Рукодельница

 
     Лена тихо переживала потерю куклы Лады. Без нее в доме стало пусто и грустно. И тогда она решила сама сшить куклу. Ведь шила же тряпичную куклу Ремка. И она тоже сможет!
      Лена сбегала к бабушке Айно за толстой иголкой и суровыми нитками; пересмотрела старенькое белье в надежде найти хоть что-то напоминающее по цвету тело куклы; обследовала сарай и слазила на чердак в поисках пакли, из которой можно сделать косы. Но кроме иголки с нитками найти ничего не удалось.
      Из чего же можно сделать куклу? Ответа на этот вопрос пока не было.
       Чтобы отвлечься от назойливых мыслей, Лена занялась повседневными делами: налила в ведро воды и стала стирать носочки. Вот тут-то ей и попались на глаза светлые мамины чулки с маленькой дырочкой на стопе. В том, что мама заштопает дырочку и будет носить чулки, сомневаться не приходилось.
       А зачем маме штопать чулки? Вот придет Колька из леса и можно будет договориться с ним — купить маме новые чулки из тех денег, которые они тайно копят на зимние шаровары, собирая для этого клюкву и металл. Коле, наверное, тоже будет приятно сделать маме подарок…
      Но в таком случае старые чулки маме не нужны, и она может их использовать. Если набить чулок песком и сухой травкой и перевязать в двух местах, то получится головка и тельце…
     Лена не стала дожидаться брата; она бросила стирку и схватила ножницы. Мгновение — и от чулка отрезан следок и нижняя узкая часть.
     Девочка зашила разрез с одной стороны и с готовым мешочком побежала на Желчу, где можно было набрать чистенький песочек. Скоро девочка вертела в руках, как ей казалось, теплое тельце будущей куклы.
     С радостным настроением Лена шла по тропинке к типографии, надеясь, что там ей помогут нарисовать кукле лицо.
     Лида, технический редактор газеты «Новый Быт», была одна и подбирала фото к будущим колонкам текста.
     Молодая белокурая девушка знала страсть девочки к рисункам, шрифту, типографской краске, и ее приход не вызвал удивления.
— Лида, нарисуйте, пожалуйста, моей кукле глазки, — и Лена робко протянула светлый тряпичный комочек.
     Лида понимающе улыбнулась, и оттого ее красивое нежное лицо стало еще прекрасней. Она положила будущую куклу на ладонь и быстрыми движениями цветных карандашей преобразила ее облик. У куклы появились большие глаза, великолепные ресницы, маленький носик и алые губки…
      Лена была переполнена восторгом, о чем свидетельствовали широкая улыбка и приоткрытый рот. Лицо ее куклы стало очень похоже на лицо красавицы Лиды.
— Вот, нравится?
      Лена кивнула, поблагодарила Лиду и, не отрывая взгляда от куклы, медленно пошла домой.
      Нет, этой кукле не подойдут косы! Нужны белокурые вьющиеся, как у Лиды, волосы. И куклу она тоже назовет Лидой.
Но где взять белокурые волосы? Девочка замедлила шаги, а потом решительно изменила направление. Она шла к старенькой пряхе — бабушке Марфе.
     Бабушка жила одна. Никто из ее мужчин не вернулся с войны. Но пока весточки о гибели не было, женщина продолжала терпеливо ждать и с утра до вечера чесала кипы овечьей шерсти и сидела за прялкой. Нити, которые она сучила на веретено, а затем перематывала в большие светлые клубки пряжи, расходились среди рукодельниц поселка на носки, перчатки и свитера, отправляемые на фронт.
— Бабушка, я принесу вам водички, — сказала Лена и взяла со скамьи бидончик.
— Принеси, милая, мы с тобой чайку попьем.
Чтобы достать водички, пришлось постучать в окошечко дома, где жил Роман, и позвать его крутить колодезный журавлик. Когда бидончик с водичкой встал на место, помощница поинтересовалась:
— Бабушка, а дров нужно принести?
— Нет, милая, я сегодня топить не буду.
Марфа уже поставила на стол две кружки и вынула из печи морковный чай и мисочку с овсяным киселем.
— Вот мы с тобой сейчас и покушаем. Одной-то мне не хочется. Когда Лена съела кисель и выпила чай, она достала из-за пазухи свое тряпичное сокровище.
— Бабушка, моя кукла совсем лысая. Не могли бы вы дать немного пушистой шерсти, чтобы сделать ей волосы?
      Улыбка разгладила бабушкины морщинки. Она подошла к прялке и выдернула из белого кокона нежную паутинку.
— Хватит?
     Лена благодарно кивнула и метнулась домой. Теперь у ее куклы будут белокурые волосы!
      Перевязав пушистую шерсть пополам, девочка продела концы ниток в иголку и пришила «волосы» к голове куклы, которая с каждым стежком становилась все краше.
     Критически осмотрев свою работу, рукодельница обнаружила, что у куклы нет рук, ног и платья…
      Но главное — все-таки платье; оно может срыть отсутствие ног. С руками вопрос решился быстро: скатав из остатков чулка валик, девочка пришила его к спине куклы.
Наступил последний этап работы. Девочка открыла чемодан, где мама хранила остатки бязи.
    Зачем маме эти обрезки? Она ведь сшила занавески на окна…
Но тут Лена вспомнила, что мама хотела сшить еще и наволочку.
     Маленькая портниха приложила кусок бязи к подушке и пришла к выводу, что оставшейся ткани будет вполне достаточно и на наволочку, которую, чтобы порадовать маму, она тоже сошьет сама, и на платье для куклы. Без колебаний, девочка отрезала полоску бязи, а оставшуюся ткань убрала в чемодан.
      Белый лоскут снова подвергся делению и вырезанию проемов для головы и рук куклы.
      Девчушка зрительно помнила, как женщины шили кисеты для солдат, украшая их крупной петелькой и узелками ниток. То же самое она решила сделать с платьем куклы.
     Скоро от выреза горловины вниз протянулись две узорные дорожки из крупных петель, которые разбегались в разные стороны. Низ платья украсили крупные узелки. На кудряшках Лиды появился большой белый бант. Нарядная кукла заняла место на полочке в простенке, где раньше стояла фарфоровая Лада.
      Коля явился домой усталый, но довольный. Ему удалось собрать в лесу килограммов пять алюминиевых деталей с разбитого самолета. По его расчетам, он заработал рублей двадцать.
     Лена уже сварила картошечку и разрезала пополам большой свежий огурчик. Ужиная с братиком, она обсуждала покупку маме новых чулок и поход за клюквой. Коля молча слушал сестренку и охотно с ней соглашался. Его клонило в сон, но, пересилив себя, мальчик пошел на Желчу искупаться.
    Анна пришла с работы, когда дети уже спали. Куклу заметила сразу и внимательно ее осмотрела. Она догадалась, откуда у куклы белое платье и что искать чулки бесполезно.
Чулки было жалко. Вся зарплата распланирована на месяц вперед, и покупка новых чулок не предусматривалась. Но журить дочь Анна не стала. Кукла Лида того стоила.

             https://e-shirokova.ru/


Рецензии
Творческий талант девочки замечали все взрослые и из симпатии помогали.С уважением.

Семяшкин Григорий   05.04.2021 19:17     Заявить о нарушении
Григорий, спасибо за понимание и поддержку,

Лена Широкова   05.04.2021 23:01   Заявить о нарушении