Судьба Трансполярной магистрали после Сталина

Прекращение строительства Трансполярной магистрали

Уже 25 марта 1953 года было принято специальное Постановление Совета министров СССР об остановке строительства и консервации Трансполярной магистрали.

Что же представляла собой эта магистраль?

По окончании Второй мировой войны в условиях нарастающей военной угрозы со стороны США высшее военно-политическое руководство нашего государства приняло решение построить в Игарке на Енисее военно-морскую базу. К Игарке планировалось проложить железную дорогу, с тем чтобы связать центральные регионы страны с Енисеем. Дорога должна была пройти от предуральской станции Чум на Салехард, далее на Ермаково и Игарку. В перспективе строительство могло продолжиться от Игарки до Дудинки. От Дудинки до Норильска железная дорога уже была.

Строительство началось в 1947 году. На нём было задействовано более 80 тысяч человек, примерно треть из них — спецконтингент, остальные — вольнонаёмные. Работа велась в тяжёлых условиях, однако за пять лет дорога практически была построена. Было установлено телеграфное сообщение между северными территориями страны и Москвой. Ходили поезда, только на небольшом участке между Пуром и Новым Уренгоем дорога не была ещё сдана в эксплуатацию.

После смерти Сталина было принято решение дорогу законсервировать. Но когда произвели расчёты, оказалось, что консервация дороги будет стоить примерно столько же, сколько уже затрачено, и тогда дорогу просто забросили. Мы потеряли миллиарды рублей и надежды на быстрое и эффективное освоение Севера.

Уже в 1970-е годы для строительства Надыма и Нового Уренгоя приходилось вертолётами забрасывать и работников, и домики для проживания вахтовиков. Потом завозить бетонные плиты, делать взлётно-посадочные полосы для самолётов, а затем уже на самолётах привозить детали домостроительного комбината, собирать этот комбинат, потом на месте отливать бетонные плиты, строить дома и т.д. Соответственно, объекты в этих городах нефтяников обходились нам в десятки миллиардов золотых рублей. А если бы действовала Трансполярная магистраль, мы могли бы получить всё это с гораздо меньшими затратами.

Дорога была заброшена, но тема эта не забыта. О необходимости восстановления Трансполярной магистрали заговорили в начале 2000-х годов. В 2003 году даже было анонсировано возобновление строительства, однако затем оно было перенесено на десять лет, на 2013 год.

В 2018 году во время предвыборной кампании В.В. Путина к этой теме вернулись и заявили, что дорога в любом случае будет построена: мы обретаем суверенитет, страна восстанавливается, экономика растёт, и Трансполярная дорога нам нужна, несмотря на то, что и сегодня, по прошествии семидесяти лет, перспективы строительства этой дороги пугают наших западных «партнёров».


Рецензии
Меня все это тоже волнует.

Григорий Аванесов   25.12.2018 13:35     Заявить о нарушении

Стоит ли печалиться?!
Технологические достижения и изменение политических целей часто приводят к подобным ситуациям. Сталинский план преобразования природы заменили кукурузой. В 1972 и 1975 годах были великие засухи, и был принят проект поворота северных рек для орошения Юга. Но вскоре пошли дожди и под истерику «экологов» тему закрыли.
В 1969году люди были(если были)на Луне. А затем ТЕХНОЛОГИИ БЫЛИ УТЕРЯНЫ. Также и проект «Буран».
Великобритания оказалась единственной страной в мире, где телефонную будку успели поставить на каждом пустыре. А затем появилась сотовая связь. Лучше бы они не спешили как с метро в 1863 году, где вагоны тянули лошади!
Затопление морской водой пустыни Сахара, мосты через Гибралтар и Берингов пролив, гигантские электростанции в низовьях Оби, Енисея, Лены. Где всё это?!
Тойнби как-то подсчитал. В Птолемеевской Александрии паровую машину создали во втором веке. Экстраполирую тренд, он пришёл к тому, что полёт на Луну выпадал на шестой век. Но в реальности это было время Тёмных веков, когда даже великолепная котельная римлян гипокауст упростилась до костра с вытяжкой камина. А по ВВП на душу населения Европа догнала Рим лишь в 19веке, уже в эпоху машин.
А ветряки и генераторы по производству энергии из кизяка(сушёный кал животных) вместо атомных станций?
Считаю, что этой и подобными статьями Вы делаете полезное дело, концентрируя уникальную информацию, давая пищу для ума.
Спасибо, с уважением, Л.Х.

Лев Хазарский   01.11.2020 12:45   Заявить о нарушении