Мазохизм или вера Иисуса Христа

 
 
        Как-то в редакцию на моё имя пришло письмо от радиослушательницы. Суть его сводилась к следующему: пан Валерий, вы безбожник! Я ответил, что называется, от микрофона: «У каждого из нас свой Бог в душе, равно как и правда у каждого своя, а в учение Иисуса Христа я, действительно, не верю, так как сам Христос был и есть мученик, поэтому и вера его мученическая».
И тогда, и сейчас я меньше всего хотел и хочу этим своим утверждением обидеть глубоко набожных людей. Но смею все же предположить, что мазохизм (способность человека испытывать удовольствие от причинённого ему страдания – морального или физического) унаследованы нами от христианства. Именно к этому выводу я пришёл однажды, ответив самому себе, кто мы есть, исходя из статус-кво (сложившееся положение) наших характеров.
Я так полагаю, что мы есть садисты, садо-мазохисты, преимущественно – мазохисты! Сказать по правде, вопросу «Кто мы есть?..» предшествовал вопрос иного плана. А именно: что все же побудило нас упразднить Советский Союз – ведь жили-то, считай, при коммунизме, только не поняли этого?! Ответ дался нелегко – уж больно много чего должно было произойти в Украине, прежде чем он (ответ) где-то и в чем-то «засветится».
  Для справки. Влечения человека коренятся в его физиологических потребностях, а страсти – в его характере. Страсти – это потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизме, мазохизме, жажде собственности и власти…. Сам же характер многие умы-психоаналитики рассматривают как вторую натуру человека. Как правило, человека по жизни ведёт разум. Иных – характер, потому что разум бывает слабым и ненадёжным, и на него оказывают влияние желания, влечения и страсти, перед которыми человек нередко не в силах устоять. Так вот, именно характерологические страсти (- авт.) во многом, если не сказать во всем, предопределили наше поведение на десятилетия вперёд с момента явления на свет божий коммунистов-реформаторов. Они же, страсти, предопределили и наши поступки. Словом, не что иное, как характеры, разрушили и саму супердержаву, и все то, что являло собой реальность, так называемого, застойного времени.
Кстати, глагол «разрушил» использован мною неслучайно. Во-первых, страсть разрушать конкретна в своём проявлении, во-вторых, время лишь объясняет наши поступки – оправдываем их мы сами. Вот почему нам и по сей день кажется, что мы отнюдь ничего не рушили, не меняли, не предавали… Все, дескать, произошло по вине ваятелей, в частности, новой украинской государственности. А как по мне, так произошло следующее: к концу 80-ых годов садистские и мазохистские натуры бывшего теперь уже СССР взалкали той общественно-политической свободы, какой им природно не хватало. И эта запрограммированность страстями, кои не были востребованы при коммунистах (не путать с большевиками), повела вышеназванные натуры дорогой удовлетворения этих некогда оставшихся как бы не у дел страстей.
Предвижу недоумение и даже самые что ни на есть категорические возражения типа: «Полно-то чушь молоть! О каких-таких садистах и мазохистах ты речь ведёшь?». Эти и подобные реплики понятны и объяснимы. Ведь черты характера зачастую не осознаются и не могут быть никем и ничем раскрыты до самой смерти. Таков приговор науки. Почему приговор? Да, может быть, потому, что не знать себя – это обязательно, и чаще жуткие разочарования от проявления собственного «Я», не говоря уже о сотнях, тысячах психических, в лучшем случае, травм, нанесённых самому себе и окружающим в течение всей жизни. К тому же, согласитесь, садизм и мазохизм в упряжке наших страстей – это чуть не откровение судьбы…

        САДИЗМ
        Вначале уясним его сущность. Доверимся в этом умозаключениям немецко-американского философа, психоаналитика Эриха Фромма. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» он пишет: «…Я считаю, что сердцевину садизма, которая присуща всем его проявлениям, составляет страсть и жажда власти, абсолютной и неограниченной над живым существом, будь то животное, ребёнок, мужчина или женщина. Заставить кого-либо испытать боль и унижение, когда этот кто-то не имеет возможность защищаться..., …кто владеет каким-либо живым существом, превращает его в свою вещь, своё имущество, а сам становится его господином, повелителем, его Богом. Для садистского характера все живое должно быть под контролем… Садист хочет стать хозяином жизни, и поэтому для него важно, чтобы его жертва была живой. Другая черта характера садиста состоит в том, что для него стимулом бывает всегда только слабое существо и никогда – сильное. Он (садизм – авт.) есть превращение немощи в иллюзию всемогущества. То есть, это – религия уродов».
