Принципы конструирования социального проекта

Эпиграф

"Новый человек под знаком Нового Учения явится в России".
 Ванга.
"И сказал Господь Бог: вот Адам (новый человек) стал одним из Нас".
Священное Писание

Введение
         Конкурентный подход раскрывает нам историю как процесс конкуренции социальных проектов формаций или цивилизаций, которые генерировало человечество на протяжении своего существования на Земле. В процессе конкуренции первобытно-общинный проект сменили по очереди рабовладельческий, феодальный и капиталистический проекты. В ХХ веке отметилась конкуренция либерального буржуазного, национал-социалистического и коммунистического проектов. После победы либерального проекта в ХХI веке не стало конкурентной борьбы и отбора сильнейшего проекта, следовательно, восхождения человечества к вершине социальной эволюции. Начался эволюционный застой, грозящий нисхождением, социальной инволюцией.
         Поэтому президент РФ В.В.Путин сказал, что «нужны проекты на поколения вперёд». То есть появился социальный заказ на новые социальные проекты и их теоретическое обоснование для возобновления процесса конкуренции. Появились работы.       

Основная часть

         В интернете есть видеоролик с лекцией С.Е.Кургиняна, во второй части которой упоминается «новый коммунизм». Возникает подозрение, что Кургинян работает над концепцией нового коммунизма для обоснования проекта СССР-2.
(https://www.youtube.com/watch?v=uGRYSGX2DP8)
         Строится концепция на базовой категории "восхождение", рассматриваемой в историческом аспекте. Вначале до модерна имело место «восхождение к богу», затем при модерне появилось «восхождение к человеку», затем при постмодерне произошла утрата восхождения к человеку.
         Начался постмодерн после первой мировой войны, поэтому марксов коммунизм относится не к модерну, а к постмодерну. Из-за этого в концепции государственного коммунизма К.Маркса нет места духовному восхождению человека.   
          То есть «восхождение» в концепции Кургиняна это духовное восхождение. Концепция уводит к дуализму, делит реальность на имманентную и трансцендентную. Трансцендентальная реальность есть область Духа, где есть парадигма или образец Человека, к которому нужно стремиться в процессе исторического восхождения. Когда в поисках образца «нормального человека» исследователи обратились к З.Фрейду, тот сказал им, что нормальный человек это тот, кто способен любить и трудится. Как известно, любовь у Фрейда это либидо, половое влечение. Поэтому под любовью вполне можно подразумевать не платоническую любовь, а продолжение рода человеческого, без которого наступает родовое отчуждение. Это отчуждение не от духовной человеческой сущности, а от рода как протяжённости человечества в пространстве и времени.
         Поскольку при постмодерне трансцендентальная область духа исчезает, значит, в марксизме её нет. Ну и концепция Нового коммунизма должна, видимо, исправить этот момент.
         Следует заметить, восхождение человека можно рассматривать как его эволюцию при эволюционном подходе. Маркс же, живя в обстановке индустриализации понимал восхождение человека как его производство - продолжение рода, которое существует наряду с материальным производством. Поскольку Маркс не успел развить категорию «производство человека», она далее нигде не упоминалась, хотя в СССР в «человеке коммунистического завтра» проглядывало марксистское отношение к производству нового – советского – человека как культурная революция, в частности, ликбез. То есть имело место формирование человека посредством светской, а не духовной (религиозной) культуры. Получалось, что человек рассматривался как социальное, а не биологическое существо, не организмически. Медицинский подход в то время не использовался при изучении процесса производства человека.
         А медицинский подход позволяет видеть, что после рождения человека происходит становление биологического животного социальным (трудоспособным) животным – антропологическое восхождение. Также восхождение человека можно понимать как восхождение человечества - антропосоциогенез.
         В общем, теория «нового коммунизма» господина Кургиняна пока что до конца ещё не выстроена, надо полагать, созревает. И можно думать, что идёт работа над теоретическим обоснованием нового коммунистического проекта. Это будет не неомарксистский и не ревизионистский проект. Анархокоммунистическим проектом здесь также не пахнет. Поэтому можно пожелать господину Кургиняну творческих успехов. Нам же остаётся с нетерпением ждать стихийного появления в России своеобразного конкурса социальных проектов, в процессе которого проявились бы очертания новой цивилизации.
         Теперь нужно сказать, что определённая работа в направлении «разведки будущего» или футуристической диагностики проводится группой «небополитиков» вместе с господином А.Девятовым. Небополитики – плоть от плоти Школы здравого смысла.
         «Школа здравого смысла» существует при Клубе товарищей Военного института иностранных языков Красной Армии в Москве.
         2 февраля 2018 года стало известно, что» в Общественной палате г. Москвы состоялось совместное заседание Московского Клуба "Ценности нации и национальные интересы России" и Школы Здравого Смысла Клуба товарищей ВИИЯ КА.
       Тема: "Послание Разумных от народа, к народам и властям. Всем тем, кто любит Россию"
