Из цикла Диалоги со Смертью. Неравнодушие

- И уносят меня, и уносят меня в звенящую снежную даль… Три белых коня, эх, три белых коня…Декабрь, январь и февраль! – Я поправляла на елке украшения и напевала незамысловатый мотив.
Сегодня мы весь день ходили по торговым центрам, закупая игрушки и подарки. А вместе с ними и новогоднее настроение. Хоть и говорят, что его не купишь, но оно явно вылезло из магазинного пакета и заполнило всю квартиру.
- Красоту наводишь, Писака? – Я услышала хриплый знакомый голос и обернулась. Моя давняя знакомая сидела на диване, покачивая ногой в такт песни. – А что не продолжаешь? Там, вроде дальше так поется: Это в городе тепло и сыро, а за городом зима…зима…зима…
Она махнула рукой и улыбнулась:
- Да уж… Певец из меня еще хуже, чем из тебя!
Я не стала подтверждать ее слова, но смех сдержать не смогла:
- Нормально! Я всегда говорю, что русская душа нот не знает…
- Как твои дела? – Она стала серьезней и внимательно посмотрела на меня.
Я пожала плечами:
- По-разному, если честно…
- Знаю. Нелегкая неделька выдалась… Хотя у меня тоже.
- Перед новым годом всегда куча дел… Всё надо успеть. Планы горят… Сроки поджимают…
Она тяжело вздохнула:
- Ох, и не говори мне про эти планы… Я их ненавижу! Да что мы всё о работе, да о работе… Расскажи мне про себя. Пишешь что-нибудь новенькое?
Я помотала головой:
- Почти нет! Времени не хватает… Только стихи иногда.
- А вот это плохо, Писака… Не радуешь, старушку…
- Извини меня… Устаю просто… А хочешь, я прямо сегодня что-нибудь тебе расскажу, а потом запишу? … - Я подмигнула ей.
Моя Гостья сразу оживилась и закивала:
- Хочу, конечно!  Про что расскажешь?
- Хоть про что… Заказывай тему!
- Тогда расскажи про кота.
- Про кота? Какого еще кота? – Я недоуменно подняла бровь.
- А про того белого, подвального…
Я поняла, что она имеет ввиду. Мое хорошее настроение разом улетучилось.
- Почему именно про него? Я….не хочу…
- Ты же сказала: любой рассказ. Вот тебе тема… - Она пристально смотрела на меня.
Мне стало неуютно. Говорить об этом не хотелось совершенно, но и отказать ей я тоже не могла.
- Хорошо. Тогда слушай.
Я села рядом с ней и начала рассказывать:
- Недавно (а если быть совсем точной, то три недели назад) я шла с работы. Уже подходя к подъезду, я услышала, как рядом громко мяукают. Было темно, но я сумела разглядеть, что из подвала торчит белая мордочка кота. Или кошки… Обычно я не из тех людей, которые кормят животных во дворе…
На этой фразе я увидела, как моя Гостья укоризненно покачала головой. Я продолжала:
- Но, здесь я почему-то не смогла пройти мимо. Поднявшись в квартиру, я позаимствовала немного корма у своей кошки, вытащила из посудного шкафа маленькую чашку, и пошла обратно, к подвалу. Белая усатая морда всё еще торчала из черного подвального окна и кричала. Я положила корм и отошла назад, чтобы не смущать дворового жителя. Едва только он остался один на один с едой, как сразу набросился на нее… Он ел с жадностью, урча и оглядываясь по сторонам. Убедившись, что он съел всё, я пошла домой.
Она прервала меня:
- Каково тебе было на душе?
- Радостно… Я понимала, что продлила ему еще день жизни…
Она кивнула с намеком на продолжение.
- Я кормила его две недели. Но, в последнее время, я стала так уставать, что мне было просто лень спускаться обратно… С четвертого этажа к подвалу…
Я споткнулась и замолчала. Мне было невыносимо стыдно.
Она заглядывала мне в глаза и тоже молчала. Ждала.
Справившись со своей заминкой, я продолжила:
- Я не ходила к нему три дня, придумывая внутри себя отговорки, что его обязательно кто-нибудь покормит… Что есть же, в конце концов, еще люди в этом доме… Но, когда я спустилась к нему опять, то не нашла его. Я долго кричала: «Кот! Кот! Кыс-кыс…» Но, ко мне никто не вышел. Люди заходили в подъезды и оборачивались посмотреть, как я зову его… Я ходила несколько дней, но Кота всё не было…
Моя Гостья слушала внимательно, откинувшись на спинку дивана. А я, сгорая со стыда. Рассказывала ей эту историю.
- Не увидев его там несколько дней, ты перестала ходить?
Я отрицательно помотала головой:
- Нет. Сегодня я пойду еще. Коты, они ведь могут и по три дня не есть…
Она усмехнулась:
- Это ты сейчас себя успокаиваешь?
- Типа того…
Минуты две мы сидели молча, наконец, она заговорила:
- Знаешь, что я больше всего ценю в людях? Ни смелость. Ни силу. Ни даже доброту… Больше всего я ценю: неравнодушие… Это когда ты не пройдешь мимо, думая, что кто-то другой обязательно вмешается… Кто-то накормит кота вместо тебя…
Я опустила голову. Щеки пылали…
- …кто-то подарит новогодний подарок ребенку из детского дома. Кто-то вызовет скорую человеку, который внезапно потерял сознание… Кто-то… Но, не ты…
Я не знала, что ей ответить. Слова не приходили в голову.
- Ты можешь быть сколько угодно добрым в душе, но если ты каждый раз проходишь мимо чужой беды, неважно человека или животного, тогда грош цена твоей доброте…
Она закончила свою речь. И отвернувшись, смотрела в окно. А я, насмелившись ответить, сказала:
- Я согласна с тобой… Но, знаешь, из этого рассказа вовсе не получается новогодней сказки…
- Не всегда новогодняя сказка – это на самом деле сказка… Иногда нет ничего лучше суровой правды…
- Мне стыдно писать об этой истории… - Я смущенно смотрела на нее, ожидая, что она даст добро отказаться от этого рассказа.
- А ты через стыд пиши.
Я вздохнула и кивнула головой:
- Хорошо…
- Знаешь, Писака, говорить о хороших поступках всегда проще и легче, чем о плохих. Но, иногда только через осознания плохих поступков понимаешь, как жить. Если бы я могла что-нибудь подарить людям на Новый Год, то обязательно подарила бы неравнодушие… Каждому человеку хотя бы по маленькой горсточке…
- А я даже не знаю, что бы могла подарить всем людям… - Я задумалась.
- А ты подари им этот рассказ. И хватит с тебя!
Она улыбнулась и хлопнула меня по плечу:
- С наступающим Новым Годом тебя!
- Спасибо! И тебя тоже!
- А в подвал сегодня всё же сходи…
- Обязательно! – Ответила я, но она уже исчезла.
А я сразу же собралась и спустилась в подвал.
Я опять кричала: «Кот! Кот! Кыс-кыс!» - не теряя надежды. И лучшим подарком на этот Новый Год, была высунувшаяся мордочка Кота и его громкий крик: «Мяу!»…..


Рецензии