О предпремьерном показе Северного Ветра в МХТ
Одно время это был седой медленно шаркающий старик, ощутимо обдававший нас своими ледяными порывами в темноте подмостков, потом вдруг все менялось- на сцене теплел свет, зажигались на столе свечи и к нам выбегала розовощекая румяная с мороза девушка, с легкой руки которой часы били 13-й новогодний час...
- Вот опять наступил новый год и все веточки заледенели.
Эта реплика невидимой нитью связывала все порой кажущееся слегка сумасшедшим происходящее здесь и сейчас. Каждый герой произносил ее в свое время.
Время время время. -второй важный момент, отправная точка всего.
Каждый раз я пыталась сообразить, сколько же лет прожила на сцене вместе с героями... где-то на 3-ем году мозг мой сбился и считать отказался.
Важно другое- в каждый из прожитых героями новых годов- кто-то уходил. Уходил к Северному ветру насовсем. Оставляя за собой следы в виде старых чемоданов, зонтиков, самолетов, голубых платков... их уводил за собой Ветер иного происхождения- ветер Смерти. И каждый видел его так же по своему.
Смерть. Третий главный герой. Важная невидимка, следящая за всеми. Подмечает то, что не видят живые. Вот так сидишь ты, празднуешь новый год, потом вдруг на сцене все темнеет замирает. Выходит она: для каждого своя. Берет тебя за руку и все, что успеваешь спросить:
-А ты обещаешь что будет не больно?
- Обещаю, пойдем.
И ты уходишь за ней, куда-то в темноту где уже нет боли, а только небо. Никто кроме любимых и не заметит твоего ухода. Но все происходит именно так....
Описывая все что почувствовала, остро вдруг понимаю, что спектакль стал для меня такой... мозаикой из светлых и темных кусочков, сплетенных воедино музыкой Земфиры.
Если уметь присматриваться, то в нем можно увидеть все фильмы снятые Ренатой, и даже тексты которые она когда-то писала. И «Небо.Самолет. Девушка» и неизменно любимая «Последняя Сказка Риты» и «Богиня. Как я полюбила» находят отклик на сцене, оживая заново, через разных героев.
В Вечной Алисе как мне показалось, нашла свое отражение мама следователя-Фаины из «Богини». В стюардессе Фанни - ожила и снова умерла Лара.
Ада- воплотила в себе заново Горбунью, что жила у Профессора Михаила Константиновича, как прислуга.
Исполнительный Оборот 1226 оживил прекрасный любимый образ Смерти из Сказки Риты. Признаюсь, я все ждала, когда же, приходя за очередной «жертвой», Смерть возьмет на руки хорька и скажет:
- «Отомри!» А потом пожалуется:
- Столько хлопот с ним было, все время не успевала превратить его в чучело!
Такие параллели можно проводить еще много времени.
И черная кровать которая предназначена для «той единственной», как из новеллы «Два в одном». Даже хрустальный фужер, стоящий в центре на столе, заставил вспомнить слова:
- Я хочу чтобы Смерть была похожа на тебя. В жёлтом платье и неприменно с бокалом шампанского в руках.
Образы кружились-кружились, навевая воспоминания о фильмах и книге со сценариями. Картина внутреннего видения спектакля порой совсем не совпадала с тем, что наблюдали глаза.
Весьма философский спектакль временами заставлял смеяться до слез. Сразу вспоминаются арест и обвинения елки в шпионаже, попытки удушения несчастного дерева, выбрасывание скелета елки в окно, и наконец прыжок Ренаты, куда-то в темноту с вскриком «Ой, черт!».
Отсмеявшись, пытаясь восстановить дыхание- бродишь глазами по залу. Благо последние ряды и малая сцена позволяют это сделать совершенно спокойно.
Ищешь в море людей одну единственную Точку. Маленький колючий угольно-черный затылок. Когда находишь- дыхание снова сбивается. Жалеешь что не имеешь зрения совы, чтобы иметь возможность смотреть двумя глазами в разные стороны, потому что оторвать от этого затылка взгляд невозможно, даже обладая огромной силой воли. Знаешь, что выглядит это как мелкое предательство по отношению к тем, кто на сцене, но.. не можешь ничего с собой поделать.
Стряхиваешь оцепенение только на монологе 1226 про 25-й час. Задумываешься, а как бы так взять и скрыться с навигации на векторе 13-го часа...
Пока приходишь в себя- понимаешь что все закончилось, а хрупкая фигурка за которой наблюдала до этого, - уже шустро перебирается ближе к балконам, а потом легко как гимнаст перешагивая ограждения, оказывается где-то на уровне твоих глаз.
Черт-черт-черт...
много и долго аплодируешь всем стоящим на сцене. Ждешь выхода большого «Маленького» человека и начинаешь апплодировать еще громче... (Попутно кстати делаешь вывод, что присутствие двух симпатичных тебе личностей в разных плоскостях пространства, делает адекватный просмотр спектакля практически невозможным, потому как сердце разрывается)
А послевкусие спектакля приходит уже позже. Во дворе, на качелях, приходит с холодным майским ветром, который в тот день кажется был Северным.
27.05.17- 16.10.17
____________________
мне просто нужен был толчок чтобы наконец закончить писать об этом. Он случился, но проиграл. в любом случае- спасибо что все было именно так.
Свидетельство о публикации №218122201242