  Признаться, с недавних пор фроммовские характеристики сущности садизма взяты мною за определение сущности государства. Этим я хочу сказать, что государство как политическая организация общества - это садист, каких ещё нужно поискать! Но почему человек так остервенело цепко держится за государство, служит и прислуживает ему, всячески радеет за него и, часто и густо, обожествляет...? Ответ – в самом человеке. На мой взгляд, государство необходимо ему, равно как психически больному нужна усмирительная рубашка. Дабы в минуты затмения рассудка несчастный не лишил жизни сам себя. И если человек – единственное на всём белом свете живое существо, принципиально отличающееся от других живых существ тем, что он убийца – подобных ему просто нет, –  то почему бы не предположить, что человеческая агрессия породила государство как аппарат подавления самое себя, включая жажду мучить и убивать сознательно и бессознательно. Впрочем, эта гипотеза родилась не на пустом месте – уже сам факт конституционности нормы, предписывающей государству противостоять внешней и внутренней агрессии, говорит сама за себя. Но я о другом…
…Есть в природе взаимоотношения общества и государства зло, опосредованное не лучшими характерологическими страстями человека, его несуразными фантазиями и потаёнными мечтами. Случается так, что зло это в силу разного рода обстоятельств и причин сначала возводится в ранг государственного мышления (это мы проходили, не правда ли?), а далее в государственную политику. Естественно, за всем эти стоит человек, и как особа персонифицированная, и как группа лиц, обладающих реальной властью управления. Принципиально важно: реальной властью управления в государстве обладают и мафиозные кланы, и …иностранный капитал – через своих представителей в органах управления, а также опосредовано… Поначалу зло не кажется злом, т.к. в общественном сознании предстаёт как нечто само собой разумеющееся: пересмотр, например, и переустройство уклада жизни граждан, реформирование власти и экономики… То есть в масштабах государства оно носит целенаправленный и правовой характер. Но на каком-то этапе зло все же выдаёт себя..., народ прозревает, народ, заведомо проданный прозябанию в услужение. На десятилетия!
  Нет, это не геноцид. Геноцид предполагает истребление групп населения, целых народов по расовым, национальным или религиозным мотивам, совсем другое дело – государственный садизм (о нем, собственно, я веду речь), если хотите, злокачественная агрессия государства. Жертва государственного садизма – собственный народ – должна остаться живой, и только в этом случае тот, кто садизм олицетворяет, может состояться как хозяин жизни. …А ведь это он… терзает сегодня душу народа Украины. Терзает, да ещё как, потому что одним из обязательных условий садизма является духовное обнищание масс. Такому государству собственный народ нужен как дополнение самого себя, проще говоря, как общность мазохистов.
И последнее в этом разделе: я не стану иллюстрировать садизм на бытовом уровне его проявления. Форм у этой черты человеческого характера много. Наша история, особенно, день сегодняшний садизмом проиллюстрированы – уж куда лучше!?

 САДОМАЗОХИЗМ
         Как садист, так и мазохист нуждается в другом существе с той лишь разницей, что первый дополняет себя при помощи другого существа, а второй себя делает дополнением. Именно из-за тесной связи между садизмом и мазохизмом в природе существует садомазохистский характер. И то правда – у каждого конкретного лица в характере преобладает либо мазохизм, либо садизм.
         Садомазохистский характер можно ещё назвать авторитарным, если перейти от психологической характеристики к политической. Как правило, «авторитарные лидеры демонстрируют черты садомазохистского характера: притеснение подчинённых и подобострастие по отношению к вышестоящим…». Это по Э. Фромму. От себя добавлю, что носителем садомазохистского характера являются (и могут быть!) не только авторитарные лидеры, но и просто лидеры, и просто граждане.