         Докладчики: Лермонтов Михаил Юрьевич, Ибрагимов Александр Гарунович, Девятов Андрей Петрович, Курчаков Рустам Султанович, Галямов Рашид Замирович».
         Текст послания
«Та, новая Россия, которая есть, по конституции 1993 года построена на интересах (выгоде). Россия – многонациональная страна. Национальные интересы разных народов – разные. Отсюда и раздрай. Та Россия, которая грядет после 2015г., чтобы устоять «в тектонических процессах глобальной трансформации» должна быть построена не на интересах (народов, кланов, индивидуумов), но на объединяющих ценностях. То есть не на выгоде, а на совести; не на благополучии, а на благодати; не на мещанстве, а на чести и славе; не на силе, а на правде! Ценности находятся в сердце, а не в логике от большого ума. Ценности людей проявляются как стыд и совесть. Ценности хранят вероучения, а не партийная идеология. В СССР ценности того, что называлось «советский народ» несла «красная вера» в светлое будущее – мечту – всего человечества».
(http://trueinform.ru/modules.php?name=Video&sid=42513)
         В тексте послания, как можно видеть, провозглашены основополагающие принципы проекта нового общества.
         М.Хазин, в свою очередь, заявил, что «если мы посмотрим на историю, то увидим, что было два направления: 1 - интерпретация скрижалей заветов, это и христианский проект, это и исламский проект, это и коммунистический проект и 2 - альтернатива – золотой телец. 
(https://www.youtube.com/watch?v=wm8r59XzH0A)
         В ХХ веке было два глобальных проекта, «Красный» и «Западный». Сегодня остался только один, последний. «Западный» проект находится в ситуации серьезной стагнации. Эта стагнация неминуемо приведет к гибели проекта. Мне кажется,- говорит Хазин,- что проблема современного общества в том, что у него на сегодня нет ни одного глобального проекта. А  сочетание проектов «Красный» и «Западный» может создать крайне успешный гибрид, который в состоянии будет занять вот-вот опустеющее место, которое пока занимает «Западный» глобальный проект.
http://novsoc.ru/hazin-krasnyiy-hristianskiy-proekt/
«Нужно думать о новой модели».
(https://www.youtube.com/watch?v=wm8r59XzH0A)
         Кому относятся слова «нужно думать о новой модели», Хазин не уточнил. Возможно, он имел в виду себя.
         В общем, мы подошли к явлению социального моделирования или проектирования, следовательно, к выделению критериев, признаков, в соответствие с которыми можно классифицировать социальные проекты-модели. Эти критерии могут служить и в качестве основополагающих принципов социального конструирования социальных моделей, проектов.
         Поскольку классическим является марксистский коммунистический проект, имеющий три составные – философскую, экономическую и политическую - части, то остановимся пока на трёх группах критериев проектов-моделей глобальных формаций-цивилизаций.
         Начнём с философии, имеющей основной вопрос, решающий, что является основой, дух, или природа. Бытие определяет сознание, или, наоборот, сознание (дух) определяет бытие (природу). И вот этот философский подход позволяет подразделять общества и их проекты на теистические (сакро-ментальные) и атеистические (секулярные). В свою очередь, в классе теистических (сакро-ментальных) обществ и их проектов можно выделить политеистические и монотеистические, а также лишённые сакральности, священности чисто ментальные проекты и критерии.
         В связи с тем, что основой чисто ментального социального проекта является психика, мышление, его можно отнести не только к сакроментальному классу, но и к секулярному классу проектов. То есть он занимает промежуточное положение в философской классификации основ социальных проектов и самих проектов.    
         В проекте, где мышление определяет социальное бытие, социальную реальность, отображённая в социальной истории социальная эволюция связана с эволюцией человеческого мышления, с его восхождением от предметного типа мышления к абстрактно-символическому его типу.
         При экономическом подходе отношение форм собственности к производительным силам – предмету труда, орудиям труда и рабочей силе является основным, определяющим тип способа производства общественно-экономической формации и тип самой формации из пяти отмеченных в истории формаций.
         Исторически общественная форма собственности предшествовала частной её форме, которая зародилась при разложении первобытнообщинного строя.
         При политическом подходе определяющим является отношение к власти, то, один человек, одна группа людей, или все дееспособные члены общества имеют власть. В результате вырисовывается монархия, олигархия и полиархия или демократия. При этом в политической классификации обществ выделяются два основных класса – монархия и республика. Класс республик имеет подклассы. Это олигархическая и полиархическая (демократическая) республики. Примером олигархической республики служит рабовладельческая республика. Когда имеет место демократическая республика, наблюдается бесклассовое общество. Тогда имеет место только общественная форма собственности на средства производства.
         Итак, когда социальный конструктор конструирует модель или проект общества, он не может не учитывать исторически сложившихся подходов к социальному конструированию. Он должен определить выше упомянутые основы.

