Молчание поэтов

Мама моя, в юности, тоже писала стихи. А в зрелости – мои школьные сочинения.
Живость характера, настоянная на впечатлительности и богатстве воображения, сформировала ее как натуру творческую и романтичную, даже и ныне (будучи на пенсии) иногда помогающую мне дельным советом в теории (и практике) стихосложения.
Моя мама – мой камертон. Именно с её вибрацией я сверяю свои мысли; чему, конечно, способствует и родство душ…
Однако, в этот раз в «родстве» мне было отказано. На вопрос: «ма, а как ты понимаешь, о чем могут молчать в стихах поэты?» я получил вполне содержательный и мудрый ответ: «ты – поэт, тебе лучше и знать».
Нет, вы только не подумайте чего! Кой, какие мысли по этому поводу у меня и самого конечно имелись. Просто, как всегда, захотелось себя проверить, подстраховаться…Ну, что ж, приходилось действовать на собственный страх и риск.
О мыслях. Первое, что пришло в голову – тютчевское «мысль изреченная, есть – ложь».
Однако чем дольше размышлял, тем более понимал, что все здесь гораздо шире и глубже.
Что-то вертелось в голове: какие-то мысли, обрывки цитат, фрагменты философских исканий, но, как не старался, во всем этом хаосе так и не сумел ухватить кошку за хвост.
И тогда я сказал себе: стоп. А не начать ли, и вправду, с себя?
О чем я – именно я – молчу в своих стихах? И молчу ли? И как это вообще «молчать» если стихи, сами по себе, по природе своей, подразумевают речь, слово, звук…?
Что же тогда подразумевается по «молчанием стиха» (в стихе)?
Некий тайный смысл? Двойное дно? Скрытый намек? Почему бы и нет…очень даже, может быть. И, несомненно, есть. Это – раз.
Затаённая боль, не высказанные, мучащие мысли, сокровенные чувства, в коих страшишься (стесняешься) признаться даже самому себе? Пожалуй, что и так. Это – два.
И три…это, наверное, соприкосновение. Соприкосновение с тем, о Ком просто бессилен сказать, бытие, пути и действия Которого просто не подвластны ни для описания нашему языку, ни для осмысления нашему разуму…
Тот из нас, кому довелось испытать в жизни подобные моменты, впоследствии, чаще всего не может  рассказать о них почти ничего, кроме туманных догадок, предположений и полунамеков. Но «не может» или не хочет?
Да, в подавляющем большинстве случаев, именно НЕ МОЖЕТ.
Потому, что для описания случившегося, в лексиконе земном, человеческом, попросту не существует слов. Они еще не придуманы.
Да и вряд ли когда-то будут. Разве что тогда, когда станут уже не нужны.
Когда молчание и слово, сказанное и не сказанное, открытое и затаенное станут – одним. И не будет уже ни времен, ни расстояний, ни…стихов.
- Как, и стихов?! – воскликните вы.
Конечно. Потому, что они станут не нужны. Как не нужны крылья ракете или добавочные колёсики малышу, научившемуся кататься на двух…


Рецензии