Чаще садомазохистские тенденции характера по отношению к окружающим проявляют лица, состоящие на службе у государства. Ну, кому, скажем, не знаком такой одиозной тип служащего, коим был, есть и ещё долго будет чиновник-карьерист, чиновник-буквоед, чиновник-невежда или чиновник-самодур? Да что там чиновник! Садо-мазохистов – тьма на всех уровнях общения и взаимодействия!
 Примеры общения и наблюдения за подобными особами рода человеческого доказывают и наглядно убеждают, что садомазохизм проявляет себя в двух лицах. То есть, при соответствующем отпоре со стороны жертвы тот же чиновник или та же хамка-санитарка прячут, условно говоря, жало и поджимают хвосты.
  На государственном уровне управления садомазохизм проявляется, в основном, и как правило, через представителей исполнительных органов. Чем ниже исполнительский уровень, тем больше мазохизма!..
Может показаться на первый взгляд, что в представительные органы власти садисты и садо-мазохисты попадают по большей части случайно. Однако, уже сама заявка гражданина на право вершить судьбы людские указывает на наличие в его характере такой страсти, как жажда власти…

         МАЗОХИЗМ
         Мазохисты на протяжение всей своей жизни испытывают потребность в подчинении, для чего ищут символические связи с садистами и тем самым, в конечном счёте, сами себя делаю дополнением последних. Презрение, пренебрежение, откровенная холодность и грубость для этой категории людей – это норма, это – как лёд на горячую голову. Мазохиста можно глубоко ранить, к примеру, тем же словом и каким-то деянием, можно долго и всячески унижать, чем-то изводить, бить, наконец, но это и есть то мазохистское состояние души и тела, когда носитель рассматриваемого нами характера дышит на полную грудь, живёт, а не просто существует. В условном варианте картинки с натуры подобный индивид походил бы на чудака, отдающего свой пряник, причём добровольно и с благоговением на лице, за удар хлыста.
Мазохистов сейчас ничуть не меньше (если не сказать, что больше!), чем было их при царе-батюшке, пролетарке-матушке и дяде-коммунаре. Разве что мазохист советского периода – далеко не бедный человек в отличие от себе подобных монархического прошлого и «демократического» настоящего. (Почему кавычки – объясняю: демократия – это когда цепь удлиняют, а миску отодвигают).
Хоть кухарка была всего лишь кухаркой, она прекрасно разбиралась в природе человеческих страстей и знала, что они не созидательны в плане экономического развития и каких-либо новаций, а всего лишь революционированы эгоизмом в потребности. Поэтому все семьдесят с небольшим лет кухарка стимулировала и поощряла влечения товарищей к труду, к образованию, к искусству, к спорту… Тем самым она развивала и расширяла круг облагораживающих как товарищей, так и само государство влечений и этим наращивала из года в год за счёт идеологических сентенций монополизм влечений над страстями. Последние кухарка жёстко, подчас жестоко контролировала и не позволяло им, за редким исключением, спонтанных проявлений. Это позволило ей снивелировать потребность своих верноподданных в свободе, разрушении, садизме, жажде собственности и власти до известной формулы «совкового» правосознания: быть такими, какими велит быть государство. Разобралась она и с желаниями, в конечном счёте они трансформировались в этическую норму: иметь благ и материальных ценностей столько, сколько позволяла иметь мораль строителя коммунизма. Отсюда – осознанная необходимость и достаточность правили на балах товарищей, устроителями которых были исключительно влечения. А так как влечения человека проистекают преимущественно из извечного романтизма духа, то граждане страны Советов были к тому же ещё и великими романтиками! Но «психокодирование» кухарки утратило эффективность действия, как только матушку-пролетарку и дядюшку-коммунара объявили шарлатанами…
Так уж устроен человек: он обречён верить даже в то, что в свою очередь обречёт его на одни лишь страдания. Однако, что есть страдания за веру? А страдать за веру – это незыблемый постулат христианства. Таковым были и советские украинцы. Новым хозяевам Украины нужно было только вспомнить об этом. И они вспомнили… в августе девяносто первого, а в последующие годы   активнейшим способом принуждения стимулировали, нет, не влечения теперь просто украинцев, а их характерологические страсти. Вспомнили и о другом: страсти крайне сложно обуздать, но дать им волю –  на это усилий не требуется!