Вместо заключения.
         В 2018 году я опубликовал свою монографию «Новые теоретические основы новой политической платформы и нового социального проекта». В ней изложил основные принципы нового социального проекта.
1.Философские принципы
         Предлагаемая мной философия допускает в мышлении и традиционную логику, и кривую логику, конъюнкцию (союз «и-и»). Она приходит на смену философии, допускающей в мышлении или традиционную логику, или кривую логику,  дизъюнкцию (союз «или-или»).
         Когда человек научился абстрактно мыслить, он начал осмысливать объективную реальность. Оказалось, что данный ему от природы тип мышления влиял на мировоззрение, ядром которого была философия. Я  предложил различать нойяльный, паранойяльный и амбивалнтный типы мышления. Нойяльный тип мышления можно обнаружить в классической философии, а паранойяльный тип мышления - в постнеклассической философии. Амбивалентный тип мышлению не обнаруживается в философии.
         Так вот, предлагаемая мной философия основана на амбивалентном типе мышления. Она не делает выбора между рационализмом и иррационализмом, монизмом и эклектикой, а использует их.
2.Экономические принципы
         Экономика – это мышление, овеществлённое в материальном производстве, в товарно-денежном обращении и производстве человека. Предлагаемая мной экономическая теория названа психологической экономией (психоэкономией).
         Я согласен с тем, что базис материального производства в производственных отношениях, способе производства, но считаю, что он придумывается людьми. В моей работе предложен новый способ производства, созданный при помощи амбивалентного мышления.
         Материальное производство и товарно-денежное обращение я типологизировал, связав типы экономических систем с типами мышления. Я предложил  различать экономическую систему, основанную на нойяльном мышлении – хозрасчёте, самоокупаемости и эквивалентном товарообмене и экономическую систему, основанную на паранойяльном мышлении – коммерческом расчёте и коммерческом товарно-денежном обмене.
         Кроме того я предложил создать новый тип экономической системы, основанный на амбивалентном мышлении.   
         Исторически так сложилось, что образование, воспитание человека к производству не относилось. Затем его стали относить к сфере нематериального производства. Получалось, что в системе образования рабочее время овеществляется в какой-то нематериальный продукт труда, который трудно назвать услугой. На деле же система образования образует человека из появившегося на свет животного, производит его.
3.Политические принципы:
• Принцип гражданской демократии
• Принцип гражданского права
• Принцип разделения гражданской власти, воли.

Библиография
1.Витязев А.К. «Новые теоретические основы новой политической платформы и нового социального проекта» - Новосибирск: Издательство «Академиздат», 2018г., 170стр.


Рецензии