало или не помогает вообще. Наша разумность и в первую очередь, разумность научная, приучена работать с объектом, процессом и случаем (фактом). Все остальное допускается лишь как «феномен эйдетизма» либо «система эйдетических образов».

В нейрофизиологии и психологии под термином «эйдетические» понимаются яркие и устойчивые мысленные зрительные образы. Их отличают от обычных наглядных впечатлений то, что они:

а) возникают и могут быть удержаны произвольно некоторое время спустя
после удаления визуального стимула;

б) являются яркими в чувственном и эмоциональном плане и достаточно устойчивыми образованиями, имеющими некое самостоятельное существование, то есть не простым воспроизведением наглядных впечатлений.

Наряду с визуальным, существуют, хотя и несколько реже, также акустический, тактильный (у слепых от рождения) и, возможно, другие, куда более сложные типы эйдетизма.

Жизнь этой концепции имеет очень давнюю и почтенную историю. В античной философии под эйдосом понималось «видимое», «то, что видно». Однако в дальнейшем этот термин получает  куда  более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации объекта и его бытия. Парменид развивает понимание эйдоса уже как самостоятельной сущности вещи, но ещё так или иначе связанной с физическим миром.

Таким образом, в древнегреческой философии, языке и культуре понятие эйдоса оказывается фактически эквивалентно понятию идеи как некого «существа», что сближает его с сократовским даймоном. В наше время развитие этой концепции привело к постулированию многоуровневой реальности с ее планами и уровнями, «тонкими мирами», «квантовой» философией, психологией и т.д.

Поэтому за каждым числом, формулой, любым математическим действием, любой, даже сверхсложной пространственной схемой, любыми временными измерениями, за любым определением, утверждением, отрицанием и тождеством обязательно присутствует его эйдетический «двойник». Поэтому пока забудем о числах и попробуем разобраться в предложенной Р. Декартом системе координат.

*** 

Общеизвестно, что положительные числа изображаются на числовой оси
точками, лежащими вправо от начала 0, отрицательные – влево. Геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел дало толчок не только развитию математики, но и философии, а затем и всех естественных наук, потому что теперь значительно расширилось и понятие пространства, и понятие времени.

Теперь посмотрим, как геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел через систему координат повлияло на понятие движения. Ведь теперь постулирование «положительного» и «отрицательного» по обе стороны от «никакого» предполагает, как минимум, два направления - от относительного плюса через состояние нуля (гиперпереход) к состоянию минуса - и наоборот, от минуса через ноль к плюсу.

Так это выглядит в плоскостной модели; в сферической и спиралевидной число как самих движений, так и их направлений становится бесчисленным. Именно так это происходит в универсальном пространстве, порождающем мультиверсум. Однако это не просто системы параллельных миров и вселенных, зеркально отражающихся один в другом, и не «антимиры» в смысле дихотомии материя-антиматерия. В нашей вселенной последняя действительно существует, но в ничтожном количестве. Таким образом, из-за опасности аннигиляции материальный обмен между двумя или более связанными мирами-вселенными становится опасным и бессмысленным.

Подчеркнем - речь идет именно о паре материя-антиматерия, а не о различных формах жизни, могущих существовать в разных мирах и вселенных, но обладающих одинаковым «знаком». Им может быть все что угодно - от единой структуры ДНК до сходных принципов существования мыслящей материи и т.д. Тогда становится возможен обмен разумами по всей горизонтали и вертикали, включая и обмен на уровне разума космического.

Однако нам до сих пор трудно представить себе, каким образом переход через «ноль» может менять полярности. Разве что только в том случае, если этот «ноль» есть единство всех существующих потенциальностей, или уровень Сверхразума в теории супраментальной эволюции.

Что же касается двух совмещенных нулей, то это еще более загадочный символ. Нам дано лишь знать, что он означает единство (касание, соприкосновение, слияние, одноприсутственность) вечности и бесконечности…

Символы (+) и (-) имеют еще одно, чрезвычайно важное для нас значение. Это сложение и вычитание, прирост и уменьшение, эволюция и инволюция. В определенном смысле это есть начало арифметики жизни в самых простейших ее проявлениях, проявляющихся в первую очередь в РАЗНООБРАЗИИ и РАЗНОНАПРАВЛЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ.

