Тайна власти в ее религиозном аспекте

Власть есть нечто наиболее проблематичное и загадочное.
Она загадочна в своей сущности, в своей социальной и психологической природе, и проблематична в своей ценности. Власть есть то, что наиболее притягивает и отталкивает людей, то, что они обожают и вместе с тем ненавидят – эти «бунтовщики, ищущие пред кем преклониться».
Во власти есть нечто божественное и нечто демоническое.
Б.П. Вышеславцев

                Власть – одна из величайших загадок, сама сущность власти загадочна, она притягивает и отталкивает людей, ибо двойственна и антиномична – она есть позитивная и негативная ценность, ведь согласно Библии, всякая власть от Бога, «существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13:1-2), но вместе с тем, существует власть тьмы и дьявол именуется князем мира сего, простирающим власть свою на души людей через грех. Как заметил религиозный философ Вышеславцев христианство раскрывает глубочайшие тайны и разрешает все антиномии бытия: «мир конечен и бесконечен, прекрасен – и «весь во зле лежит», человек смертен и бессмертен, он «царь и раб, червь и бог». «Власть существенно антиномична: она есть позитивная и негативная ценность, она от дьявола – и она же от Бога». В Священном Писании сказано, что Бог есть «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим.6:15), Он – предвечный Творец мира, властвующий над вечностью и временем – «Царь веков» (1 Тим. 1:17), всемогущий Вседержитель, «держащий все словом силы Своей» (Евр. 1:3), Господь воинств небесных, все держащий в деннице Своей, пребывающий превыше всего сущего – чувственного и духовного, Он – «Господь сил» и «Царь славы» (Пс.23:10), вездесущий – «Взойду ли на небо – Ты там, сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс. 138:8). Господь совершенен, Он существовал прежде всех времен – по сильному слову мудреца Дионисия Ареопагита – «до вечности и выше вечности», и «царство Его – царство вечное» (Дан.3:33), слава Его – неописуема, премудростью Всевышнего все сотворено на небе и на земле, а Его могущество не знает границ – «велик Господь наш и велика сила Его» (Пс.146:5), «Он передвигает горы, и не узнают их: Он превращает их в гневе Своем; сдвигает землю с места ее, и столбы дрожат; скажет солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов. 9: 5-7). Господь есть Сущий и Непостижимый, пред Ним меркнет слава Ангелов, как звезды меркнут пред солнцем, Он превыше звезд и небес, у Него премудрость и сила, а Его власть онтологична – жизнь, красота и бессмертие от Него, а Он Сам – превыше всего. Если власть Господа онтологична, то Он – истинный Царь небес и земли, премудрый и всеблагой Всевластитель – Пантократор, пред Ним власть всех земных царей – горсть праха, а их мимолетная слава – мгновенный блеск падучей звезды. В Апокалипсисе Христос говорит о Себе: «имею ключи ада и смерти» (Откр.1:18) – эти таинственные слова означают, что Господь извечно властвует над жизнью и смертью, а Его Божественная Любовь более сильна, чем смерть и преисподняя. «Бог высок могуществом Своим» (Иов.36:22), дыхание Его дает жизнь, Он сотворил мир из ничего и промышляет о человеке. Если бы Господь обратил сердце Свое к Себе, то все перестало бы существовать, ибо бесконечная любовь Его держит мир и по изящному изречению Данте Алигьери «движет солнце и светила». В книге Иова говорится, что Бог свят и справедлив, Он – истинный Творец и Вседержитель, создавший мир из ничего, разумно и прекрасно устроивший мироздание, хранящий каждое создание Свое, ибо если бы Бог разлюбил Свое творение и отвратил бы от него сердце Свое и отнял животворящий Дух Свой, то погибла бы всякая плоть – погибли все живущие на земле, и небеса бы померкли, ибо мир не может существовать без Бога, Который с любовью печется и заботится обо всей вселенной и каждом из нас.
                Господь всемогущ, для Него нет ничего невозможного, Он сотворил мир и не оставил нас на произвол судьбы, но промышляет о каждом Своем творении. Многие считают, что Бог действует в мире только через естественные законы, а потому невозможно Его сверхъестественное действие – так знаменитый ученый Исаак Ньютон – автор закона тяготения и один из творцов механического понимания природы, горячо верующий в Бога и толкующий Апокалипсис, защищал деизм и отрицал чудеса Божии. В Псалтыре сказано, что Господь премудро сотворил мир и вся земля полна произведений Его – и маленький цветок, и оазис в пустыне, и звездное небо, и человек – все это чудо и чудесно, ибо не могло существовать без Бога, но существует и сверхъестественное действие Бога в мире – чудо есть проявление могущества, мудрости и благости Творца, а власть Его – превыше законов природы.  Священник, богослов и философ о. В. Зеньковский, писавший, что Бог есть Творец и Промыслитель вселенной и Он может действовать в мире как используя законы природы, так и являя мощь, протирающуюся выше этих законов, ибо ничто не властно над волей Всемогущего, а значит, вера в чудо – глубочайшим образом связано с верой в библейского Бога, всевластного над всем существующим и отвечающего на мольбы людей: «…отрицание чуда совершенно недопустимо для религиозного сознания, - можно даже сказать, что объем и глубина нашей веры определяется способностью видеть чудо в мире. Вера открывает нам бытие Божие – не как идею, но как Высшую Силу; в христианской же вере Бог открывается нам как Отец наш небесный, к Которому обращается душа наша и в радости и в печали, светом и силой Которого согревается наша жизнь. Верить в Бога – значит чувствовать Его любовь, Его заботу о нас, это значит искать в Нем ответ на наши трудности и тревоги. По слову апостола Иоанна, Господь дал нам «власть быть чадами Его», и это сознание есть главное и определяющее в религиозной жизни нашей. Молитва есть главный проводник нашей религиозной жизни, нашей веры, без молитвы нельзя просто говорить о вере – а молитва есть беседа с Богом, есть обращение к Богу. И всякая молитва ищет от Бога ответа, ищет от Бога помощи или силы, света или правды. Невозможна и бессмысленна была бы молитва, если бы Бог был безмолвен, если бы наше обращение было безответным. Молясь