Преодоление себя

Осознано или неосознанно, но всю жизнь с самого раннего детства мне приходилось ломать себя. Думаю, что каждому человеку приходится это делать, только не каждый замечает это действие как принудительное, и не каждый человек задумывается над тем, как называть его.
Если я выражу эту принудительную меру словом «принуждать» себя, то оно будет слишком мягким для этого чувства, а если скажу насиловать или наступать себе на горло, то оно будет звучать слишком грубо. Пожалуй, слово «ломать» более приемлемо к преодолению себя.
Ломать себя в преодолении страхов, когда в детстве ты остаёшься один дома; ломать себя, в преодолении желания завладеть какой-то уж очень понравившейся тебе вещицей!..
Да мало ли, каких примеров можно привести в этом объемлющем словосочетании «ломать себя»!

Помню, как я впервые осознано столкнулся с преодолением себя в обращении к родному отцу, чтобы называть его папой.
Когда-то задолго до моего рождения мой отец отсидел в тюрьме за спекуляцию, при советской власти коммерция не приветствовалась законом и всякие поползновения к наживе, назывались одним словом: спекуляция. Вот за эту самую спекуляцию мой отец и попал в тюрьму. Его тётя везла мешок калош из Ельца, чтобы перепродать здесь на Донбассе, по выгодной для себя цене, а отец сопровождал её в этой поездке. Моя мать в то время была беременна первенцем, моим старшим братом, поэтому тётя моего будущего отца  сказала:
-Если нас поймают с товаром, то возьми на себя этот мешок, с тобой ничего не будет, потому что у тебя жена беременная, а меня обязательно посадят.
Так и случилось: их при проверке вагонов поймали, отец взял на себя тот калошный груз, его осудили и посадили в тюрьму на год или два – не знаю. Срок он отсидел, но клеймо сидевшего в тюрьме осталось и, когда за какую-то подобную провинность отец снова попал в тюрьму, мне было около шести лет. Когда же отец вернулся, я уже успел отвыкнуть от него.
Потом, пошла полоса привыкания сына к отцу: я не называл его иначе как «Эй, ты».
-Эй, ты, а как это называется?
-Эй, ты, а что там делают в тюрьме? Сидят и всё?
Отец делал вид, что всё в порядке, но мать заметила быстро, что сын никак не обращается к своему отцу, и более того, называет его «эй, ты».
Они решили не давить на ребёнка, но ребёнок, в свою очередь и не думал называть «эйты» папой. Тогда мать пошла на уловки, ставящие меня в условия называть отца папой.

Пошли мы как-то в кино втроём: я, мать и «эйты»;  люди мороженное едят, я тоже хочу и говорю об этом матери. Она мне отвечает:
-Ты у папы попроси. Скажи: «Папа, купи мне мороженое» и он купит.
Я набрался духа:
-П-пап, купи мне мороженое...
Отец от радости купил нам всем по мороженому «Каштан», а по тем временам это было самое дорогое мороженое – 28 копеек, дороже булки белого хлеба!

С тех пор я начал отца называть папой, а когда повзрослел немного, то называл его «батяня» уже не ломая себя, но по любви к отцу.

Декабрь, 2018 г.


Рецензии