Примеров этого разнообразия  великое множество. Одно из них - движение циклическое, наиболее четко прослеживающееся в чередовании времен года, смене фаз луны, в больших космических циклах и т.д.

А вот в применении к эволюции человека, понимаемой как процесс   одновременности движения физического и надфизического в разных плоскостях «пространства и времени», приходится прибегать к введению принципиально нового измерения - духовного. Об этом свидетельствуют святые книги, а также содержащиеся в них удивительные откровения. Как прикажете понимать, например, всем известные слова Иоанна Крестителя:

"Сей есть, тот, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был  прежде меня. Ему должно расти, а мне умаляться". (Евг от Иоанна 3,22-33)

Пространственная организация человека очень сложна. Даже при первом приближении мы можем определить в ней несколько векторов. Первый - это уже знакомая нам плоскостная система координат вперед-назад, вправо-влево. Она дополнена еще двумя парами: внутрь-наружу и вверх-вниз. Последние как раз и дают начало измерениям психическим и духовным.

Центр пересечения этих двух координатных систем в отличие от «неживой» геометрической модели Рене Декарта, скорее не ноль, но единица, то, что в психологии называют центром, или ядром личности, а в эзотерике - точкой сборки. Именно единица, потому что она означает центр самосознания, первичное единство, начало, Создателя. С духовной точки зрения, это число творения, первичная сила, давшая начало всему остальному.

И в то же время мы не можем не понимать, что единица не могла появиться сама по себе; это нарушало бы все известные нам законы. Однако простой взгляд будет видеть именно ее. Более прозорливый сможет разглядеть за ней НОЛЬ и серьезно задуматься. Если перед единицей есть только пустота, или небытие, абсолютное таинство, непостижимый Абсолют, то как мы могли узнать о нем? Да еще на самых ранних этапах развития разума?

Кстати, круг наряду с крестом - одна из самых древних знаковых форм. Не исключено, что они появились еще до формировании речи. Идея колеса появилась значительно позже. По своей сути, это ноль в состоянии движения, мировой круговорот, предел бесконечно малых и бесконечно больших величин.

Ноль — потенциал, еще не подвергшийся дифференциации, то есть непостижимый материал всех величин мира. Так что, с одной стороны, ноль символизирует пустоту, ничто, смерть, небытие, отсутствие качества и количества, тайну. Но с другой стороны, ноль - это также и вечность, беспредельность, абсолютность действительности, всеобщность, потенция, порождающая первый квант времени.

Подобно тому, как в зародыше заключена потенция развития еще не родившегося существа, так в нуле заключен весь еще не сотворенный и никак не проявленный мир. Единица – есть его первая манифестация и начало всего сущего.

Стоит вспомнить и Звездный Крест - один из древнейших символов мироздания. Его горизонталь означает мудрость земной жизни, а вертикаль - нисходящую силу сотворения. Точка их пересечения уже воспринимается не как «ноль», а как вполне реальная и в то же время трансцендентальная «точка перехода».

Здесь духовное нисхождение имеет, как минимум, три вектора - «направо» и «налево», в условное прошлое и будущее, а также «вниз» в грубую материю, инферно, ад, преисподнюю. У  земной жизни (или земной мудрости) также имеется три вектора – движение линейное, минующее, не замечающее или игнорирующее точку перехода; движение «вверх» или «обрушение вниз».

Однако подобное восприятие подобно мгновенной фотографии, фиксирующей «подвижное в неподвижном». На самом деле все значительно сложнее и средствами арифметики описано быть не может. Здесь начинается математика столь  невероятной сложности, что только часть ее может быть доступна нашему разуму. В то же время символ Звездного Креста помогает нам понять его духовный смысл: он не отменяет распятия, но поднимает его на невероятную высоту. Уже не к Небу, но Звездам.

