Сербия

СЕРБИЯ
У Сербии такое географическое положение, что откуда и куда бы Вы ни ехали по Европе, - через Сербию ближе всего получится. Хоть вдоль Европы, хоть поперек. Не нравится это Европе. Торчит Сербия как кость в её горле, ни проглотить ни выплюнуть. Не потому не нравится, что в Сербии дороги плохие, а потому что Сербия всегда была глубоко прорусской. Когда говорят что сербы ещё более русские, чем сами русские, что-то в этом есть. Тут можно видеть надписи на старых заборах: "Крым - это Россия. Украина - это Россия. Аляска - это Россия. Всё Россия кроме Косово. Косово - Сербия". Так сербы намекают на то, что Косово должно принадлежать Сербии. Шутка вроде, а по коже мурашки, с такой решительностью намекают.
Немца, француза, поляка можно визуально: по виду; лицу; «содержанию глаз» отличить от русского даже издали. А вот серба нет. Даже взгляд у нас одинаковый. Там, глубоко внутри. Хотя первое что заявляет серб при встрече:" По-русски не понимаю". По сербски это так звучит:"Не разумем Русију". Что тут непонятного? "Научио сам руски у школи" - я русский в школе учил.  Так что уже через полчаса оказывается что вполне можно говорить. Очень похоже на старый русский.
 "Споменик руском цару Николају II". Написано на пьедестале. А тут что непонятного? Так что было бы желание.
В отличие от сТраных народов, которые постарались забыть не только русскую помощь, но и даже своих родителей погибших в прошлых войнах - сербы чтят память и благодарны русским за поддержку. И сами себя определяют в меньшие братья. Так русского и называют: "БратУшка. Но меньшими себя считают не по уму или совести, а только по размерам страны. На мой взгляд это тысячу раз правильно! А по поводу совести так скажу - упаси Вас Боже задеть честь серба и чтоб он это понял! У них такое же обострённое "чувство правды" , как и у ВСЕХ русских.   
В Београде, в кафе, спросил как найти базар. Просто заглянул и у первого попавшегося спросил. По-незнанию спросил по-немецки. Ответом было гробовое молчание. Головы вниз опущены. Только глаза из чашек выглядывают. Подождал, спросил по-русски.  Все подняли глаза, а мужик, к которому я обратился:
- Русский? - спрашивает.
- Русский, - говорю.
Дальше была сцена, которую трудно описать. Мужик встал из-за стола взвизгнув стулом...
- Николай Второй! - Произнёс он громко. И размашисто, во всю руку, перекрестился глядя вперёд и вверх. Там, куда он смотрел висел портрет Николая Второго. Со своих мест начали подниматься и остальные. Кто крестился, а кто просто встал. В первое мгновение меня это развеселило и я хотел пошутить. Ведь картинка прямо как из кино! Но когда глянул на их лица, на ту серьёзность с которой эти люди вставали или крестились при имени Николая Второго я решил заткнуться. Именно что заткнуться, а не замолчать. Такая в лицах была суровость. Вот такое отношение. В том числе и к истории. Достойно уважения.
 Между двумя мировыми войнами в сербской армии родилась интересная легенда. Говорят, что каждый год, в годовщину убийства царской семьи русский император появляется в белградской Соборной церкви и перед иконой Святого Саввы молится за сербский народ. Затем он пешком идёт до Главного штаба и там проверяет состояние сербского войска.
Это происходит каждый год. "Мученику Николаю, Государю Российскому" - есть такая специальная молитва в сербской армии.
Белград. Београд. Красивый, современный город со множеством строек. Каждый год всё меняется так, что если бы не навигатор, проехать по памяти не получится. Сейчас уже и не найти следов от бомб и снарядов. А совсем недавно на серо-голубой стене многоэтажки можно было видеть чёрные рваные кляксы. Как будто кто баночку  с краской разбил о стену. И немцы и австрийцы много раз объявляли о гибели сербской армии. Но благодаря Богу и России она поднималась из пепла. Россия всегда помогала Сербии. Даже когда после Ельцина с Горбачёвым Россия и сама была больна, помогала чем могла. И добровольцами тоже. Так они говорят, сами сербы. И сербы тоже всегда первые доставали оружие если дело шло о России.   
Дороги в Сербии - лучшие в Европе. Разве только Швейцарию можно рядом поставить. И то, если не считать величину развязок. Сербские развязки сделаны с учётом прилёта марсиан, наверное, такие они огромные. Во всех, почти, европейских странах за проезд по автобанам нужно платить. Купить т.н. "виньетку". Обычно минимальная, на неделю, стоит от пяти и до двадцати евро. даже если ты только на час заедешь. И только Сербия поступает честно: сколько проехал по автобану, столько и плати. На въезде и выезде стоят счётчики. А можешь ехать рядом, по бесплатной дороге. Но там и светофоры, и движение, и велосипед может ехать. Говорят что с дорогами тоже братУшки помогли. 
