Ванилин

Моя бабушка любила вкусно готовить.  По моему, на тот момент, детскому мнению, ей особенно удавалось печь пироги и делать разные рулеты или штрудели.  Почти каждую неделю баловала она нас и удивляла очередным шедевром с причудливой начинкой: печень, тёмное или белое куриное мясо, молотая или мелко резанная говядина, паштет, рыба, манная, гречневая или пшеничная каши; но больше всего я любил сладкие начинки: яблоки, груши, сливы, абрикосы, крыжовник.

Бывало, посылала меня бабуля за мукой или сахаром.  Тогда я деловито шёл в магазин и пафосно расплачивался с продавщицей мелочью, как это делали незнакомые мне дядьки за грязно-синеватую пачку папирос «Беломорканал».  Куриные яйца покупать мне не доверяли, знали что я их точно все разобью по дороге домой.

Когда бабушка была занята шитьём одежды, она покупала готовое тесто.  Отщипнув кусочек, долго катала его пальцами, а потом клала себе в рот; смакуя, прислушивалась к его вкусу, хотя сама же мне запрещала есть сырое тесто.

Во время процесса выпечки бабуля повязывала себе голову зимним шарфом или одевала шерстяной платок, хотя на кухне было жарко, как в бане.  Пот стекал по её лбу застилая очки,  затуманивая и без того не такой уж ясный взор, а также темным пятном выступал на спине старого ветхого халата.

                * * *

На какой-то стадии приготовления бабушка добавляла щепотку чего-то волшебного.  Вещество действовало на меня просто магически.  Где бы я ни находился, меня тянуло домой, хотя загнать с гулянки меня было всегда проблематично.  Запах этого вещества я чуял на улице даже в двух квартала от дома.  У меня непременно разыгрывался аппетит, хотя обычно родителям еду приходилось насильно запихивать мне в рот.

                * * *

Немного повзрослев, я стал соображать, что можно же узнать что за порошок даёт такой эффект, и насладиться им отдельно от пирога, так сказать в чистом виде.

Как-то я засёк, на какой полке бабушка прячет волшебный пакетик.  Карауля в течение, наверное, недели, я улучил момент, когда бабушка отлучилась надолго из кухни (пошла в магазин).  Подвинул её любимую, шаткую, перекошенную, покрашенную зелёной краской деревянную табуретку к кухонному шкафу, залез, и начал шарить руками по широкой длинной полке.

Читал я тогда плохо, да и не хотел тратить ни секунды на эту ерунду, сразу отдался госпоже Случайность.  Сильные запахи спиртовых настоек эвкалипта, валерьянки, карвалола, пертусина сбивали с пути. Ароматы йода и хозяйственного мыла отпугивали своей резкостью.

Проверив все стеклянные баночки и пузырьки, испачкавшись марганцовкой, которая оставляла пугающие алые разводы на потной от переживаний коже, перемазав пальцы зелёнкой, я начал обследовать содержимое большой картонной коробки с бумажными пакетиками.

Накрошив на пол сухих лавровых листьев, испачкав нос свинцовым суриком паприки, вдохнув сначала чёрного, а затем красного молотого перца, со слезами на глазах я, наконец, раскопал ма-а-аленький пакетик, который издавал тот томительный и желанный запах.

Насколько можно аккуратно это сделать трясущимися руками, я развернул его и обомлел — драгоценно вещества осталось две-три щепотки!  Понимая, что — конец, «все запасы на исходе» и это мой первый и, наверное, последний шанс вкусить … , я приник к пакетику, и с жадностью влюблённого при первом поцелуе, втянул содержимое ртом и носом, без остатка, даже пыль …

Вкус синтетического порошка-концентрата дошёл до меня не сразу, потому-что я внушал себе чувствовать что-то приторно-сладкое, сказочное, как минимум, в десять раз лучше мороженного с шоколадом или какого-нибудь пирожного с кремом.

Но всем романтическим заблуждениям, к сожалению, суждено когда-либо рассеиваться.  Пришедшая реальность ударила меня жуткой вяжущей горечью до рвоты.  В носу щипало.

Раздражённая химией слизистая вызвала град слёз.  Они сами собой лились из глаз, не как обычно от боли или обиды.  Мне захотелось чихнуть, и я начал терять равновесие на табуретке, но догадался спрыгнуть с неё.

Чтобы смочь выплюнуть изо рта эту гадость и умыться, нужно было терпеть и потратить время — переставить табурет к раковине так как до барашков крана, открывающих воду, я ещё не доставал.

Щупая и ворочая левой рукой попеременно то горячую то холодную ручки, смачно сплёвывая, правой я в прострации шарил по ванной полочке в поисках какого-либо средства, что могло помочь.

Мыло, крем для лица, пудра, шампунь и тройной одеколон оказались плохими помощниками, тоже горькими на вкус и вызывающими слёзы.  Как ни странно помог мне тогда белый зубной порошок, в круглой картонной баночке.  Он своим мятным вкусом успокоил жжение во рту, остановил слёзы и приятно холодил горевшие от стыда щёки.

                ноябрь 2018 г.


Рецензии
Привет! Мы одними дорогами шли во взрослость)))) Я на высоте трех метров похитила из встроенного шкафа ваниль и разбила банку от неожиданного разочарования. Так вкусно пахнуть и быть таким горьким это просто подлость))))))))))

Даилда Летодиани   22.12.2018 22:20     Заявить о нарушении
Дая, рад что мой рассказик пришёлся тебе по душе!
А также, я поражён совпадению случаев и сделанных выводов:
"Не всё то золото, что блестит" (с)
)))))))))))))))))))

Коля Полкин   22.12.2018 22:27   Заявить о нарушении