Богу, обращаясь к Нему, мы дерзаем просить у Бога ответа, мы живем тем, что Бог нас слышит. Если слышит – как может Он не отвечать, Он, Чья любовь безмерна, Чье милосердие безгранично? Вся жизнь веры определяется тем, что Бог слышит нас, видит тайны нашего сердца и отвечает нам, идет нам навстречу. Ответ Божий часто остается непонятым или непонятным, воля Божия неисповедима, но светло и твердо отдает себя душа Богу, в глубоком, непоколебимом убеждении, что Господь не остается безмолвным и равнодушным к нам. Но если Господь отвечает, то Он уже действует – и притом действует сквозь все обстоятельства жизни, действует не вне жизни, не за пределами ее, а в жизни нашей – иначе нам никогда нельзя было бы сознать себя под Божьей властью. Всякая молитва, ищущая помощи Божьей, света и правды, силы и любви Божьей, ищет их явления и действия в нас и кругом нас, т. е. ищет действия Божия в мире, иначе говоря, ищет чуда. Чудо есть действие Бога в мире – это самое верное и глубокое определение чуда; чудо есть там, где события и факты направляются силой Божьей, а не цепью причин и следствий, не ходом естественных событий. Поэтому отрицать чудо –  значит отрицать, что Бог может действовать в мире, отрицать, что Бог может отвечать на наши молитвы и упования. И в таком случае никакая сила веры не могла бы устоять, ибо вера вся полна и одушевлена встречей души с Богом: где этой встречи нет, там рушится вера». Все чудесно с Богом – чудесна Церковь и ее семь таинств, чудесны богослужения и мольбы, преображающие душу человека, чудесна красота и любовь, а какое великое чудо свобода и как чудесно сознавать бесконечную близость Бога ко всем нам! Все это чудесно как отблеск премудрости и любви Творца. Но чудесней всего для христианина чудеса сверхъестественные – пришествие Сына Божиего в мир – Боговоплощение, жизнь, проповедь и смерть Иисуса Христа, а величайшее чудо – это Воскресение Христово, победа Спасителя над Адом и смертью. Бог ученых и философов  никогда бы не распялся за Свое творение на Кресте; даже Бог Платона, Плотина и Гегеля не мог бы вочеловечиться, взойти на Голгофу, умереть и воскреснуть из мертвых – это невозможно для абстрактного Божества – Единого и мирового духа, но все возможно для библейского Бога. Для христиан немыслимо отрицать чудеса Божии, ибо вера открывает нам Бога как всемогущего Небесного Отца, к Нему наша душа обращается в печалях и радостях, Он дарует смысл нашей жизни, и величайшее счастье для нас чувствовать Его любовь, знать, что Он никогда не оставит нас и ни одна мольба наше сердца не останется безответной, ибо милосердие Его безгранично. Чудо есть таинственное и непостижимое действие Бога в мире, и отрицать чудо, значит отрицать бытие Божие, отрицать свободу и любовь нашего Создателя, не понимать саму сущность религиозной веры.
                Бог есть Абсолютная и Совершенная Личность, Он выше времени и пространства, совершенно самодостаточен и всеблажен, Его всемогущество – это высшая власть над бытием и небытием, ибо Он мог как сотворить вселенную, Ангелов и людей, так и не творить мир. По умозаключению протоиерея Георгия Флоровского, акт сотворения мира – это акт абсолютно свободный, причина миросотворения лежит в таинственной воле Бога, творящего в неограниченной и безмерной свободе, но свобода эта изнутри проникнута Его любовью и премудростью. Аристотелевский Бог философов и ученых есть лишь мировой дух и перводвигатель, запустивший машину вселенной с ее естественными законами, но Бог Библии – это Господин всех воинств небесных, «владычество Его на всяком месте». Мир создан Богом, Он – Творец и Промыслитель, и Его творение – человек и вселенная – это не бездушный механизм, нет, Библия повествует, что по велению Божиему земля произвела травы и деревья – вся природа жива, а человек, сотворенный по образу и подобию своего предвечного Творца, обладает разумом, совестью и свободой – свободой духа, воли, мысли и самоопределения. Библейский Бог создал человека разумным и свободным, чтобы человек свободно обрел венец всех совершенств – Царство Небесное, и хоть человек может использовать свободу во зло, она настолько дорога Богу, ибо без свободы никто не может быть личностью, что Господь пошел на риск – он готов принести Себя в жертву, претерпеть страшные муки и быть распятым на Кресте, лишь бы ввести Свое творение в Царство Небесное, не отвергая его свободы, ибо где нет свободы, там нет и любви, а любовь есть пребывание в Боге и пребывание с Богом. Сотворив вселенную и человека, Господь не самоустранился, Он промышляет о мире и каждом живом существе, Его господство над миром есть любовь, а любовь Божия сильна как смерть и более ревнива, чем преисподняя. Никто не забыт Богом и ни одно создание не оставлено Им, но еще прежде сотворения мира Всевышний думал о каждом из нас – настолько проницательна и глубока Его премудрость, настолько велико Его неописуемое всемогущество и настолько величественна безмерная Его любовь, ибо каждая душа для Него столь же драгоценна, как и вся вселенная – целый мир Им сотворенный. Для христианина неприемлема философия деизма, отрицающая участие Бога в истории мира и в жизни человека, отрицающая действие Промысла Божиего, ибо это отрицание любви Бога к сотворенному Им миру – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него»(Ин. 3:16-17), как неприемлем и пантеизм – отождествление Бога с миром и вульгарное понимание Его Промысла – натуралистический провиденциализм, отрицающий неисповедимость судеб Божиих и путей Провидения, кощунственное оправдание миропорядка, ибо, если христианин понимает, что после катастрофы грехопадения Адама «весь мир лежит во зле» (1 Ин.5:19), то пантеист мыслит о мире так, будто грехопадения не было, а человек единосущен Богу, убежден, что в мире все гармонично, как бы не замечая того, что с момента грехопадения Адама мир пребывает в катастрофическом стоянии – лежит во зле, оправдывая существования зла – эстетическая теодицея у Плотина, Августина Блаженного и Лейбница, несовместимая с христианским вероучением – с тем новозаветным фактом, что «Бог есть Любовь» и «любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4:9).
