19. Эпилог...

Подводя итог, вполне определенно можно сказать: за многие тысячелетия ни одна модель общественного устройства себя не оправдала. Как не оправдалась и надежда на рождение «нового человека», ибо ни переродиться, ни возникнуть из «ниоткуда», ни быть привнесенным извне он не может. Видимо, в горьких словах о «поврежденной» природе человека есть немало правды. Неясно только, была ли она таковой изначала либо «повредилась» в ходе какого-либо катаклизма.

У церкви есть традиционное тому объяснение, однако будем честны - в библейскую версию грехопадения сегодня верят немногие. Если же говорить современным языком, то именно обретение человеком разума (или дарование ему разума) - и есть тот катаклизм, Голгофа, Распятие и терновый венец эволюции; тяжелейший путь от «твари» к истинному человеку.

К счастью, оказалось, что эта «разумность» пока еще пребывает на уровне доразумности и смогла проявить себя лишь в ужасающем росте научно-технического прогресса. Как и для чего он используется, мы отчетливо понимаем уже сегодня. Видим и то, что этот «машинный», «механический» и почти неуправляемый процесс почти полностью подавил в человеке все человеческое. Более того, охватил собой  сферы социального, культурного, исторического, нравственного, духовного и начал напрямую вторгаться в область биологического.

Однако было бы огромной ошибкой сказать, что процесс этот не встречает никакого противодействия. Всегда находились те, кто готов был пожертвовать своей жизнью ради высоких идеалов и спасения ближнего своего. И не только ближнего, но и самой жизни на Земле. В этом смысле мы обязаны низко поклониться религии и церкви, ибо без них человечество давно потеряло бы любую основу. Однако: «Религии спасли множество душ, однако так и не сделали человечество духовным».

Было бы непростительно глупым и нелепым считать веру чем-то оторванным от реальной жизни, погруженной в собственные грезы и предания, крайне далекой от науки и совершенно не знающей человека. Нет, в здравом смысле и здоровом прагматизме вере отказать невозможно. Именно этот прагматизм не позволяет ей ставить своей целью переустройство мира как такового; ее цель - спасение отдельного человека.

Вера, Любовь и Надежда - вот то, что способно придать смысл любому бессмысленному существованию и развернуть человеческий разум в нужном направлении. Остается лишь поражаться тому великому упорству и терпению, с которым они до сих пор это делают. Как делают и все здоровые силы государства и общества, как делают истинная культура и искусство.

Ибо одной веры в Бога и неуклонное следование Его Заветам явно недостаточно, а помочь можно только тому, кто готов эту помощь принять. Об этом говорилось множество раз, и опровергнуть эту истину еще никому не удавалось. В этой борьбе человек часто чувствует себя одиноким и не имеющим для мироздания и жизни никакого значения. И когда охватывает отчаяние, а  вера подвергается нешуточным испытаниям, всегда есть смысл выслушать слова тех, кто смог победить их. Например, такие:

«Откуда вы знаете, что ваша работа и стремление не будут иметь никаких последствий для обычных людей? Благодаря личному опыту несомненно увеличатся все людские возможности, и хотя не все смогут достичь высочайших вершин сознания, тем не менее это будет означать великое изменение для земли и всего человечества». (Шри Ауробиндо)

Так что не будем отчаиваться. Этому учат нас и религия, и церковь, и история, и нравственность, и весь духовный опыт человечества, и живой пример тысяч и тысяч людей, сумевших прожить славную, подвижническую и правильную жизнь. Никогда не огорчайтесь, если ваше строительство покажется вам мелким и недостойным, и не бойтесь, что дар ваш не будет принят. Ибо Всевышний есть тот единственный, кто знает, на что вы были способны, что могли и что еще сможете.

Завершить же наш разговор я хотел бы словами, с которыми мало кто знаком, хотя в них скрыто глубокое понимание и несомненная истина.

***

«Дело в том, что на всех уровнях, лежащих ниже Супраментала, нет полной и совершенной Истины. Здесь она  распадается на множество отдельных истин, вступающих друг с другом в противоречие и стремящихся к самореализации, к созданию своего собственного мира, к преобладанию над другими истинами или к тому, чтобы занять свое место в мирах, созданных в результате взаимодействия различных самостоятельных истин и порожденных ими сил.

