100 главных книг издательство Эксмо

Не знаю, кто конкретно составлял эту серию, но от "Эксмо" ничего иного ждать и не приходится. Русская классическая литература, чего уж проще, была ознаменована самыми важными произведениями, вроде бы все в порядке, если не присматриваться. Туда попала "Дама с собачкой" Чехова, уж не знаю, что под этим подразумевается, ибо это всего лишь большой рассказ, если это сборник такой, то крайне некорректно назван, зато были абсолютно обойдены вниманием такие авторы как Салтыков-Щедрин, Александр Островский, Иван Гончаров и Николай Некрасов.

Понимаю, что в подобную серию кто-то хотел понапихать чего ни попадя, дабы создавалось впечатление серьезности и были охвачены все времена и страны, но, наряду с внушительным списком поэтов Серебряного Века (плюс отдельной книгой "Поэзия Серебряного Века") и шестидесятников, позабыть совершенно о Тютчеве и Фете слишком уж трудно. Список советской литературы, мягко сказать, позорный, на его фоне отсутствие Максима Горького выглядит как нечто предвзятое. Горький не советский автор, а русский, если кто-то об этом не знал. Гиляровский тоже и он в этой серии выглядел бы более интересно и познавательно, чем многие фамилии, которые в ней представлены.

Зато список российской литературы ознаменован такими именами как Пелевин и Дина Рубина. Почему именно они? По мне, так они все примерно одинаковые. Солженицын почему-то представлен произведением "Раковый корпус", это по меньшей мере странный выбор. Фантастику доверено представлять "Человеку-амфибии" Беляева, хотя Стругацкие, пусть я сам к ним и равнодушен, гораздо больше этого заслужили. А еще в список попал некто Гаспаров с книгой "Занимательная Греция". Он не просто выглядит здесь инородным телом, сразу у меня возникает вопрос - это что, автор книжной серии?

К своему стыду, я не знал о существовании произведения Даниила Гранина "Мой лейтенант", как мне кажется, большинство читателей тоже. При упоминании фамилии Гранина сразу вспоминается "Зубр" или хотя бы, "Иду на грозу". В серии представлены все нобелевские лауреаты по литературе, выходцы из нашей страны, кроме Бродского (судя по всему, его издатель не любит), а поэтов, между тем, довольно много.

Каким образом в этот список попали книги мировой классической литературы - одному богу известно. Итальянцев представляют Данте и Макиавелли, а также всю литературу до 19 века, куда нелепо добавлен Апулей, наряду с Омар Хайямом, Гомером и японской поэзией.

Английской литературы 19 века довольно много, но без Диккенса она выглядит обезглавленной. Зато есть целых три произведения Джейн Остин. "Алиса в стране чудес" Льюиса Кэррола на фоне вполне взрослых томов этой серии теряется среди дубов. Из английских авторов нынешнего века напечатан "Волхв" Фаулза, что при отсутствии вообще книг Оруэлла, чей вклад в литературу несоизмеримо выше, в корне неверен. Зато, как меня это радует, есть книга Вирджинии Вульф, вряд ли ее кто-то прочитает, ибо модернистов больше нет вообще. Логично было бы увидеть и дальше Джойса, Пруста, Камю.

Рабле, судя по всему, был забыт из-за того, что он француз, ибо французов и так много. Сервантес, впрочем, тоже проигнорирован. Французская литература нашла применение в "Евгении Гранде" Бальзака, которую главным произведением автора не назовешь никак. При наличии трех книг Гюго, отсутствие Мопассана, Стендаля, Жида воспринимается как победа нравственности, хотя о какой нравственности может идти речь, если отдельной книгой напечатан Чарлз Буковски (это уже американская литература). В серии отсутствует Сент-Экзюпери, скорее по забывчивости издателя, а может его книгу "Маленький принц" посчитали более детской, чем "Алиса в стране чудес".

Наибольшая околесица в американской литературе. Здесь напечатан Фицджеральд, но нет Хэмингуэя. Здесь пять книг (!) Драйзера, но нет Марк Твена и Сэлинджера, без которых американскую литературу вообще невозможно представить. Рэя Брэдбери, к которому я отношусь хорошо, издали в целых трех книгах. Если "451 градус по Фаренгейту" бесспорен, "Вино из одуванчиков" сомнительно, то "Канун всех святых" - это что вообще такое?

Немецкая литература, судя по всему, в качестве наказания напечатана только "Фаустом" Гете, а ведь Ремарк-то хотя бы должен был быть. Зато, ничего более странного я не видел, зачем-то сюда присобачен Шопенгауэр, хотя ни одна книга серии никакого намека на чистых философов не содержит. Может он принял буквальную эстафету от Апулея, лет эдак через тысячу семьсот.

В общем, серия может производить впечатление громкими именами, отдельными книгами, но составлена невероятно безграмотно, поэтому пусть она не служит никому ориентиром, ибо доверять можно только фамилии автора на обложке, обозначение же "100 главных книг" не означает ничего. А для чего тогда вообще нужны издательские серии??


Рецензии