                По изящному поэтическому изречению русского религиозного философа, публициста и поэта В.С. Соловьева: «смерть и время царят на земле, ты владыками их не зови…».  С момента грехопадения Адама и Евы – наших прародителей, поддавшихся искушению дьявола – соблазну лжеобожения вне любви Божией, весь видимый мир – материальный космос, пребывает во власти смерти и тления, все мы – с рождения приговорены к смерти, а дьявол стал князем мира сего – он утверждает свое господство в мире через грех, смерть, войну, мор и стихийные бедствия, противясь святой воле Всевышнего, извращая помыслы и намерения, сердца и волю людей, склоняя их ко злу. Бог захотел быть Творцом и сотворил мир, Он создал Ангелов и людей, наделив их свободой воли и самоопределения – это вершина всемогущества Божиего, ибо Господь создал их по образу и подобию Своему и каждый Ангел и человек – уникальная личность, обладающая самовластием. По слову Владимира Лосского, выдающегося православного богослова двадцатого века, тайна господства Бога над сотворенным Им миром – это великая, неизъяснимая и непостижимая тайна Его бесконечной любви, доходящей до Креста – до смерти на Голгофе и сошествия во Ад – «риск любви, доходящей до безумия Креста», и любовь эта сильнее смерти и Ада, ибо Христос воскрес: «Ревнивый Бог Библии – это не жадный до Своей славы и жестокий Бог евреев, но Тот, Чья любовь к избранным Своим «крепка как смерть», и Чья ревность ко всему, что отдаляет от Него Его творение, «люта, как преисподняя». Поэтому господство надо понимать как личную любовь Бога; Он ждет от Своего творения свободной и полной к Нему обращенности, хочет свободно скрепленного с Ним союза». Тайна спасения – это тайна соединения двух воль – Божественной и человеческой, а без свободного акта веры и любви нет, и не может быть спасения. Преподобный Максим Исповедник с особой убедительностью пояснял, что Господь никого не принуждает к спасению и не спасает насильно – спасение невозможно без свободного соучастия человека. Творцу бесконечно дорога свобода сотворенного Им человека, ибо без свободы человек не был бы образом и подобием Божиим, самоопределяющейся личностью, обладающей духовным суверенитетом, а был бы бездушным и безликим автоматом, запрограммированным на внешнее благочестие, но не способным любить. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский проницательно изобличил соблазн Великого Инквизитора – этого трагического человеколюбца, потерявшего веру в Бога и человека, убежденного, что свобода – это непосильный крест для такого жалкого и ничтожного существа как человек, вознамерившегося сделать всех людей счастливыми, отняв у них свободу через власть, опирающуюся на «тайну, чудо и авторитет». Но свобода – это черта, роднящая человека с Богом. Если бы у человека не было свободы, то он не был бы и богоподобным созданием. Преподобный Макарий Египетский учил, что свобода дана человеку Богом как самовластие его личного духа. Никогда Господь не принуждает нас к добру – это противно Его благости и любви, но Он хочет освятить и преобразить нашу личность и нашу свободу. Свобода – это величайший и самый таинственный дар Бога человеку, но она же возлагает на него грандиозную ответственность перед Творцом, миром и своей душой – за каждое намерение и каждый помысел, за все слова и дела, за самоопределение по отношению к Богу, миру и ко всем окружающим его Божьим творениям.
                Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, и даровал ему высочайшую власть – самовластие духа, свободу самоопределения, а человек может использовать ее двояко – исполнять волю Божию или служить мировому злу. Преподобный Григорий Палама замечает, что если  Ангелы превосходят нас по своему Богоподобию, то человек превосходит Ангелов по образу Божиему в себе, ибо если Ангелы – служебные духи, то первозданный человек обладал царственным величием и властью над всем видимым миром как царь вселенной: «Хотя Ангелы и превосходят нас во многом, но в некотором отношении они ниже нас... например в существовании по образу Создавшего; в этом смысле мы больше, чем они, были созданы по образу Божию». «В то время как Ангелы определены для служения Творцу и имеют своим единственным уделом находиться под властью, господствовать же над ниже их стоящими созданиями им не дано, если только они не будут посланы на это Содержащим всяческая... человек предназначен не только для того, чтобы находиться под властью, но чтобы и властвовать над всеми находящимися на земле». Когда Господь сотворил Адама, Он даровал ему власть над всем видимым миром – Адам есть царь, а вселенная – великолепный царский дворец его, но после грехопадения весь наш мир стал юдолью скорбей и плача, а человек из царя превратился в узника, обреченного на страдания и смерть. Библейский рассказ о грехопадении Адама и Евы из книги Бытия свидетельствует, что власть, полученную от Бога, человек может использовать во зло – власть призвана служить воле Божией, находить высшую ценность в любви, ибо без любви все могущество и величие, вся мудрость и все знания, все мученичество и исповедничество – все ничто, томление духа и суета сует. Власть и господство Бога над сотворенным Им миром безграничны, но по благости Своей, Творец не определяет волю Ангелов и людей и не упраздняет их свободу – Он дарует каждому из них право личного самоопределения и бесконечной ценит их свободный выбор – само дело искупления не совершилось бы без избранников Господних – Авраама, Исаака и Иакова, Моисея и ветхозаветных пророков и Пресвятой Девы Марии, равно как и спасение есть чудо синергии – содействия двух воль – Божественной и человеческой, ибо Господь никого не спасает насильно, а Царство Небесное не концлагерь. С грехопадением Адама весь земной мир погрузился во власть тления и смерти, а дьявол обрел власть над душами людей, узурпировав власть Адама и став князем мира сего. В книге Иова Господь говорит, что Люцифер – это верх путей Божиих, он – сияющий Ангел, превзошедший всех сынов Божиих – вышедший за грань ангельской иерархии, он – высшее и самое могущественное творение Божие, «только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой» – только всемогущий Творец может победить дьявола. В книге Иова левиафан – это сильный поэтический образ мирового зла, истинный враг Иова, падший Денница, ненавидящий род человеческий, он – апокалиптический зверь, красный дракон Апокалипсиса и коварный змей книги Бытия, имя ему – дьявол, а его чудовищность – символ духовной мощи, жестокости и коварства. Если обратиться к книге пророка Исайи, то мы прочтем о левиафане следующие строки, повествующие, что только Бог может  поразить это ужасающее чудовище: «В тот день поразит Господь мечем Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.;27:1). Всевышний предлагает Иову самому связать левиафана – победить дьявола, «тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов.40:9), но грехопадение Адама было вселенской катастрофой, ввергнувшей мир во власть смерти и зла, и падший человек не может спасти себя своими силами – только грядущий Мессия, Божественный Логос и Сын Божий –  Иисус Христос, распятый на Голгофе и воскресший из мертвых, мог отменить проклятие первородного греха, тяготеющее над человечеством со времен грехопадения Адама, победить смерть и сокрушить врата преисподней. В Псалтыре сказано о левиафане и пророчествуется о победе Бога над ним: «Боже, царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде. Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни» (Пс.;73:12–14). Безмерно могущественный Бог ясно свидетельствует, что власть Вседержителя простирается на всю поднебесную и Он победит восставшего Люцифера и всех падших Ангелов, ставших демонами. Образно описывая всю мощь и могущество левиафана – дьявола, и бессилие пред ним падшего человека, Господь пророчествует, что Люцифер будет повержен Христом Богочеловеком через Его крестную жертву, сошествие во Ад и воскресение мертвых, а окончательное поражение дьявол испытает в конце времен – в момент второго пришествия Христа в окружении небесных легионов Ангелов, и на Страшном Суде, когда сам Аваддон – царь ужасов, вострепешет пред Богом и пойдет в неугасимое пламя геенны огненной, уготованной ему. Господь мог бы в один миг истребить зло актом Божественного всемогущества, но Он хочет свободной любви Своего творения, и любовь Его настолько велика, что доходит до Голгофы. У святителя Иоанна Златоуста есть изумительные строки о Христе: «Я именую Его Царем, потому, что Царю подобает умирать за Своих подданных». Наш Господь – это Бог-Любовь, все мы призваны освободиться от роковой власти дьявола – от власти смерти и греха через искупление, совершенное Сыном Божиим, Иисусом Христом на Голгофе – через Его жертву любви, через соединение нашей воли с волей Господа, через литургическую жизнь Церкви и ее святые таинства – через союз с Богом в любви и свободе. Апостол Павел говорил, что только жизнь в Святом Духе, новая жизнь во Христе освобождает нас от власти греха и смерти. Господь даровал нам «власть быть чадами Его», это духовное сознание всех членов Церкви Христовой, столь трогательно, глубоко и проникновенно выраженное в молитве «Отче наш», определяет всю нашу религиозную жизнь. Все пророчества и обетования Ветхого Завета исполнились в Богочеловеке Иисусе Христе – Он есть Агнец Божий и наш Освободитель от власти греха, смерти и дьявола. Новый Завет пророчествует о горнем Иерусалиме, о жизни будущего века, когда «смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет», и «не будет ничего проклятого» (22:3), милостивый Господь отрет слезы от всех скорбящих и «вся тварь будет освобождена от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:21).
