Истребительная эскадрилья особого назначения

Истребительная эскадрилья особого назначения
Соглашение Тегеранской конференции о поддержке Народно-освободительной армии и партизанских отрядов Югославии (далее – НОАЮ) открыло возможность оказания широкой помощи СССР народно-освободительному движению в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов против оккупантов.
С июля 1944 года переброска советской военной помощи для НОАЮ  велась как силами авиации дальнего действия с территории СССР, так и по договоренности с Великобританией и США, самолётами специально созданной Авиационной группы особого назначения  из состава 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ с советской базы снабжения на военно-воздушной базе Союзников в Палезе (около Бари, Италия). Авиационная группа особого назначения оперативно подчинялась начальнику Советской военной миссии при Верховном штабе НОАЮ.
Под руководством Героя Советского Союза полковника Шелкунова Василия Ивановича, 1910, в мае 1944 года была создана оперативная группа – Истребительная эскадрилья особого назначения во главе с майором Овчаренко Иваном Ивановичем, 1914, укомплектованная фронтовыми летчиками истребительных частей, имеющими боевой опыт.
С начала августа 1944   начались тренировочные полеты летчиков на самолетах ЯК-7ДД на высоте 7-8 тысяч метров на расстояние 1000-1200 километров.
25 августа 1944 года авиаэскадрилья в составе 12 ЯК-7ДД совершила перелет по маршруту Москва-Бельцы - Бари (Италия), пройдя половину пути из 2500 километров, над вражеской территорией на высоте 7000- 9000 метров.
С 25 августа по 17 октября 1944 года Истребительная эскадрилья особого назначения совершила 130 боевых вылетов на прикрытие транспортных самолетов, на разведку с общим налетом 731 час 22 минуты. Из них боевой налет составил 258 часов 23 минуты. Продолжительность полетов достигала до 3 часов 20 минут с удаленностью до 500 километров над Адриатическим морем и лесисто – горной местностью Югославии. Встреч с воздушным противником не было по причине низкой активности вражеской авиации.
 Доставив грузы, транспортные самолеты перевозили в обратном направлении раненых бойцов НОАЮ для лечения в госпиталях союзников.
17 октября 1944 года миссия Истребительной эскадрильи особого назначения в Бари была завершена, и отличившиеся военнослужащие приказом Командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии маршала авиации Новикова А.А. от 09.11.1944 №074/н были награждены. В частности:
1. Командир эскадрильи майор Овчаренко Иван Иванович 1914, орденом Красное Знамя,
2. Летчик лейтенант Рочагов Петр Константинович 1921, орденом Красное Знамя,
3. Летчик мл. лейтенант Руденко Михаил Михайлович 1922, орденом Красное Знамя,
4. Старший летчик гвардии ст. лейтенант Сошников Иван Иванович 1923, орденом Красное Знамя,
5. Командир звена ст. лейтенант Сычев Иван Федорович 1923, орденом Красное Знамя,
6. Зам. командира АЭ капитан Шукин Виктор Александрович 1917, орденом Красное Знамя,
7. Летчик лейтенант Арсеньев Борис Васильевич 1921, орденом Красное Знамя,
8. Летчик лейтенант Бебин Александр Михайлович 1923, орденом Красное Знамя,
9. Старший летчик лейтенант Богданов Александр Ефимович 1919, орденом Красное Знамя,
10. Летчик мл. лейтенант Костин Дмитрий Дмитриевич 1921, орденом Красное Знамя,
11. Летчик лейтенант Малахов Иван Сергеевич 1916, орденом Красное Знамя,
12. Командир звена лейтенант Меркулов Валентин Борисович, 1921, орденом Красное Знамя,
13. Инженер АЭ Баннов Иван Егорович 1912, орденом Отечественная война II степени,            
14. Техник звена Глаголев Христофор Николаевич, 1914, орденом Отечественная война II степени,            
15. Техник звена техник -лейтенант Датиев Петр Ивонович, 1919, Отечественная война II степени,            
16. Нач. секретной части старшина Деревесников Василий Алексеевич, 1912, орденом Красная Звезда,
17. Зав. делопроизводством старшина Елинов Александр Петрович, 1920, медаль За боевые заслуги
18. Начальник связи капитан Каплун Лейвик Менделевич, 1919, Отечественная война II степени,            
19. Нач. АХО ст. лейтенант инте службы Коверин Василий Михайлович 1910, орденом Красная Звезда,
20. Механик авиацион. лейтенант Колдомов Григорий Егорович 1917, Отечественная война II степени,            
21. Завскладом АЭ ст. сержант Кондратенко Пётр Иванович 1922, орденом Красная Звезда,
22. Ст. метеоролог ст. лейтенант Харчиков Николай Афанасьевич 1918, орденом Красная Звезда,
23. Техник по ГСМ, Ст. техник-лейтенант Таболин Петр Александрович 1915, медаль За боев. заслуги.
24. Начальник штаба капитан Воронов Михаил Иванович 1922, орденом Красная Звезда,
659-й истребительный авиационный Галацкий Краснознамённый ордена Кутузова полк (далее-659 ИАП) 288-ой Павлоградско-Венской Краснознамённой ордена Суворова II степени истребительной авиационной дивизии (далее-288 ИАД)  Юго-Западного фронта принимает участие в  Будапештской наступательной операции (29 октября 1944года — 13 февраля 1945 года). 
12 декабря, для повышения боевых возможностей полка его усиливают эскадрильей особого назначения (11 истребителей ЯК-7Д) под руководством майора Овчаренко И.И.. По прибытии в полк майора Овчаренко И.И. назначают на должность заместителя командира полка по личному составу. Капитана Шукина В.А. определяют командиром авиационной эскадрильи полка. По прибытии в 288 ИАП гвардии ст. лейтенант Сошников И.И., был назначен на должность командира авиационного звена 897 ИАП.
  Лейтенант Малахов И.С. не вошел в список имен одиннадцати летчиков, прибывших в 659 ИАП.

Владимир Трушин


Рецензии