Можно, конечно, продолжать гадать, заодно и обманываться в том, какое и что за государство мы строили годами ранее и строим сейчас? Что мы строим – это и есть юдоль для наших страстей. Доказать это несложно – доказательства повсюду и во всем.
  Мы рождались собственниками умопомрачительных богатств, но оказалось, что эти богатства можно банально разворовывать и без нашего на то согласия.
Мы получали бесплатное среднее и высшее образование, но оказалось: детям нашим достаточно «семилетки», причём общеобразовательные школы могут быть расположены у чёрта на куличках и не иметь даже малой толики из просоветской школьной инфраструктуры… Кому «семилетки» мало, тогда крутись хоть на одной ноге, да плати…
 Мы не имели проблем с трудоустройством (более того, за тунеядство сажали в тюрьму!), но оказалось…
  Мы умирали, как правило, от старости, но оказалось… И так далее, что презентовано народу Украины безвременьем, но оказалось – мы сами так решили… И все же, так ли я неправ?
 Если, к примеру, протестировать население Украины на наличие в их характерах мазохизма, то в итоге мы получим… страну мазохистов. Взять тех же горняков, авангард рабочего класса. Казалось бы – абсурд! …Нет, и ещё раз – не абсурд! Во-первых, работать под землёй – это не что иное, как издевательство над самим собой, конкретно – над организмом; во-вторых, жить или умереть горняку во время смены – это, по большей части, не в его власти, так как все решает случай; в-третьих, за приличное вознаграждение немало горняков удвоят, а то и утроят нагрузку на организм, чем сведут на нет свою личную безопасность. И «в-четвертых», и «в-пятых», и даже «в-двадцать пятых» не изменят специфику угледобычи, отсюда – профессия угледобытчика требует предрасположенности человеческого организма к истязаниям физического и морального плана. Проще говоря, нет такой предрасположенности – нет и горняка-профессионала.
К тому же, что есть шахтёрское бесстрашие, если не вполне осознанная готовность к самопожертвованию? Да и бесстрашие – оно ведь бесстрашие только тогда, когда проявляется вопреки здравому смыслу и голосу инстинкта самосохранения.
Известно также: человеческая сущность проявляется, точно лакмусовая бумажка, в экстремальных ситуациях. Кризис в угольной промышленности, переживаемый ещё и ныне – это и есть такая ситуация. Поэтому,
наглядным пособием по теории и практике мученичества являются проведение и поступки шахтёрского люда при осуществлении акций гражданского протеста. Казалось бы, ну что может быть глупее голодовки? Нет же, придумали так называемую сухую голодовку, без воды.  И это при том, что «конёк» садистов-классиков – это систематическое разрушение социально-бытовой инфраструктуры, так как именно «соцбыт» изымает из доходов государства колоссальнейшие суммы денег, причём ежегодно!
Сутками до хрипоты и инфарктов, то и дело горняки вырабатывают мыслимые и не мыслимые экономические требования в адрес исполнителей народной воли, вместе с тем – ни единого радикального политического волеизлияния. …Почему? Да потому, что мазохизм аполитичен, как никакая другая черта человеческого характера. Даже потребность в любви и нежности способна вызвать на корабле бунт, смену капитана, а заодно и курса, но только не всепрощающая и всепоглощающая страсть как индивидуального, так и коллективного мученичества.
  Укажу на ещё одну закономерность из природы характерологических страстей: мало того, что они не созидательны, они, к тому же, не имеют, говоря на языке аллегорий, пенсионного возраста и групп инвалидности.