                По вероучению Церкви Христос есть Всевластитель, Ему дана всякая власть от Бога Отца на небе и земле, Он говорит Понтию Пилату –  «Не имел бы власти надо Мною, если бы не было дано тебе свыше», это означает, что источник власти – от Бога. Но возникает вопрос: почему Христос отверг мирскую власть, могущество земных царств и славу их как искушение дьявола? Христос отверг искушение властью над царствами мира сего, дабы показать, что существуют более высокие ценности, чем власть – любовь, свободу, красоту, правду, показать, что Бог бесконечно дорожит свободой людей и хочет их свободной любви. Власть Христа – это не мирская власть, она не принуждает и не насилует, а освобождает и преображает, Он изобличает греховность власти, отрицающей служение Богу – «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», изобличить скрытый демонизм власти, почитающей себя абсолютной ценностью – кумиром, и забывшей, что еще на скрижалях Моисеевых было начертано: «не сотвори себе кумира». Господь всемогущ, Он не имеет нужды в мирской власти, врата адовы никогда не одолеют Его святую Церковь, ибо она опирается не на меч кесаря – ничтожную власть и мимолетное величие земных царей, чей удел – горсть праха в роскошной гробнице, а участь их славы – забвение, но опирается на Крест – орудие нашего спасения, образ Божественной Любви, опирается на духовный меч Слова Божиего и премудрость Создателя. Христос взошел на Крест и стал распятым Мессией, а Его отречение от мирской власти есть приговор земному могуществу, славе и величию, ибо оно ничто – жалкий прах пред Богом. Апостол Павел говорил, что вера во Христа распятого и воскресшего – для иудеев соблазн, а для эллинов безумие. Для иудеев евангельский Христос – это Иисус из Назарета, а не Сын Бога Живого, они не узнали в страждущем Богочеловеке обещанного пророками Мессию, ибо Он отрекся от земной власти, и явил в Себе не Бога господствующего и властвующего, Чей образ привычен для Ветхого Завета, а Бога любящего, жертвующего Собой, чтобы спасти Свое творение. Христос совершил искупление грехов рода человеческого, Они низложил власть тьмы и освободил нас от греха, смерти и дьявола. Почему распятый Господь не сошел с Креста и не ужаснул всех людей Своим Божественным величием и всемогуществом, заставив их уверовать в Себя? Потому что Он не хотел лишать их свободы, и Ему нужна вера, основанная на любви и свободе, а не на страхе и трепете. Господь повелел нам искать сокровищ на небе, а не на земле, Царства Небесного, а не власти земной, правды Божией, а не мирской славы и богатств, ибо путь христианского служения Богу – это путь любви и самоотречения, пусть свободы духа и креста, а не путь мирской власти и меча. Высшая власть Христа – это власть духовного и метафизического, а не социального порядка, Царство Его не от мира сего – как оно совершенно не похоже на земные государства, так и святая власть Сына Божиего совершенно не похожа на власть мирских царей, чье сердца, как правило, развращены тщеславием, гордыней и сребролюбием. В Священном Писании и в истории Церкви описываются цари благочестивые и угодные Богу, но вместе с тем, через все книги Библии проходит тема греховности власти, а Сам Христос наставляет учеников Своих: «Цари земли царствуют и владыки господствуют, между вами да не будет так!», «почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами  да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (Мк.10:42-43).Святитель Иоанн Златоуст учил, что власть – это дар Божий, налагающий на правителей страшную нравственную ответственность, но властители зачастую злоупотребляют своей властью и пренебрегают нуждами своих подданных, становясь тщеславны, горды и сребролюбивы: «Царь и в путешествиях бывает обременителен для подданных, и живя в городе, и наслаждаясь миром, и участвуя в войнах, и требуя податей, и собирая войска, и приводя пленников, и побеждая, и подвергаясь поражению; потому что, подвергаясь поражению, он слагает на подданных собственные бедствия, а побеждая, становится невыносимым, украшаясь трофеями, и тщеславясь, и предоставляя воинам свободу грабить, расхищать, обижать путников, держать города в осаде, разорять дома бедных, от принимающих их к себе требовать каждый день того, чего не позволяет никакой закон, под предлогом какого-то древнего, беззаконного и несправедливого обычая. Притом богатому царь нисколько не вредит такими тягостями, а причиняет зло бедным, как бы поистине стесняясь богатых... Царь, даже повелевая облегчить подати, приносит пользу больше богатым, нежели бедным, а поступая напротив, тем более вредит имеющим мало; потому что богатому немного может повредить тяжесть податей, а дома, бедных она, как поток разрушает, наполняя селения воплями, и ни старости не жалеют сборщики податей, ни вдовства жен, ни сиротства детей, но бесчинствуют во все время, как бы общие враги страны, требуя от земледельцев того, чего и земля не производила». Как ревностный пастырь Церкви, верный нравственным идеалам Евангелия, святой Иоанн Златоуст вдохновенно провозглашал, что власть священников больше, чем власть царей, ибо цари преклоняли головы свои и искали благословения священников, а задача священников – проповедовать Слова Божиего и обличать злоупотребления властителей, призывать их к смирению, покаянию и милосердию, внушать им страх Божий и наставлять их в благочестии.
