Поэзия Гражданской войны

    25 октября 1922 года войска Народной революционной армии вошли во Владивосток. Исход изнурительной Гражданской войны завершился полной победой красных и установлением советской власти на территории всей России. Война принесла немыслимые страдания народу: десять с половиной миллионов человек погибло, два миллиона – покинуло родину, полмиллиона детей – осиротело, огромное, неподдающееся оценке число людей потеряло здоровье. Истерзанная страна лежала в руинах, но вот, что парадоксально, в аду Гражданской войны родилась яркая, самобытная, мощнейшая литература.
    Особенно заметным явлением стала поэзия. Стихи не требовали много времени для прочтения, короткой рифмой они поднимали на бой, били, ранили, согревали, исцеляли и давали отдохновение огрубевшим в хаосе брани душам. Поэзия становилась музыкой, шагала победным строем под звуки военных оркестров. И отступала сбившимся строем тоже под звуки музыки.
    Кто родился в СССР, безусловно, знаком с произведениями таких замечательных советских поэтов как Демьян Бедный, Владимир Маяковский, Эдуард Багрицкий, Михаил Светлов, Николай Асеев и многих, многих других современников переломных и трагических событий, пережитых ими и воспетых. Они поддержали революцию безоговорочно, а когда началась война, не колеблясь приняли сторону большевиков. Они не просто творили в духе времени. По заданию коммунистической партии или по собственному наитию они создавали новую, пролетарскую, партийную поэзию. Восприятие советскими поэтами постреволюционных перемен и даже самой братоубийственной войны жизнерадостно и позитивно. Взять, хотя бы, известный, написанный в 1918 году, «Левый марш (матросам)» Владимира Маяковского.

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше слово, товарищ маузер!
Довольно жить законом, данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним
Левой!
Левой! Левой!
……………………………………
Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем пялиться?
Крепи у мира на горле
Пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

    Четко усвоив ленинское напутствие «революцию не делают в белых перчатках», автор призывает матросов, в подавляющем большинстве своем это - агрессивная масса, к насилию над чуждыми классами.
    Другой пролетарский поэт в том же 1918 году пишет ставшее песней стихотворение «Проводы» («Как родная меня мать провожала...»). В нем он обращается к представителям самого массового класса – крестьянству, и его строки попадают точнехонько в цель. Как это удается поэту? Язык его поэзии необычайно народен, колоритен, доступен малограмотному человеку. А с другой стороны, автор настолько «растворен» в примитивно-простоватом образе, что его адресатами воспринимается по-свойски, как человек из рабоче-крестьянской среды. Вполне возможно, что до встречи с его творчеством, те и не задумывались, куда зовут левые и правые, не собирались идти на войну, покуда их туда не позвали проникнутые ненавистью к прежней жизни и верой в грядущую победу «Проводы» Демьяна Бедного.

С Красной Армией пойду
Я походом,
Смертный бой я поведу
С барским сбродом,
Что с попом, что с кулаком -
Вся беседа:
В брюхо толстое штыком
Мироеда!
Не сдаешься! Помирай,
Шут с тобою!
Будет нам милее рай,
Взятый с бою.
Не кровавый, пьяный рай
Мироедский, -
Русь родная, вольный край,
Край Советский!

    Пролетарская культура создала отвратительный по восприятию образ священника. В редком литературном произведении той поры отсутствует он, набросанный черными мазками, бумеранг в прошлое. Однако, священник не воюет с оружием в руках, противник красного бойца - белогвардеец. В подавляющем большинстве, отнюдь не отпрыск «голубых» кровей, а крестьянский сын. Как посредством стиха объяснить красноармейцу, что на расстоянии выстрела от него находится не брат и не сосед, равный по классовой принадлежности и вере, а враг?
    Пролетарским поэтам и это удалось! С мощью бурливого потока обрушились они на зажиточное крестьянство, вся вина которого состояла в том, что их трудом    и по;том создавались крепкие личные хозяйства. Журнал «Бедняк» призывал в 1919 году: «Бейте по кулакам и подкулачникам!» «Подкулачник» - потрясающая идейная находка, ведь под это определение можно подвести любого. О своих и чужих в охваченной войной крестьянской деревне написал революционер, автор комсомольского гимна «Молодая гвардия» и… человек, ставший прототипом поэта Бездомного в известном произведении Михаила Булгакова. Вот как эта тема прозвучала в поэме Александра Безыменского «Комсомолия». 