Обратимся ещё раз к Э. Фромму: «Мазохисты на протяжение всей жизни испытывают потребность в подчинении, для чего ищут символические связи с садистами и тем самым, в конечном счёте, сами себя делают дополнением последних.». Это – для закрепления в памяти. Что подразумевается под символическими связями? Все, что угодно, лишь бы только был повод для связи, а «он», «она», «оно» символизировали или, попросту говоря, выражали, как минимум, интерес гомо сапиенс (человека разумного) к кому-нибудь, к чему-нибудь. Звон монет, к примеру – это символ, а невыплата заработной платы – повод. Вот и получается горняки Украины только тем и занимаются, что ищут символические связи с государством…
В полной мере это относится и к другим социальным категориям населения.
Мазохизм крайне пассивен и обозначает гражданскую позицию лишь в случае эффекта толпы. Страсти объединяются – и бьют через край, но государство-садист непременно обманет толпу; даже в патовой для себя ситуации садисты-классики, извратив на уровне общественного сознания суть случившегося (или что может случиться) и мастерски манипулируя в дальнейшем общественным мнением по этому поводу, усадят на скамью подсудимых – если до этого дойдёт, – правду об обмане всех и сразу. А так как обман тождественен разочарованию – изворотливость ума садистов-классиков можно по праву отнести и к достоинству мазохистов. Последние не только потенциальные жертвы обмана, они по своей природе нуждаются хоть в каком-нибудь разочаровании вследствие этого, ибо, только обманувшись и разочаровавшись, способны прочувствовать себя – достойными своего палача! «Бьет – значит, любит!» Где-то так на бытовом уровне.

…ИЛИ ВЕРА ИИСУСА ХРИСТА.
  В самом начале я говорил, что мазохизм унаследован нами не в последнюю очередь от христианства, в частности – от учения Иисуса Христа. Обращаю внимание: я не утверждаю это, а всего лишь предполагаю, равно как и все, о чём будет сказано в данном разделе – предположения. Понятен, надеюсь, и авторский замысел всей работы: это познание характерологический страстей человека посредством их влияния на его поведение и поступки. Будем считать, что кое-что в этом направлении нам удалось сделать, не без помощи, конечно же, авторских отступлений и всякого рода обобщений.
 Бог триедин, как мы знаем: Бог-отец, его сын Иисус Христос и Святой Дух. Пусть будет так, но! Давайте представим себе Бога-отца человеком с неограниченными властными полномочиями и возможностями магического плана. Теперь открываем «Библию» («Ветхий Завет», глава 10, ИСХОД), читаем: «2. И чтобы ты рассказал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я – Господь.». Перескажу, что сделал Бог-отец в Египте и ради чего (кто этого не знает).
Четыреста тридцать лет обитали в Египте сыны Израилевы. Умер Царь Египетский, «и вот, уже вопль сынов Израилевых дошёл до меня, и я вижу угнетение, какими угнетают их в Египте (глава 3. ИСХОД)». Господь Бог ставит перед Моисеем задачу вывести «…Из Египта народ Мой, сынов Израилевых (глава 3. ИСХОД)». Короче говоря, для того, чтобы фараон и народ Египетский отпустили сынов Израилевых, а тем самым признали власть Бога-отца над всем живым и всецело подчинились воле Его и заповедям, Бог-отец наслал на фараона и народ Египетский сначала «жаб», потом – «мошек», «пёсьих мух», «моровую язву», «воспаления с нарывами», «град», «саранчу», «тьму», «смерть всех младенцев». Сынов Израилевых отпустили, но Бог-отец таки утопил в водах Чермного моря и фараона, и рабов его, и весь народ Египетский: «…И покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, и познают Египтяне, что Я – Господь (глава14. ИСХОД)».
А вот сюжет из «Библии» в книге «Бытие». Дабы убедиться в богобоязненности и богопочитании Авраама, Бог-отец обязал его: «…Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (глава 22. БЫТИЕ)». «…И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего (раздел 22. БЫТИЕ)». Но в эту минуту к Аврааму обратился Ангел Господень: «…Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (раздел 22. БЫТИЕ)».