                В древней книге Иова предвосхищается новозаветное понимание Бога – Иов в мольбах взывает к Богу и спорит с Ним, он ищет не только справедливый суд Божий, но и милость Создателя, пророчески говорит об Искупители и всеобщем воскресении из мертвых, в основе его веры – не беспрекословное подчинение раба и трепет наемника, а бескорыстная любовь к Богу. Мирская власть всегда требует беспрекословного подчинения, но Христос никогда не требовал этого, ибо Господь наш ищет наши сердца и ждет нашей любви, Он – наш Учитель и Друг, а власть Его – не произвол, как думал религиозный иррационалист Лев Шестов, а безграничная любовь. Если Бог всемогущ, а Его власть – произвол, то Он бы мог совершать зло, но будучи абсолютно сводным и всемогущим, Всевышний ни творит зла, ибо Он есть любовь и это противно Его святой воле и всеблагости. Всемогущество Божие никогда не противоречит Его любви и премудрости. В Новом Завете отношения Бога и человека – это отношения Отца и сына, а не Господина и раба. Христос не называет верующих в Бога рабами, ибо Он возвестил «все, что слышал от Отца» – Господь наш Небесный Отец, и Он не приказывает, а освобождает – «познаете Истину и Истина сделает вас свободными». Апостол Павел вдохновенно провозглашает, что мы не рабы, а сыны и наследники Отца Небесного, подобные Ему и соединенные с Ним свободной верой и любовью. Апостол Петр проповедовал, что наше нетленное и неувядающее наследие – Царство Божие, где каждый верующий – царь, а Всевышний – Царь царей и Господь господствующих. Бог зовет всех нас в Свое Царство, Он хочет, чтобы все спаслись, но Его зов – это не приказ, а слово истины и любви, и проповедь апостолов – не властное повеление: «каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Фес.2:11-12). Христос говорил как власть имеющий, но это власть провозглашать правду Божию, и Он завещал апостолам не мирскую власть – не власть принуждать к вере, а власть проповедовать и учить – покорять Святой Троице души и волю, умы и сердца людей Словом Божиим, дабы все мы спаслись – свершилось всеобщее обожение, преклонились перед Спасителем все колена небесные, земные и преисподнии, а Бог стал всем во всем. Религиозный философ Вышеславцев справедливо замечает, что невозможно обосновать святость земной власти и оправдать ее христианским вероучением и тем, что Бог именуется Царем Небесным: «Святость власти, святость монархии пытаются доказывать тем, что Бог есть Царь и самодержец и абсолютный монарх. Такова была теория власти Иоанна Грозного. Вся она может быть выражена в пословице: «что Бог на небе, то царь на земле». Никакой антиномии власти Иоанн Грозный не видит и не подозревает, он совершенно игнорирует библейский, пророческий, христианский и апокалиптический антиэтатизм и анархизм. Он знает только тезис власти, и притом совершенно отождествляет власть божественного и земного Царя: это одна и та же абсолютная власть миловать и карать, которая только передана из рук Божиих в руки царя, царь земной есть как бы земной наместник Бога. А потому земная тирания есть отражение небесной тирании. Такая теория, целиком антихристианская и антибиблейская, покоится на смешении «царства» в тесном смысле и «Царства» в переносном символическом смысле, на совершенном непонимании «Царства не от мира сего» быть оставлены попытки санкционировать и оправдать земную власть тем, что Бог называется небесным Царем. Скорее наоборот сияние этого Царства как бы сжигает всякую земную власть. Земное царство в Библии рассматривается, как отпадение от Небесного Царя, измена Ему, - а восстановление Царства Божия на небеси и на земли рассматривается как упразднение земных властей; «Затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор. 15:22)». Когда израильтяне возжелали избрать себе царя, то  пророк Самуил предостерег: «Вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим... И дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим... И рабов ваших, и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет, и употребит на свои дела...и сами вы будете ему рабами. И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушать голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами...» (1Цар.;8:11–19). Бесконечно ценя свободу людей, Бог соглашается с требованием израильтян поставить царя над нами, но, обращаясь к Самуилу, говорит, что обоготворение земных царей есть грех богоотступничества и отвержение Небесного Царя – Бога: «...не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар.8:7).В Апокалипсисе сказано, что нечестивые властители и их вельможи, богачи и знатные возопиют к горам и ущельям, дабы они сокрыли их от лица сидящего на престоле Бога Отца и гнева Агнца Божиего – Христа, Которому дан суд над всем миром, ибо на весах Господних их слава, власть и богатство – ничто, но при этом Бог будет судить и бедных и богатых, и малых и великих – и всех кто попрал святыни веры и отрекался от Бога жизнью свой, не пытался исполнять заповеди Евангелия и жил самой развращенной жизнью – всех их ожидает Страшный Суд грозного Судии, содержащего в деснице Своей судьбы мира. Всем нечестивцам, имеющим власть, надлежало бы помнить строки из великолепного стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», громогласно возвещающие о Божьем Суде:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.