Сегодня концепция нулевого пространства и времени лучше всего разработана  в космогонии, квантовой физике и, безусловно, в математике; в биологии и психологии значительно хуже. В религиях она в том или ином виде присутствует, однако здесь все зависит от того, что именно это за религия.

Безусловным нулем является буддистская Шуньята, а ее духовным эквивалентом - нирвана. За ее пределы духовный опыт выйти не способен. По крайней мере, так считалось до середины ХХ века, когда благодаря супраментальной йоге и теории духовной эволюции были открыты высочайшие уровни существования. Теперь человек получил возможность выхода за пределы не только нирваны, но и кармы. Пока на это способны немногие, однако начало положено.

Так что в мировом пространстве (неважно, с каким знаком, ибо в космогонии плюс и минус лишены морально-этического содержания) есть еще множество тайн и загадок. Не меньше их и в нашем человеческом мире. Есть свои параллельные миры, нулевые уровни, точки перехода, места силы, реальные и мнимые противоположности, случайности и закономерности, формы и содержания, материальные и духовные реальности и многое другое.

Однако вернемся к нашей арифметике…

*** 

Уже говорилось о том, что ноль - чрезвычайно мистическое число. С ним можно производить и арифметические действия - сложение, вычитание и даже умножение. Однако подобное действие неизбежно приводит к нулю независимо от того, что на этот ноль умножается.

Делить ноль на ноль согласно правилам арифметики нельзя. Это означает, что при совершении такой процедуры частное является неопределенным. Таким образом, теоретически оно может представлять собой абсолютно любое число.

В высшей математике понятие «ноль» более широкое. Оно вовсе не означает пустоту. Здесь ноль называют неопределенностью, так как если провести небольшое исследование, то получается, что при делении ноля на ноль мы можем в результате получить любое другое число, которое не обязательно может быть нолем.

Поэтому такая задача, как деление нуля на ноль, не имеет никакого смысла, поскольку ее результат представляет собой бесконечное множество. Это утверждение, однако, справедливо в том случае, если не указаны никакие дополнительные данные, которые могут повлиять на итоговый результат.

Таковые, при их наличии, должны состоять в том, чтобы указывать на степень изменения величины как делимого, так и делителя, причем еще до наступления того момента, когда они превратились в ноль. Еще раз напомним - мир понятий (качеств) неизмеримо шире, глубже и неоднозначней, чем мир количеств (чисел). Если это определено, то такому выражению, как ноль разделить на ноль, или «нечто» разделить на ноль, в подавляющем большинстве случаев можно придать некий смысл.

Вот пример этого «некого смысла». Жизнь индивидуального человека, личности, умноженная (или разделенная) на ноль (смерть), как бы велика и прекрасна она ни была, дает в итого НЕБЫТИЕ, ПУСТОТУ, ИЛИ НИЧТО, но никак не бесконечность.  Это в том случае, если мы оперируем с ЧЕЛОВЕКОМ-ЕДИНИЦЕЙ.

А если это душа, или «монада» гностиков? Она ведь нематериальна по определению, иначе в ней не было бы никакого смысла. Она вечна и бессмертна, но способна расти, развиваться, прирастать опытом. Ее богатством можно поделиться, ее даже можно отдать (например, «за други своя»), ее можно умножить, однако любые действия, содержащее в себе ноль, для нее исключены.

Исключены они и для Мирового Духа. Ибо он не единица, не двойка, не тройка и уж безусловно не ноль. Не есть он и то, что находится по другую сторону от нуля… И все же есть некоторые попытки его определения. В индуизме это АТМАН, неразрывно связанный с Брахманом; в христианстве - Третья Ипостась Бога, в супраментальной йоге - Космическое и Супракосмическое Сознание, в философии - Высшая Истина. Есть и предельно простое и всем понятное определение: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».

Однако вернемся к нашему утверждению: «Жизнь индивидуального человека, личности, как бы велика и прекрасна она ни была, умноженная (или разделенная) на ноль (смерть), дает в итого НЕБЫТИЕ, ПУСТОТУ, ИЛИ НИЧТО, но никак не бесконечность. Именно поэтому 1:0=0 и 1х0=0.