Я с лекции «О белом гаде»,
Я не весною увлечен,
И вдруг кричу: Бери винтовку!
Всю землю надо на ремонт!
…………………………………..
Заря ли, кровь ли...
Пусть кровавятся кровли изб!
Гей, комсомолец, крепись!
Все, что тянет к былому назад,
Разобьется, отпрянет, развеется.
Помни, помни голодный взгляд
Рабочего и красноармейца!
Все, кто в холоде, тифе, войне,
Послан миром за хлебом и миром,
Тут же избы кулачьи вдвойне
Заплывают пшеничным жиром.
Это грозный урок, а не мщенье,
Тем, кто ловит нас неводом лжи,
Тем, кто лег собакой на сене
На зарытых облатках ржи.

    В пролетарской поэзии нет места страданиям, упадническим настроениям, нет вопросов «зачем» и «почему»? Большие и маленькие победы на полях сражений читаются синонимами безграничной радости, а вместо горечи поражений звучит ожидание часа возмездия. Это особенно ярко проявилось в стихотворении Николая Асеева «Марш Буденного».

Не затеваем бой мы,
но, помня Перекоп,
всегда храним обоймы
для белых черепов.
Пусть уздечки звякают
памятью о нем, -
так растопчем всякую
гадину конем.
Никто пути пройденного
назад не отберет,
конная Буденного,
армия - вперед!

    Стихотворение Эдуарда Багрицкого «Нас водила молодость» написано спустя десятилетие после окончания войны. Оно проникнуто тем же настроением безусловности возмездия, но, как у всякого значительного произведения, его идея гораздо масштабнее. В ней сочетаются торжество всеобщей справедливости, силы духа и романтики огненной поры. Хотя, если посмотреть более пристрастным взглядом, неизбежно упираешься в вопрос: «Что делала молодость на кронштадтском льду, из соображений справедливости стреляла по безоружным соотечественникам?»

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом, —
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.

    Ему не было и шестнадцати, когда он добровольцем записался в Красную армию. Непосредственный участник Гражданской войны, романтик и мечтатель, он принес на страницы своих произведений полный оптимизма юношеский лучезарный взгляд. Некоторые из его стихов стали песнями. В стихотворении под названием «Песня» Михаил Светлов передал мечту всех пролетарских поэтов о мировой революции.

Шумит над Китаем
Косая гроза,
Я вижу сквозь жерла
Косые глаза.
Я вижу, я вижу:
По желтой стране
Китайский Котовский
Летит на коне.
Вельможная Польша
Не сдержит напор,
Стоит на коленях
Варшавский собор.
Шумит над Парижем
Потоком камней
Последняя паперть
Взметенных церквей.
Земля не устанет
Знамена носить...
Веселая песня,
Военная прыть!

    О поэзии с другой стороны огня, такой же талантливой и качественной, как и советская, подавляющему большинству россиян стало известно после перестройки. Изумленные читатели по-новому открывали для себя Марину Цветаеву. Оказалось, известная поэтесса - это не только «вчера еще в глаза глядел, а нынче все косишься в сторону», а в значительно большей степени - «Белый стан».

Белая гвардия - путь твой высок.
Черному дулу - грудь и висок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая.
……………………………………………….
Волны и молодость - вне закона!
Тронулся Дон. - Погибаем. - Тонем.
Ветру веков доверяем снесть
Внукам - лихую весть:
Да! Проломилась донская глыба!
Белая гвардия - да! - погибла.
Но покидая детей и жен,
Но уходя на Дон,
Белою стаей летя на плаху,
Мы за одно умирали: хаты!
Перекрестясь на последний храм,
Белогвардейская рать - векам.

    Взгляд поэтессы из 1918 года идеализирован, но, вместе с тем, далек от поверхностного суждения. В каждой строчке ее стихов - не простой пересказ событий, очевидицей которых она является, в них - боль за судьбы людей, за веру православную, за будущее России.
    Отечество и Вера, имя Господне - святыни, ради которых готовы жертвовать жизнями участники Белого дела, неизменно присутствуют в их стихах. Что еще принципиально отличает поэзию белогвардейскую от пролетарской, нет в ней такой агрессии, нет подавляющей классовой ненависти. Зато неизменно присутствует попытка осмыслить события и остающийся без ответа вопрос: «Почему это с нами случилось?» Об этом «Товарищ» участника Гражданской войны Ивана Савина.

