Бог Ветхого Завета

Обетование Нового Завета через ветхозаветных пророков и особенности Нового Завета

( продолжение )

Бог Ветхого Завета

Этот краткий исторический обзор нужен для того, чтобы понять: как народ, пребывающий в Авраамовом  и Моисеевом заветах с Богом, по которым им обещана земля, потомство и защита от Бога, со временем оказался в таком отвратительном состоянии?! В книге закона написано:

«Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим» (Втор.8:1). «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя… Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли» (Втор.28:15,25).

Бог напоминает о том, что тот завет, который был заключен с народом, теперь этим же народом был пренебрежен, что и привело этот народ к такому бедственному положению. И Бог, оставаясь верен заключенному завету закона, поступает с нарушителями справедливо, в соответствии с условиями договора (Втор.8 и 28). Бог знает внутреннюю сущность человека:

«Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер.17:9,10).

Поэтому Господь в новом завете предусматривает изменение сердца человека. И, так как главной очевидной трудностью во взаимоотношениях между Богом и людьми является неспособность людей соблюсти закон в завете, то первое, о чем говорит Бог, это перенесение закона прямо в сердце человека. До сего времени закон читался с каменных скрижалей и из книги закона. А наступают дни, когда Бог заключит новый завет, и каждый участник этого завета будет читать закон Господа в своем сердце.

По завету закона, этот закон давит на человека извне, требуя исполнения. А по новому завету этот же закон, будет действовать изнутри сердца, и становится желанным к исполнению самим человеком. Это первая особенность будущего нового завета, в отличии от Завета закона. Бог перемещает Свой закон от внешнего давления, во внутреннее побуждение. Теперь человек сможет говорить: «я хочу это делать!», вместо слов: «я должен это исполнять!»

При этом основа взаимоотношений между Богом и человеком в завете остается прежней:

«буду им Богом, а они будут Моим народом».

Бог Ветхого Завета меняет условия завета, желая действовать изнутри сердца человека, потому что хочет личных отношений с каждым участником завета. Поэтому Бог говорит далее в обетовании о новом завете: «все сами будут знать Меня, от малого до большого». Здесь Господь говорит о сути действительности, которую Он задумал в новом завете – личное знание новозаветным человеком Самого Бога. Не через посредников людей священников и пророков, а напрямую непосредственно один на один. «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа»». Эти слова не несут в себе мысль о том, что не станет в народе учителей и наставников. Эти слова говорят о том, что Бог Сам лично откроется каждому человеку, который вступит с Господом в новый завет.

Эта мысль является второй важной составляющей нового завета: установление Богом личных взаимоотношений с каждым участником нового завета. В ветхом завете Бог имел отношение с народом в целом. За грех одного человека, ответственность нес весь народ. Всякий человек, который не исполнял требования завета, истреблялся из среды народа через телесную смерть. А по новому завету, каждый участник завета будет нести ответственность только за себя.

Ветхозаветные люди знали, что препятствием между Богом и человеком является грех человека. Раньше описываемого нами времени, через пророка Исайю Бог говорит:

«Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице [Его] от вас, чтобы не слышать» (Ис.59:2).

Соседство Бога Ветхого Завета с грехом невозможно. Поэтому для осуществления личных отношений человека с Богом в сердце человека, Бог хочет сделать человека чистым и свободным от греха: «потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». А что нужно для прощения грехов от Господа? Признание своей греховности, полное согласие со словом Божьим, просьба к Богу о прощении грехов, и доверить Ему свою жизнь, чтобы жить для Него. Вот, что же из этого знали ветхозаветные люди? Они знали обряд прощения греха: если согрешил, то возьми жертву за грех, приведи ее в храм к священнику, исповедай свой грех и священник принесет эту жертву, и кровью покропит, и тогда человек получает от Бога прощение этого греха. Теперь же человек, который вступит в новый завет с Богом, получит полное прощение грехов, личные отношения с Господом, и запись законов на скрижалях сердца.

Эти три обетования были объявлены Богом в Его первом обращении через пятидесятилетнего пророка Иеремию в 596 году до нашей эры за 590 лет до рождения Иисуса Христа в наш мир:

(1) по новому завету —
закон Божий будет записан в сердце, и теперь читается не с внешних скрижалей, а со скрижалей сердца. Закон не давит на человека, а оберегает его от греха, потому что действует изнутри (2Кор.3:3).
(2) новый завет — это завет личных взаимоотношений между Богом и человеком, «Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6).
(3) в новом завете Бог усматривает прощение грехов человеку для установления и поддержания личных отношений с этим человеком.

В 591 году до нашей эры, то есть через пять лет после этих обетований, данных через пророка Иеремию, Бог Ветхого Завета через пророка Иезекииля обратился к иудеям, отогнанным шесть лет назад в плен в Вавилонскую империю. В целом это обращение было ко всем сынам дома Иуды и дома Израилева, рассеянного из Северного царства ассирийцами еще 130 лет назад. В среде плененного народа Бог начал говорить к народу через тридцатилетнего пророка Иезекииля с новыми словами утешения и продолжением обетования о новых отношениях:

Иез.11:17 Затем скажи: так говорит Господь Бог: Я соберу вас из народов, и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам землю Израилеву.

18 И придут туда, и извергнут из нее все гнусности ее и все мерзости ее.

19 И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное,

20 чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом.

В этих словах пророчества нет слов «новый завет», но есть слова об измененном сердце и личных взаимных отношениях между Богом и человеком, точно так же, как в обещании, данном через Иеремию. Особенностью пророчества Иезекииля является раскрытие того, каким способом Бог желает изменить сердце человека. Бог ясно говорит, что желает это делать через обновление духа внутри человека. Для того, чтобы человек мог ходить по заповедям Божьим и выполнять Его уставы, то Богу нужно что-то изменить в сердце человека. Будет удалено из сердца человека то, что делает его каменным, не способным воспринимать живое слово от Бога, как камень не способен что-то впитать в себя. Вместо каменного сердца Бог Ветхого Завета задумал создать в человеке сердце плотяное – живое, способное впитывать слово Божие и передавать это слово другим людям. Новое сердце получает способность жить новой жизнью от Бога и для Бога по Его заповедям.

Продолжение следует..

Роман "Скажи смерти прощай!"
 
можно читать на этом ресурсе:
 
http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1

или перейти по ссылке:

https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252


Рецензии