Однако в анализируемом нами случае мы от мира чисел переходим в мир понятий. Поэтому все будет определять значение, которое мы придаем понятию «смерть». В математическом смысле это ноль, однако, не лишенный некой двойственности. Напомним: «Ноль — потенциал, еще не подвергшийся дифференциации, то есть непостижимый материал всех величин мира».

Таким образом, мы отказываемся от качества ноля как небытия (смерти) и  делегируем ему качество всеобщности, потенциальности и абсолютность действительности. А затем добавляем (согласно определению высшей математики) понятие НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Иными словами, СОВЕРШАЕМ ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР И УЖЕ ОДНИМ ЭТИМ ИЗМЕНЯЕМ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ, КАК ЛИЧНОГО, ТАК И ВСЕОБЩЕГО. И тогда у нас все возвращается «на круги своя». Смерть становится неопределенным понятием, мнимым числом, а судьба человека (или жизнь после жизни) - уравнением со многими неизвестными.

Именно поэтому Иисус сказал благоразумному разбойнику: «Истинно, истинно говорю тебе, завтра же будешь со мной в царствии небесном». Однако не сказал, ни где оно, ни что этот благоразумный будет в нем делать.

Однако самое удивительное - это операция возведения в нулевую степень. Исходя из формальной логики, в результате этого нехитрого действия получится либо то, что в степень возводится, либо уже привычный нам ноль. Например: 5 в нулевой степени равно пяти либо нулю. Оказывается, что ничего подобного - это будет ЕДИНИЦА. А вот философское прочтение этого парадокса: «Всякое рождение имеет своей целью человека». Или так: «Возведение любого множества в ничего не значащую степень возвращает это множество к изначальному уровню - единице».

Интересно отметить, что исторически это умножение через сложение было освоено достаточно давно. А вот с делением… Европейские математики восприняли этот способ от арабов и пользовались им до XVIII в. Вот почему среди итальянских поговорок сохранилась: «Легко умножать, да трудно разделить»; «Трудная вещь — деление», а человек, освоивший в то время это умение, получал звание «доктора абака». 

А вот в арифметике духовной все куда как сложнее. Классический пример: умножение Иисусом пяти хлебов и трех рыбок. Интерпретаций этого чуда достаточно много. В разных источниках приводится разное количество продуктов: пять и два, семь и семь, а также числа накормленных - 4000 и 5000. В иных источниках говориться лишь о «множестве народа». Неизменным остается лишь одно - умножение с последующим делением.

Понятно, что ни арифметика, ни математика подобного объяснить не могут. Поэтому в более позднее время было принято ссылаться на другие слова Иисуса:  «Не хлебом единым жив человек», а историю с «умножением хлебов» считать некой притчей либо метафорой…

Однако обращение к еще более ранним  периодам человеческой истории приводит нас к не менее необъяснимому эпизоду насыщения израильтян, ведомых по пустыне Моисеем, «манной небесной». Научного объяснения этому, естественно, нет, хотя имеется множество самых разнообразных предположений. Вообще, как в мире понятий, так и мире эйдетическом всегда происходило и происходит множество необъяснимых вещей.

Сложение, вычитание, умножение и деление тесно связаны  друг с другом, переходят друг в друга, прирастают, убывают, исчезают и появляются, порождая множество полутонов и обертонов ОТНОШЕНИЙ, постоянных или временных, явных или скрытых присутствий. Вот простейший, почти детский пример.

Некто РАЗДЕЛИЛ свое богатство (любовь, милосердие, сострадание, доброту, силу, знание, участие и т.д.) среди многих. Уменьшил ли он себя, умножив число тех, кто «прирос» добром, любовью, знанием и т.д.? Как деление стало умножением? Как из одного стало множество? Уменьшилась или приросла душа дарящего? И что теперь объединяет эти души? Наверное, те же любовь, добро, сострадание… ТО ЕСТЬ БОГ…

А вот при обычном «арифметическом обмене» ты - мне, я – тебе, ничего подобного не происходит. Еще более показательна установка: «Избавь меня, Господи, от друзей, от врагов я избавлюсь сам». Или так: «Не надо мне от тебя ни хорошего, ни плохого. Поэтому и не жди от меня того же». Все правильно: деление и умножение на ноль дают ноль, а возведение чего угодно в степень ноля обращается в единицу. «Каким ты был, таким и остался»…