Думаю, достаточно и этих двух библейских сюжетов, для того чтобы, исходя из де-факто авторского замысла, вычленить из деяний Бога-отца де-юре его характера. Потребность в любви имеет место, потребность в разрушении – тоже, садизм буквально зашкаливает, жажда собственности – да! да! да! Какие страсти не замечены? …Мазохизм да потребность в свободе. В свободе Бог-отец не нуждается – это понятно, а вот что до мазохизма, то во всех без исключения книгах «Ветхого Завета» нет и намёка на наличие в характере Господа этой страсти. По характеру он может быть, кем угодно, но только не мазохистом.
 Особый разговор – это любовь Бога-отца к чадам своим телесным. Любит он нарочито и дифференцированно, проще говоря, выборочно, только тех, кто боится его и чтит заповеди. А ведь Бог есть любовь! (?!)
В отличие от многих, кто считает, что религия (одна из форм общественного сознания) привнесена в нашу жизнь извне, я придерживаюсь противоположной точки зрения: религия земного происхождения и является продуктом коллективного разума человека.
  …На каком-то этапе развития и становления человечества идеологи абсолютизма Господа вынуждены были признать концепцию праведности человека и греха несовершенной и в чем-то вредной. Да, мечом и огнём всесилия своего и всемогущества Бог-отец внушил людям страх, но отнюдь не истинную любовь к себе. Если она и была, то в большей степени подобострастной, то есть ложной. Страх и любовь – это понятия несовместимые, так как одно исключает другое.
Вполне возможно, что к тому времени стало очевидной закономерность бытия: зло, от кого бы оно ни исходило и какую бы благую цель в конечном счёте ни преследовало, свершаясь, лишь приумножает зло. Язычников не становилось меньше, отсюда – абсолютизму Бога-отца противостояла человеческая агрессия, нередко к тому же носившая оборонительный характер. Словом, нужна была новая концепция праведности и греха, позволявшая Господу заполучать человека в стан праведников без какого-либо насилия над ним. Так на авансцене театра жизни появился Богочеловек – Иисус Христос! («…Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Новый завет, глава 4, ОТ МАТФЕЯ)».
Сын Божий предстал перед мирянами как сама добродетель. Этим он не только укрепил абсолютизм Господа, но и снискал к себе первую по-настоящему истинную любовь. Уточнив и дополнив заповеди «Ветхого Завета» установкой на всепрощенчество и непротивление злу, Христос тем самым видоизменил существенным образом концепцию праведности и греха. Как мне представляется, она и по сегодняшний день прочитывается так: «Да очистится душа мученика!» Нет, уже не грешника, а именно мученика, ибо мученичество со дня смерти Иисуса Христа на Голгофе стало делом святым, богоугодным. Таким образом идеологи христианства предложили человечеству СВОЙ путь к познанию Бога: не дополнять себя в делах и мыслях праведностью Господа, а праведность Его дополнять собой. Иными словами, сознательно отказаться от индивидуальности своей натуры и собственного «Я», целиком и полностью переподчинив себя воле свыше… Будь иначе: праведностью Господа дополнять себя – пути познания Бога через страдания не было бы вовсе. Во что мутировали бы в веках мазохизм и садизм, стало бы от этого лучше или хуже – на это у меня нет ответа. Пока нет!..
(1994-1995 гг.)


Рецензии
Я ответил: «У каждого из нас свой Бог в душе, равно как и правда у каждого своя, а в учение Иисуса Христа я, действительно, не верю, так как сам Христос был и есть мученик, поэтому и вера его мученическая».
------------------------------------------
Валерий, Вы ошибаетесь по незнанию жизни, так как вся жизнь людей повествует о самопожертвовании человеком ради спасения другого или других. Так человек не думая о своей опасности бросается на дорогу ради спасения ребёнка, спасатели часто погибают, чтобы спасти людей, мой отец погиб на войне не из-за МАЗОХИЗМа. Так поступил и Христос, чтобы спасти людей.
1)Как я понял, Вы признаёте существование Бога, но кто Ваш Бог (если не секрет)интересно?
2)О жертвоприношении Авраама Вам пока ещё трудно судить (да и верующие многие это понимают неправильно), но на всякий случай прочитайте об этом здесь: "Жертвоприношение Авраама подвиг или преступление?" http://www.proza.ru/2016/03/14/2237

Геннадий Гумилевский   22.12.2018 21:04     Заявить о нарушении