                Заповеди Библии воспрещают почитать кумиры и призывают служить одному Богу – Творцу, Промыслителю и Спасителю. Мысль о греховности земной власти проходит через все библейские книги – от Ветхого Завета, изобличающего гордость, алчность и жестокость царей – Саула, Навуходоносора и Валтасара, до новозаветного Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова, где сказано, что Антихристу будет дана великая власть над всеми народами земли и вся земля поклонится дьяволу. По мудрому рассуждению Оригена, власть – это дар Божий, она предполагает особую миссию – служение, когда исполнение Его святой воли, но когда власть используется людьми в своих низких целях, тогда правители и цари нарушают волю Вседержителя и забывают, что нал ними стоит Бог, их власть становится орудием лукавых сил зла, а они – марионетками дьявола. История всех государств есть история злоупотребления властью, история тираний и кровопролитных войн за власть и могущество. Но Господь хочет, чтобы человек соединился с Ним свободной любовью, ибо любовь превыше власти, силы и господства. Власть от Бога, если служит Богу, но существует извращение власти – искушение от демона, желание абсолютизировать власть, отрицание Божественной воли и сотворение кумира – «золотого истукана» (Дан. 3:1). В Царстве Небесном нет места мирской власти, ибо Христос «предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор. 15:22). Древнегреческий философ Платон мечтал об идеальном государстве, но он понимал, что власть должна служить высшим ценностям, иначе она развращается, вот почему у него государство должны были возглавить философы – служители Божественной Истины. Трагедия земной власти в том, что очень редко царем или императором становится лучший и мудрейший из людей. Все века истории свидетельствуют, что правители, как правило, не отличаются высокими умственными способностями и нравственными добродетелями, а лучшие и мудрейшие люди – пророки Ветхого Завета, Сократ, Плотин и Боэций – не обладают никакой властью. В книге Екклесиаста царь и мудрец Соломон с печалью признается, что видел истинных царей по духу в лохмотьях нищих, а ничтожных проходимцев в облачении царей. Лучшие и мудрейшие люди стремятся не к обретению славы, власти и богатства, а к познанию Истины и единению с Богом – таковы все мудрецы и подвижники святой Церкви. Трагический конфликт мирской власти и Христа с особой силой выражен в евангельской сцене, когда Христос предстоит перед Понтием Пилатом, с изумительной экспрессией, драматизмом и глубиной перенесенной на картину Николаем Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Мирская власть всегда гнала пророков и мудрецов, апостолов и Самого Сына Божиего, и это одна из центральных тем мировой истории. Христос учит воздавать Богу – Богово, а кесарю – кесарево: не почитать земных властителей за наместников Бога на земле и не думать, что Царь Небесный похож на земных царей – между ними колоссальная пропасть, ибо они – многогрешные и смертные люди, а Господь наш – всемогущий и святой Бог. В произведении «О первохристианстве» религиозный философ и богослов С.Н. Булгаков обращал внимание на то, что первые христиане противопоставляли власти кесаря – Царство Божие, которое не от мира сего, власти самодержца – всемогущество Вседержителя, господству кесаря – власть нашего Господа Иисуса Христа. Но при этом в литературе апостольских мужей и апологетов возвещается о молитвах за властителей, дабы Господь направил их на благочестивое правление – священномученик Поликарп Смирнский в послании Филиппийцам писал: «Молитесь также за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас, и за врагов Креста». Размышляя о царской власти, святой Иустин Философ писал, что хоть мы и поклоняемся единому Богу Вседержителю и Царю неба и земли, но мы признаем и земных властителей, молясь о том, чтобы они использовали свою власть во славу Бога и служили Ему. По свидетельству темпераментного Тертуллиана, христиане молятся за императоров не потому, что обоготворяют их власть, а потому, что жизнь и царский венец – от Бога, а потому – велик тот император, который исповедует единого Бога неба и земли, от Которого получил власть и жизнь, и Которому служит и заботится о благоденствии народа – исполняет заповеди о любви к Богу и ближнему в своем царственном служении. В великолепной книге «Утешение философией», Боэций писал, что царская власть и близость к трону не в силах наделить людей истинным могуществом, добродетелью и мудростью, мирская власть не дарует счастья и не является источником блаженства, напротив, бессчетные примеры из истории свидетельствуют, что многие венценосцы были развращенными людьми и противились Богу, их очаровал блеск мнимого величия и они возгордились в сердце своем, но никто из них не был счастлив – жизнь их протекала в тревогах, терзаниях и страхах. Однажды к престолу одного великого и грозного, но гордого царя пришел священнослужитель, приведя с собой нищего. И сказал он властителю: «Посмотри царь, этот бедняк, одетый в лохмотья, так же велик, как и ты, ибо он – образ Божий, его душа бесценна для Всевышнего, ради него Спаситель пролил Свою кровь на Голгофе, за его душу молятся Богородица, Ангелы и святые, а ты, блистающий величием и славой, окруженный роскошью и обладающей властью, столь же ничтожен как и он, ибо ты думаешь, что ты велик, богат и славен, а ты жалок, нищ и окаянен перед Богом, и грехам твоим нет числа, и нет оправдания тебе на Суде Господнем, ибо братья и сестры твои живут в нищете и умирают в мучениях, а ты бессовестно не внемлешь их мольбам, стонам и воплям, бессердечно пребываешь в царских чертогах, собираешь золото и серебро, услаждаешь слух музыкой и уста яствами, и не ведаешь о грехах своих и не каешься в них». В «Огласительных Словах» святой Симеон Новый Богослов  с евангельской правдивостью и бескомпромиссной моральной честностью сравнивает низкие нравы земных царей и владычество Божие, показывая, что мирские властители презирают бедных и страждущих, в их сердцах редко бывает милосердие и истинная любовь, в то время как Христос – друг страждущих и брат отверженных, Он – защитник угнетенных и надежда обездоленных: «Почти все люди отвращаются от немощных и бедных и земной царь не переносит их вида, начальствующие от них отворачиваются, богатые их презирают и, когда встречают их, проходят мимо, будто бы они не существуют, и общаться с ними никто не считает желаемым, а Бог, Которому служат бесчисленные множества ангельских сил, все содержащий словом Своей силы, Кого великолепие непереносимо для всех, не отказался стать отцом и другом и братом этих отверженных, но захотел воплотиться, чтобы стать подобным нам по всему, кроме греха, и сделать нас причастниками Своей славы и царства».