С тобой, мой враг, под кличкою «товарищ»,
Встречались мы, наверное, не раз.
Меня Господь спасал среди пожарищ,
Да и тебя Господь не там ли спас?
Обоих нас блюла рука Господня,
Когда, почуяв смертную тоску,
Я, весь в крови, ронял из рук поводья,
А ты, в крови, склонялся на луку.
Тогда с тобой мы что-то проглядели,
Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:
Не для того ль мы оба уцелели,
Чтоб вместе за отчизну умереть?

    Совсем иначе звучит мотив гражданского противостояния в произведениях другого автора. Эти строки наполнены сарказмом, при этом точны и беспощадны. В стихотворении «Осенью (сгон на революцию)» Зинаиды Гиппиус суть свободы по-большевистски показана, как абсолютное зло, за которое уже заплачено огромной кровью (стихотворение написано в октябре 1919 года) и еще предстоит заплатить не меньшую цену.

На баррикады! На баррикады!
Сгоняй из дальних, из ближних мест...
Замкни облавой, сгруди, как стадо,
Кто удирает - тому арест.
Строжайший отдан приказ народу,
Такой, чтоб пикнуть никто не смел.
Все за лопаты! Все за свободу!
А кто упрется - тому расстрел.
И все: старуха, дитя, рабочий -
Чтоб пели Интернационал.
Чтоб пели, роя, а кто не хочет
И роет молча - того в канал!

    Другим настроением проникнуто стихотворение участника Гражданской войны Сергея Бехтеева «Двуглавый орел». Явившееся на свет в 1922 году, когда исход войны уже был предрешен, оно прославляет подвиг русского оружия и доставшиеся от прадедов традиционные ценности. У покидающих страну «нет уж Отечества и нет больше веры», но они живут в строках автора. Более того, присутствует пророчество, что двуглавый орел и триколор Белого движения когда-нибудь возвратятся в Россию!

На бой последний, бой кровавый,
За честь и счастье всех племен,
Зовет бойцов Орел Двуглавый
Под сени Царственных знамен.
…………………………………………….
Воспрянь, ликуй, душа героя!
Пришла пора скорбей и зол,
Тебя зовет на праздник боя
Наш старый, Царственный Орел.
Вперед! Победными стопами,
Молитву жаркую творя,
Вперед, с заветными словами -
"За Русь, за Веру, за Царя!"
Уж близок день, не за горами
Давно желанная пора:
И грозно грянет над войсками
Родное русское "ура!"

    Еще об одной особенности несоветской, непролетарской поэзии тех лихолетий, стоит непременно сказать. Есть в ней объединяющий мотив. Он вырывается наружу, зычным голосом кричит о неестественности противостояния между красными и белыми, ибо они - суть одной крови, одного народа. Так он звучит в строках Цветаевой:

Все рядком лежат -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белый стал:
Смерть побелила.
    Но, максимально мощно, по-философски выверено этот мотив читается в стихотворении «Гражданская война» Максимилиана Волошина, которым поэтическую подборку и хочется завершить.

Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле...
В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Pазмыкать и продать врагам.
………………………………………….
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.


Рецензии
Добрый день, Елена!

Заметил неточность - "Товарищ" - это у Н.Н. Туроверова.

У И. Савина -

...И старый прапорщик во френче рваном,
С чернильной звездочкой на сломанном плече
Вдруг начал петь — и эти бредовые
Мольбы бросал свинцовой брызжущей струе:
Всех убиенных помяни, Россия,
Егда приидеши во царствие Твое...

С уважением и наилучшими пожеланиями - Н. С.

Николай Судзиловский   26.07.2021 04:51     Заявить о нарушении
Добрый день, Николай!
Возможно, вы правы. Дело в том, что в инете я видела это стихотворение в подборках и Н. Туроверова и И. Савина. Сборники авторов вживую мне на глаза не попадались, а публикации журналов "Москва","Казаки",и т.д., уделяющие достаточно много внимания творчеству Туроверова, его также обошли стороной, и я, именно оттолкнувшись от стиля приведенного вами стих-я, решила, что "товарищ" принадлежит авторству Савина.
Спасибо за замечание, обращусь к первоисточникам и исправлю ошибку.
С уважением,

Елена Язовских   02.08.2021 02:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.