Деньги поменять можно, но не всегда и не везде. Поэтому выезжая на сербский автобан нужно иметь местные. Вдруг кушать захотите. Но... Если у Вас нет приступов головокружения от голода и цинга ещё не начинается, - лучше потерпите, Не ешьте в ресторанах на дороге. Потому, что Вас не будет возможности обругать повара или плюнуть в администратора, когда Вас через сто километров стошнит от того, что Вы съели. Это сербы у хорватов, видать, переняли. У хорватов невкусная еда. А что? Сербы по автобану на работу не ездят. А для европейцев и так сойдёт!
На заправке. (Номера на машине немецкие).
- В Европе за такую работу платят намного больше, - рассказывал юноша, мальчик почти, орудуя метёлкой на заправке, - там получают по две-три тысячи евро за такую работу.
- А ты сколько получаешь?
- Я? - Каждый месяц по разному. - Говорил он отковыривая с асфальта засохшего дохлого ёжика которого переехал грузовик. - От пятисот до семисот евро. Не хочет нам правительство платить. Учу английский, чтоб найти работу в Германии или Швейцарии. С языком там найти работу запросто.
Он говорил это так уверенно, как будто раз сто пробовал искать работу в Германии на 2-3 тысячи. И каждый раз успешно.
 Кто их ждёт там? Кому они нужны? И главный вопрос: Кто учит их этому? Для чего? Кто рассказывает им что нужно выучить английский и тогда денег будет некуда девать? Я знаю много стран, но нигде не видел объявлений о приёме на работу англоговорящих людей. Тем более не нужны говорящие на "английском туристическом". Типа : "Я вчера иметь твоя собака". Поверьте, выучить чужой язык очень не просто, если Вы не с грудного возраста начали. А в Европе на английском говорят две страны: Румыния и Украина. Так что вряд ли кто-то в Швейцарии ждёт человека умеющего говорить на уровне жителя реки Нигер.
И чем он, парнишка этот, собственно, отличался от этого ёжика? Ёжик выскочил на дорогу в поиске сладкой халявы. Сбитые машинами бабочки, стрекозы, жуки... Он думал это халява упавшая с неба, а про другие стороны жизни не знал. Про машины, например. Как и ёжик, мальчишка этот готов выскочить на дорогу под названием "Европа", про которую ему рассказывали что там кругом сплошная халява. Нужно только научиться по-английски говорить крекс, фекс, пекс... Такое вот мнение кто-то начал прививать сербским детям. Может чтоб они быстрее забыли это?
На другой заправке.  (Номера на машине русские.)  Заправщица сама вышла: "...почему Путин не бомбит Америку? Мы сразу поможем!" Я опешил прямо. Малоденькая, но лет на десять-пытнадцать старше этого «ёжика». И взгляд на мир другой. Видите что сидит в этой почти юной ещё и почему-то кусками седой головке? - Бомбить... А знаете, почему?
Её зовут Йованка. Когда была совсем маленькой таскала провод за мамой. Зачем провод? Просто они с мамой не хотели умирать. Не хотели чтоб их дом бомбили. Это её мама придумала включать микроволновку с открытой дверцей на скале, в расщелине между камнями. Далеко от дома. Частота излучения, то есть волны идущие от микроволновки похожи на работу вычислительной и другой военной электроники. И американские самолёты прилетали бомбить скалу.
 Когда однажды соседка баба Славица пришла к ним, чтоб помочь с микроволновкой, маленькая тогда Йованка сказала ей:  "Одрасли се не могу преварити. Али ти одрасли су летели да нас убију." (Взрослых нельзя обманывать. Но эти взрослые летели нас убивать.) Так рассказала мне баба Славица, угощая спелыми сливами. Они теперь с Йованкой живут. Вдвоем. А маму Йованки под скалой похоронили. Не смогли кусочки и обрывки мамины старая да малая откопать, да до кладбища донести. Там крестик и поставили. Так что уроки толерантности и демократии, в особенности для тех кто несёт своё понимание демократии, должна преподавать именно эта девушка. Девушка в которой «живёт не желание родить и воспитывать, а бомбить». Но она сказала что для «преподавания толерантности» лучше вместо указки возьмёт калаша. Он надёжнее. 

Проезжая по Сербии годах в 2004-2007 можно было видеть множество нефтяных вышек. Сербы потихоньку говорили: "БратУшки помогают нефть искать". Через лет пять появились канавы вдоль дорог и в них трубы. Сейчас канавы засыпаны, посажены трава и деревья. Всё закрыто от глаз. Только кое где торчат из земли запорные вентили, да стоят коробки насосных станций.
  Азербайджан пригнал ветку нефтепровода через Турцию сюда, в Европу, к самой границе Сербии. Столько денег убухали, хотелось Россию с еврорынка сковырнуть. А тут тебе вот! Нашли русские нефть у сербов! За десять лет управились. И куда его, провод этот, теперь Азербайджан девать? Как Пушкин говорил: "...Ай да Путин, ай да..." Вот это ход!

P.S. Во Франции, в центре Парижа, уже сто тридцать лет стоит огромная нефтяная вышка. Триста метров высоты. А нефти всё нету...


Фридрихсхафен. Мак Кинко. 21.12.18.   





















 


Рецензии