А вот кто-то «положил душу свою за друзей своих». Или любовь, веру, истину, отечество. За «малых сих»… Что он совершил? Вычел себя из жизни, разделил или  умножил, умалился или возвысился? Ушел в небытие или сам стал бытием? Ясно лишь одно: особые волны от этого события подобно кругам на воде от брошенного в нее камня будут существовать еще множество тысячелетий…

А вот что еще может быть. Сегодня очень многих серьезно смущает и настораживает термин «оцифровка» - естественное технологическое следствие всеобщей компьютеризации. И все бы ничего, если бы под этим термином понималось исключительно описание объекта, изображения или аудиовидеосигнала (в аналоговом виде) в виде набора дискретных цифровых замеров при помощи той или иной аппаратуры, т. е. перевод его в цифровой вид, пригодный для записи на электронные носители.

Как всегда, дело в том, как и для чего этот процесс использовать. Уже к самым простым методам (например, чипирование с имплантацией основных паспортных, медицинских, финансовых, профессиональных и некоторых других данных) вызвало весьма отрицательную реакцию, причем не только у религиозных или недоверчивых людей.

Вряд ли есть смысл говорить о всеобщей фобии или параноидальных мотивах, однако множество людей интуитивно чувствуют здесь какой-то коварный подвох или далеко идущий замысел. Любой знающий человек отчетливо осознает, что следующим, абсолютно закономерным шагом в этом направлении станет ОЦИФРОВКА СОЗНАНИЯ (в другой интерпретации - оцифровка ЛИЧНОСТИ).

Это технология сканирования и картирования головного мозга, позволяющая перенести сознание человека в другую систему, на какое-то иное вычислительное устройство (например, компьютер). Это вычислительное устройство будет
моделировать все необходимые процессы, которые происходили в мозге оригинала таким образом, чтобы загруженное сознание могло продолжить реагировать на внешние раздражители неотличимо от того, как оно реагировало бы в биологическом оригинале.

Опирается она на следующее весьма спорное утверждение: «Сознание является частью материального мира. Оно обуславливается лишь математикой, логикой, а также законами физики, химии и биологии; сознание не является проявлением каких бы то ни было метафизических либо религиозно-мистических  феноменов.»

По этому поводу уже сегодня написано множество научных, полунаучных и совсем ненаучных трудов; подробно рассказать о них совершенно невозможно. Однако первым, кто обратился к этой серьезнейшей проблеме не только с научно-технологической, ни и с философско-нравственной стороны был, пожалуй, Станислав  Лем в его «Сумме технологии». С того времени прошло около полувека, и постепенно одно направление разделилось на несколько далеко неоднозначных и однонаправленных. Первое действительно занимается чисто научно-техническими аспектами, другие вплотную подошли к «оцифровке» сознания совсем с другой стороны.

Кому-то в голову пришла гениальная мысль: ведь если мы научились такой сложнейшей работе с числами, то цифры - еще более перспективный материал, являющийся уже СИМВОЛОМ СИМВОЛОВ, что делает их пригодными для вообще любых манипуляций. 

И пока наука исследует возможности и вероятности, политика, геополитика, идеология, система средств массовой информации и все без исключения силовые структуры невероятно быстро и успешно осваивают психофизические и информационные методы «оцифровки» не просто сознания, а сознания личности, ее разума, ее систем ценностей и приоритетов, его знаний и умений, внедряя собственные алгоритмы, паттерны и стереотипы.

Конечной же целью является полная ОЦИФРОВКА ЧЕЛОВЕКА С ПРЕВРАЩЕНИЕМ ЕГО В НЕРАЗМЫШЛЯЮЩИЙ И ПОСЛУШНЫЙ АВТОМАТ. Вот в чем самое страшное. Не поленитесь и внимательно познакомьтесь с материалами форумов на эту тему. Уверен, многое неприятно удивит и поразит вас…

*** 


Рецензии