Чем ниже уровень сознания, тем более выраженным становится дробление изначальной Истины, что приводит к возникновению неизбежных ошибок, лжи, неведения и, наконец, бессознательности, свойственной материи.

Земной мир произошел из бессознательного и развил разум, который является инструментом неведения, пытающегося достичь Истины, а для этого ему приходится терпеть многочисленные ограничения и проходить через борьбу, хаос и ошибки. Но остается так и нерешенным вопрос, зачем все это было нужно – эта первобытная дикость человеческой жизни, этот долгий и суровый путь, почему потребовалось заплатить столь непомерно высокую цену, почему вообще возникли зло и страдание в этом мире?

Если рассматривать то, как произошло падение в неведение, а не почему – какова его истинная причина, – то здесь все духовные традиции в сущности сходятся в одном. Но почему это вообще произошло?

Во-первых, нужно сразу отвергнуть обычный способ постановки этого вопроса и ответа на него, как это делает обычный человек с его нравственным возмущением, шумными упреками и гневным протестом. Это не было, как полагают некоторые религии, результатом деятельности некоего космического, самовластного, персонифицированного Божества, которое само никак не было затронуто падением, но обрекло на зло и страдания существа, созданные по его прихоти.

То Божественное, которое мы знаем, это Бесконечное Бытие, и в его бесконечном проявлении все это возникло; Божественное само присутствует здесь и позади нас, наполняя собой весь проявленный мир и поддерживая его своим единством. Именно Божественное, присутствующее в нас, изначально несет бремя падения и его мрачные последствия.

Если за пределами этого мира оно всегда пребывает в совершенном свете, блаженстве и покое, то оно пребывает и здесь – его свет, блаженство и покой скрыто присутствуют в этом мире, поддерживая все сущее. В нас самих обитает дух, центральное присутствие, неизмеримо более великое, чем все наши внешние личности, которое, подобно самому Божественному, не подавлены судьбой, которая выпадает на долю внешней личности.

И все же, каковы смысл и происхождение дисгармонии, почему возникли разделение, эго, этот мир мучительной эволюции? Почему зло и страдание должны были проникнуть в божественную благодать, блаженство и мир?

На этот вопрос трудно дать ответ, понятный человеческому интеллекту, поскольку сознание, которое находится у истоков этого феномена и для которого этот феномен как бы автоматически оправдан с точки зрения духовного знания, – это космическое сознание, а не индивидуальный человеческий рассудок. Это глубочайшее понимание Космоса обладает более широким видением, иным восприятием и интерпретацией, иной «системой отсчета», чем человеческий разум и чувства.

Человеческому разуму можно было бы ответить, что само по себе Бесконечное свободно от этих негативных явлений, но с началом космического проявления возникли и бесконечные возможности, и очевидно, что одной из этих бесконечных возможностей, для осуществления которых и предназначалось проявление вселенной, было отрицание – то, что внешне выглядит как реальное отрицание силы, света, мира и радости со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если спросить, почему такая возможность, даже если она и существовала, была допущена, то наиболее близкий к Космической Истине ответ, который может дать человеческий разум, состоит в том, что в отношениях или при переходе от Божественного-в-Единстве к Божественному-во-Множестве эта негативная возможность на каком-то этапе стала неизбежна.

Как только она появилась, она создала для души, нисходящей в эволюционирующее проявление, непреодолимое притяжение, которое и породило эту неизбежность; это притяжение в понятиях человеческого разума и на уровне земного плана может быть выражено как зов неведомого, радость опасности, трудности и победы рискованного приключения.

Это стремление достичь невозможного, совершить непредсказуемое, желание создать новое, еще не сотворенное на основе своего собственного существа и жизни, притягательность неразрешимых с виду противоречий и трудности их преодоления и стали причиной возникновения столь выраженной дисгармонии.

Все это, в переводе на уровень иного сознания, более высокого и обширного, чем ментальное, и стало тем искушением, которое привело к падению. Ибо первое существо света, когда оно было готово к нисхождению, не ведало всех глубин бездны и возможностей Божественного в Неведении и Бессознательном.

