Чернослив

 
     Напротив землянки, где жила семья, плотники клали новый сруб. Дом быстро принимал жилые очертания. Уже видно, где будут окна, двери, печь. Внутри появилась перегородка. Одновременно из тонких бревен плотники сделали небольшой сарай для кур, коз и другой живности.
    Утром к дому подвезли телегу речного песка и глины, и печник стал ладить топки, духовки, дверцы.
    Лена обрадовалась чистому песочку, из которого можно «построить» почти такой же дом, как возвели плотники и, ко всему прочему, обставить его утварью: детской кроваткой, скамейкой, а импровизированный столик украсить цветком ромашки и выло-жить на него маленькие пирожки, обсыпанные семенами дикого укропа.
— Неплохо, неплохо… Вижу, ты свой дом уже обставила, — услышала девочка приветливый голос. Это председатель Райисполкома Николай Васильевич Козырев делал очередной обход новостроек. — Пойдем со мной в дом, посмотрим, как идут дела у плотников, проверим их работу.
— Здравствуйте, товарищи-строители. Вот, привел к вам будущую хозяйку дома. Давайте вместе обсудим, что, кроме печки, необходимо еще сделать, чтобы семья могла жить нормально. Как ты думаешь, Лена, две кровати, стол, скамейка — будет достаточно?
—Нет. Еще нужно две табуретки, полочка в углу для белья и несколько гвоздиков у двери, чтобы повесить одежду, — сказала Лена.
— Парни, вы слышали?— с улыбкой сказал Николай Васильевич. Шутливо с ребенком, но вполне серьезно с рабочими, председатель быстро дал задание собрать из досок необходимую «мебель» и напомнил бригаде, что осталась неделя для приемки работ.
— Ну, Лена, готовься переезжать в новый дом, — и, попрощавшись с девочкой за руку, Николай Васильевич отправился на другой строительный объект.
      У самой Лены работы тоже прибавилось. Теперь она ходила вокруг нового дома и осматривала каждый метр земли, выметала голичком каждую впадинку. Привычка чистоты и порядка — наследие лагерной жизни, где с заключенных спрашивали за каждый лист, принесенный ветром. Кору и щепки, как ценное топливо, девочка аккуратно складывала в хозяйственный сарай.
      Через неделю мама перенесла из землянки нехитрый скарб в левую половину нового дома. На работе ей подарили новое ведро и маленькую кадочку для грибов. Анна достала из чемодана бязь, которую получила в качестве гуманитарной помощи, отрезала от нее три равных куска и, наживив их на нитку, закрыла окна «занавесками». А Лена нарвала васильков и поставила их в водичку на стол. В комнате стало светло и уютно. Свежевыструганные бревна приятно пахли свежестью и смолой.
   Утром, убирая территорию, Лена увидела на второй половине дома настежь открытое окно. На подоконнике сидела девочка с книгой — значит, в дом въехала еще одна семья…
— Тебя как зовут? — спросила Лена
. — Ида.
— Я тоже живу в этом доме, только с другой стороны, — сказала Лена. — Давай с тобой дружить?
— Нет. Мама не разрешает мне выбирать друзей.
Казалось, Лена споткнулась о что-то невидимое, но спустя несколько секунд она задала новый вопрос:
— А книгу можно посмотреть?
  Девочка кивнула.
 Лена обошла дом и открыла дверь к соседям.
  Ида была гораздо старше, чем показалась с улицы. Книга уже лежала на столе, большая, красивая, в ярких завитушках.
— Книга на польском языке, и ты сможешь посмотреть только картинки, — пояснила хозяйка.
  Лена осторожно перелистывала книгу, любуясь зубчатым видом зданий и красочным ландшафтом на картинках. Ида тем временем села напротив и поставила перед собой большую кастрюлю, из которой доставала ложкой крупные черные ягоды и клала в рот.
   В комнате стоял приятный кисло-сладкий запах. Ида, причмокивая от удовольствия, отправляла в рот ягоду за ягодой и, не обращая внимания на Лену, выплевывала на стол косточки. От запаха и чавканья у Лены потекли слюнки и заурчало в желудке.
   Лена не находила объяснений тому, что происходит, но вместе с тем хорошо понимала, что происходит что-то некрасивое. Она сама и ее друзья, почти всегда голодные, никогда не испытывали чувства жадности и умели делиться даже крохами пищи.
Девочка слезла со стула, закрыла книгу и тихо вышла.
 Вечером Лена спросила у мамы, кто их новые соседи.
— Семья землемеров, поляки. А ты что, уже познакомилась?
— Да, — и Лена рассказала маме о несостоявшейся дружбе, о необычной книге, о черных ягодах, об отсутствии вежливости в поведении соседки. Она спросила, знает ли мама, какие ягоды ела Ида, где они растут и почему у них такой необычный запах.
— Из твоего рассказа следует, что новая знакомая — эгоистичная девочка, и в кастрюле, из которой она ела, был компот из чернослива. Постарайся забыть эту историю, — посоветовала мама. — У тебя есть настоящие друзья, а книги, которые тебе дает в библиотеке Аделя Давыдовна, не менее интересны, чем та, что ты видела у девочки. На остальные вопросы я отвечу тебе в следующий раз.
— Когда?
— Очень скоро мне предстоит поездка в Псков. Там я обязательно куплю немного чернослива и сварю вам с Колей компот. Ты попробуешь эти ягоды, и тогда мы поговорим о них более подробно. А сейчас давай спать.
    Но дочери оказалось недостаточно этих объяснений. Ей не давал покоя вопрос неизбежных встреч с Идой.
— Мама, мы же будем встречаться почти каждый день. Как я должна вести себя?
—Люди, которые встречаются ежедневно, необязательно должны дружить. Но они обязательно должны здороваться друг с другом,—сказала мама.— Ты все поняла? Теперь закрывай глазки.
            https://e-shirokova.ru/


Рецензии
Тяжёлые времена были.Но люди выживали все вместе,помогая друг другу.
С уважением,

Лавров Виктор   11.12.2019 18:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.