Особенности поэзии и поэтов в жизни

Современный поэт - произведение, часть своей эпохи, её психологии и системы ценностей. Вместе с тем он индивидуальность и даже находясь под влиянием Целого, выражает его тенденции по своему,личностно, в максимальной степени свободно. Но свобода поэта дана трояко: как свобода самовыражения вот этой личности, как совпадение общего и частного (психологии эпохи и личного желания творца) и наперекор влияниям и тенденциям своего времени (что может выражаться как в прогрессе, так и в регрессе личности, ведь и эпоха представляет собою смесь прогресса и регресса, в культуре, в каждом случае преобладает то одно, то другое или возникает эклектическое соединение того и другого. От того,как мы оцениваем нашу эпоху,зависит и наше понимание поэта и поэзии. Я оцениваю нашу современность как деградацию человеческого в человеке, преобладание бездуховности и отчуждения людей друг от друга, как эпоху, в которой человек окончательно стал придатком чинов,связей и денег, когда внешнее в огромной степени подчиняет себе внутреннее, а высокое и великое кажется старомодным, когда к самой нравственности относятся иронически, а психологический термин "душа" путают с религиозным, на основании чего атеисту и материалисто не принято иметь "душу". Понятно, что нынешний поэт это не поэт прошлых времён. Затронутый "суетой и тленом" своей эпохи, он вносит тлен и в культуру, в поэзию, в само своё творчество. Даже очень талантливые поэты находятся под влиянием,на мой взгляд,ошибочных идей. Например,очень талантливый и духовно развитый поэт говорил о моей поэзии: "Современные люди вас не поймут, поскольку язык вашей поэзии классический, язык времён Пушкина". Ещё он был уверен, что в поэзии главное труд, а вдохновение не обязательно, что эрудиция может заменить талант. К этим мнениям можно добавить следующее: "надо описывать современные темы, нужна актуальность стиха,оптимизм,прославляющий жизнь и человека,моральные темы уже устали, проблемы "конфликта поэта и общества", "отчуждения", "бедности и богатства", "морального и духовного развития", "добродетели и порока" устарели, делают стихи старомодными и оторванными от жизни". Что сказать? Опять повторить, что поэзия не есть копирование жизни, что внешнее в ней чаще всего лишь символизирует внутреннее? Что проблемы души и нравственности - вечные проблемычеловечества и не могут устареть? Что и старое может быть лучше нового? Что актуальность не значит превращения прошлых идей, чувств и тем в ненужный хлам, что она не выражается в современной аморальности? Что труд и эрудиция очень нужны поэту, но они не смогут создать "настоящую поэзию без вдохновения? Трудом можно сфобриковать чувство, умственную подделку под него, но нельзя выразить чувство искренне и полно без вдохновения,с которого начинается любой труд? Что мы не должны отбрасывать мифологию, фантазию, образность в стихах, выражая в них лишь идею? Что "прошлое, настоящее и грёзы о будущем соединены в поэзии воедино ? Что и старомодный язык (имея в виду старомодность для нас времени Пушкина и вплоть до Серебряного века) имеет право на существование и имеет своих почитателей и в нашу эпоху? Пушкина, лермонтова, Тютчева считают великими поэтами и в наши дни, но писать в духе этого, продолжать эту линию в поэзии - не моги, устарело. Что же за язык предлагает нам поэзия,желающая наполнить себя "современным молодёжным жаргоном? "Я тёлку полюбил,/ Копытами махал,/ Она меня отшила,/Усёк и разлюбил"... Не правда ли, очень современные "белые стихи"? Что же делает большинство современных поэтов и их учителей? Сознательно или бессознательно, они предают поэзию, бюрократизируют её, как в Союзах Писателей, или делают на ней бизнес (повсеместно в интернете и в жизни), ходят выдвинуть себя за счёт поэзии (тип творческого карьеризма). Поэты погружены в безразличие к чужим стихам, а критику воспринимают как акт враждебности и просто отмахиваются от неё. Поэты закрылись от общества и жизни в своих "местах" и литсалонах, в группах, гле не происходит ничего прогрессивного, скорее видимость культурной деятельности. Вот вот на одном сайте есть страница поэтов некоего уфимского литсалона. О чём же они,поэты,говорят меж собой? О поэзии и её особенностях очень мало,всё темы бытовые, заурядные, зачины тем порой самые глупые. Обычные обыватели и обычный базар мнений обыденных сознаний. Поэтов не видно. Раньше дух поэта сквозил и в эмпирической его жизни,сейчас творчество отдельный от жизни общества акт, деятельность во множестве других. Встречаясь иные поэты говорят не о стихах, а о том, что и где выпить подешевле. В уфимском литсалоне Хусаинова одни обсуждения текстов,мало что дающее. Копия этого салона, "Клуб поэзии" претендует на большее разнообразие форм деятельности,но явная оторванность от жизни и недостаток аудитории сохраняется. Множество недостатков и в других поэтических объединениях. Талант в обществе вынужден писать в стол, в пустоту,если у него нет связей и денег. Есть ли у нас благотворительные издательства для сочинителей,имеющих несчастье не быть миллионерами, которые помогали бы в финансовом смысле публиковать книги? Нет, или они законспированы столь тщательно, что их не найдёшь даже в интернете. Но вот книга попала в магазин. И что? полное равнодушие читателей,покупателей,к поэзии. С одной стороны поэзия ещё ценится в обществе, с другой она уже никому не нужна, кроме тех кто пишет и тех,кто ещё умудряется как-то делать на поэзии бизнес В интернете в сборнике поэту надо платить тысячу и более рублей за одну страницу (Сайт "Стихи.ру") Среди поэтов сильна заурядная конкуренция, много амбиций и чиновный поэт самый большой авторитет в группе. И вот при таком состоянии поэзии и поэтов в обществе,в эпоху деградации культуры, какой должна быть поэзия? У неё два пути: или она подлаживается под вкусы аморального общества в стихах, или она нравственно прежде всего противостоит ему. И те темы,которые объявлены старомодными, как рах и являются главными темами поэзии вообще. Моральность путают с морализаторством. Но истинная поэзия не может быть безнравственной по существу своему. Следовательно, или нравственность или имитация её в поэзии. Надо,разумеется, учесть, что идея, нравственность не главное в поэзии. Важна метафорика,символика,элемент развлекаловки,юмористические стихи столь же важны в поэзии, как и элегии,протестующие против того, что они описывают.Пессимизм столь же важен,как оптимизм.
Нынешние поэты чужды анализу и философии и это сильно обедняет их поэзию. Поэт просто обязан быть философом,но не профессионалом ,а любителем. Философия мыслится мной,да и традиционно,как высшее знание,учение о началах и концах, обобщение конкретики. Суть поэзии та же. Только философия погружена в теорию, а поэзия  прежде всего  мир,пропущенный через душу поэта, общее,представленное в конкретных образах,поиск начал и концов "Я", "души", оживление мёртвого мира, эмоциональное переживание реальности,а не только её осмысление через идею. Она среднее между чувством и интеллектом,а точнее единство того и другого - умное чувство,не чуждый эмоции ум,синтез идеи и чувства.


Рецензии