Со стороны же Божественного Единства было глубокое сострадание и согласие, позволение и готовность помочь, высшее знание того, что падение неизбежно, – что, раз такая возможность возникла, она должна быть познана до конца. В известном смысле ее появление составляло часть бесконечной мудрости, превосходящей человеческое понимание, которая знала, что если погружение в Ночь неизбежно, то это залог наступления нового и небывалого по своему великолепию Дня.

Это вынужденное согласие предполагало также великое самопожертвование Божественного и нисхождение Его самого в бессознательное, чтобы принять на себя тяжкое бремя неведения и его последствий.

Однако освобождение в трансцендентном не обязательно предполагает исчезновение или полный уход из проявленного мира; оно может подготовить свободное проявление и действие высшего знания, а с ним и могучей силы, способной трансформировать мир и осуществить цели эволюции. Это восхождение, после которого уже будет невозможно падение.

То, что изначально присуще силе бытия, проявляется как становление; но каким будет это проявление, какими будут его баланс энергий и соотношение принципов, зависит от сознания, которое действует в созидающей силе, от энергии сознания, которую Бытие направляет для проявления.

Даже если какой-то проблеск истины и достигнет сознания нынешнего  человека, то он не сможет воспринять ее в чистом виде, неверно истолкует или неправильно использует. В пути истинной опорой такого человека будет скорее огонь веры, а не ясный и несомненный свет знания.

Но для того, чтобы окончательно избавиться от несовершенств собственной природы и невежества, он должен пересечь границу ментального плана и подняться в более высокие области сознания, которые пока еще являются для него сверхсознательными. Это и есть то самое трансцендентное – цель, к которой неизменно стремились все мистики и духовные искатели.

Слишком образное выражение невыразимой истины, не так ли? Но как можно, не прибегая к образам, дать интеллекту представление о тайне, которая бесконечно выше его понимания? Только когда человек вышел за пределы ограниченного интеллекта и получил опыт космического сознания и знания. Только войдя в это более великое сознание, человек может постичь неизбежность этого творения и его цели».

Шри Ауробиндо.

*** 

Август-декабрь 2018 г.


Рецензии
Всё так! Печально скажу, закрыв последнюю страницу.
Однажды, спонтанно сойдя с дискурсивного мышления на интуитивный мыслительный процесс, я попала под такую лавину информации (в общем-то, даже не понятую сразу), что боялась сойти с ума. И там хватало конкретики, весьма безрадостной для человека. Пока я всё это не изложила в романе, над которым тогда работала, покоя не было. Вот главное:
«…Дело в том, что во втором десятилетии двадцать первого века должен был состояться, так называемый, звёздный мост, в результате которого должно было произойти выравнивание частот Земли с частотами спиралей и воронок Солнечной системы и некоторых галактик. Двойники Земли из высших измерений тоже в этом участвовали. В результате это выравнивание должно было передать частоты из высших измерений в земную решётку, создав условия для дальнейшего развития ДНК и вознесения сознания на новый уровень. Но этого не произошло. Так вот, чтобы это состоялось, вашей группе предстоит прожить жизнь заново и, видимо, до конца.
…. предстоит прохождение Солнечной системы через фотонный пояс, что происходит каждые двенадцать тысяч лет. Судя по всему, это станет для человечества важным духовным опытом. И тут всё зависит от людей. Если они будут достаточно развиты к тому времени, чтобы воспринимать высокочастотные фотонные лучи, то их сознание значительно продвинется вперёд. Если будет преобладать негатив, который даёт слишком низкие вибрации из-за эгоистичных действий, и непросвещённости, то человечество не выживет в этом излучении! Взаимодействие с фотонным поясом ещё называют пришествием Христа, потому, что в результате него происходит естественный духовный отбор.» - из романа фэнтези 2016 года «Аквариум с рыбками»

В «Расколотом мире» это тоже есть. Более того, там представлено всё прошлое, настоящее и будущее Земли людей (внимательно смотри гл. 15 - о патологии эгоистической стадии развития разума).
Если бы меня спросили: «Что вы, люди, из себя представляете и каков ваш путь?» - я бы адресовала к этой книге, великолепно иллюстрированной бесценными цитатами мудрости Шри Ауробиндо, И.А. Ильина и других мыслителей. Читайте, люди, и думайте…
Низкий поклон автору за этот многоплановый труд!

Нина Степ   06.01.2019 19:27     Заявить о нарушении