                В наше время среди немалого числа прихожан Русской Православной Церкви распространено учение о том, что последний российский император Николай II – не только жертва свершившейся в 1917 года революции в России и пришедших к власти воинствующих безбожников большевиков, но и царь-искупитель, чья смерть подобна крестным страданиям и смерти Сына Божиего, Иисуса Христа на Голгофе. Но с точки зрения христианского миросозерцания единственным Искупителем грехов всего рода человеческого, в том числе и русского народа, является Сам Христос, а потому невозможно сравнивать расстрел императора Николая II c добровольным искупительным подвигом Спасителя мира. В Священном Писании сказано: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим.2:5-6). В сущности своей царебожие есть державно-националистическая идеология, чуждая святой вере во Христа и заветам Евангелия, не признающая достаточным для нашего спасения и искупления грехов мира жертвенный подвиг Богочеловека Иисуса Христа, и тем самым представляющая собой хулу на единого Божественного Искупителя. Царебожники считают, что царская власть с ветхозаветных времен установлена на земле Всевышним и благословенна Им, а следовательно все противящиеся земным царям – противятся Самому Богу. Но если мы внимательно и вдумчиво изучим Священное Писание, то  узнаем, что царской власти в Израиле предшествовал период избранных правителей – судей, а идея поставить царя принадлежала не Богу, а народу, и была расценена как измена Богу: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:4-7). У христиан есть Небесный Царь – Сын Божий, Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный человек, предвечный и всемогущий Бог Слово, наш единственный Искупитель и Спаситель и Судия: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1 Тим.1:17).После Константина Великого начинается новая эпоха в жизни Церкви и ее исторических судьбах – Церковь венчала Константина Великого званием равноапостольства и освятила царскую власть. Но верный историческому реализму протоиерей Георгий Флоровский подчеркивал, что хотя Церковь наименовала Константина Великого равноапостольным и освятила царскую власть, но действительный исторический облик многих властителей как на Западе, так и в Византии, был далек от евангельского идеала – в этом религиозная трагедия царской власти. Преподобный Григорий Палама писал, что мирская власть возникла как следствие нашего падшего состояния – без власти человеческое общество не сможет существовать на земле, его захлестнет анархия, но власть дается Богом людям, чтобы они использовали ее для общественного блага – власть имущими должны руководить два мотива – любовь к Богу и любовь ко всем ближним – к каждому человеку, все властители обязаны чтить Бога и должны управлять народов в соответствии со святой волей Вседержителя, в противном случае властители становятся богоотступниками.
                Пророки Ветхого Завета и апостолы Нового Завета громогласно проповедовали, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человеку» (Деян.5:29) – это душа и сердце всех уставов Церкви Христовой, ее священное мерило, ибо высшая сверхценность – вечная воля Божия, а не мирская власть, которая может вступить в союз с демонам и идти против Бога и Его святой Церкви, преследовать верующих, умерщвлять исповедников, гнать мудрецов, истязать мучеников и святых. Если власть противится Всевышнему и отступает от его заповедей, гонит Церковь и нарушает волю Божию, то власти сей не только не следует повиноваться, но ее надлежит изобличить, как нечестивых властителей обличали пророки Библии и святые отцы Церкви. В Новом Завете благовествуется, что истинная власть от Бога – это Его вечная Божественная Истина, но если власть отвергает Бога, противится Его святой воле и преследует Его Церковь, то такой власти повиноваться нельзя. Покорность богоборческой власти – это кощунственный компромисс с дьяволом, предательство Бога и отступление от Церкви – мистического Тела Христова, где действует благодать Святого Духа. По глубокой мысли преподобного Иустина Поповича «власть в своем начале, в принципе – от Бога. Однако если власть отрекается от Бога и начинает выступать против Бога, то она превращается в сплошное олицетворенное насилие и тем самым перестает быть от Бога, становясь властью от дьявола. Таким образом, мы, христиане, знаем и тайну власти, и тайну насилия: власть благословлена Богом, насилие же Богом проклято. Все, что от Бога – добро, но стоит этим злоупотребить, как оно тут же становится от дьявола. Злоупотребление Божиим – в этом весь дьявол, в этом весь дьяволизм всех миров, включая и человеческий. Власть – от Бога; и пока она действует в Боге и ходит под Богом и с Богом – она благословенна. Но как только она оставит Бога, то становится тиранией, свирепым насилием – и тем самым переносит себя под власть антибога, противобога, дьявола». Христос сказал: «кто не со Мною, тот против Меня» (Мф12:30). Если власть против Иисуса Христа, против вечной Божественной Истины и апостольского благовестия, то эта власть – «мерзость пред Богом», ей нельзя покоряться, ибо как предостерегали апостолы: «берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:39). Ветхозаветные пророки и апостолы Нового Завета, все мученики, исповедники и святые – неугасимые светильники веры Христовой – от первомученика Стефана до мучеников нашего века, подвергаемые всевозможным мучениям, пыткам и издевательствам, пострадавшие от произвола земных царей и тиранов, а более всех – Христос, распятый на Голгофе, святой кровью Своей свидетельствуют, что власть мира сего враждебна Богу и ей нельзя покоряться, ибо как говорили святые мученики: «всякий исполняющий волю беззаконного царя – противится Богу». Если государство – это царство закона и необходимости, ее единство держится на власти и законах, то Церковь – это царство благодати и свободы, соединяющее людей в вере и единомыслии. Духовное единство людей в Церкви основано на свободной вере в Бога, на любви и свободе. В писаниях, богослужениях и таинствах Церкви действует Дух Божий, а где Дух Господень, там любовь и свобода. В Церкви все мы духовно освобождаемся и как христиане получаем царственное помазание Святого Духа. Христос воскрес из мертвых, Он вознесся на духовные небеса, воссел одесную Бога Отца, прославил человеческую природу «превыше всякого начальства и власти, силы и господства» (Еф.1:21). По пламенному исповеданию преподобного Симеона Нового Богослова, слава святых и величие их превосходит славу и величие земных властителей и всех царей мира сего: «Тогда я делаюсь более прекрасным, чем прекрасные, более богатым, чем богатые, и я становлюсь более могущественным, чем могущественные, и большим царей, и значительно более почитаемым всего видимого не только на земле и тех, кто на земле, но и неба, и всего, что на небе, имея Творца всего». Слава святых, увенчанных венцом обожения – это предвечная слава Сына Божиего: «Как никогда Отец не будет не знать Сына или Сын Отца, так никогда святые, ставшие положением богами чрез то, что имеют живущего в них Бога, не будут не знать друг друга, но будут видеть славу друг друга и самих себя, как Сын Отца и Отец Сына. Что же и какова будет слава святых? Какова слава Сына Божия».


Рецензии