Новослободская 31. 11. Мой дядя Пётр Сергеевич

Новослободская 31. 11. Мой дядя Пётр Сергеевич

Мой дядя Пётр Сергеевич, младший брат моей мамы (на фотографии 1916 года, где мой дед Сергей Арсентьевич в военной форме, сфотографированный вместе семьёй, дядя Петя ещё маленький справа). Пётр Сергеевич очень знаменательная личность. Дядя Петя, не подозревая того, невольно оказал влияние на меня лично.

Я мало общался с ним, поэтому у меня почти совсем нет его фотографий. После войны Пётр Сергеевич был женат на тёте Нине, с которой он жил на противоположной стороне Новослободской улицы (этот дом называли дом Курникова, бывшего купца, дом с чудом сохранившейся надписью: "Мясная и рыбная торговля").

 Я не знаю, где работал дядя Петя, и когда он «выпимши» возвращался с работы, зная строгий характер тёти Нины, заруливал к своей сестре, моей маме, пока не протрезвеет. Визит этот затягивался и каждый раз приносил не просто разговоры на повышенных тонах, а очередной скандал.
Мне в то время было лет 6-8, я, естественно, в этих разговорах не участвовал, но сильно переживал. Мне было жалко моих родителей, которые не могли просто выставить зачинщика этих скандалов за дверь.

 Мне мама много рассказывала про дядю Петю, естественно, лишь про его положительные черты. Рассказывала о том, что с детства он подавал большие надежды для деда Сергея и бабушки Устиньи. Он изрядно рисовал, лепил из глины, делал различные поделки из дерева. Позже он один из первых в нашей семье начал фотографировать.
Известно, что он, как и Дмитрий Менделеев, делал своими руками чемоданы. До этого он изготовлял коньки для себя и своих сестёр.
 
Я получил от дяди Пети, как выразился российский журналист и телеведущий, продюсер, политический деятель, основатель газеты «6 соток» Андрей Владимирович Туманов, «импульс», который по его рассказу он получил в детстве от тёти Руфы (подруги его мамы), которая ему предложила самостоятельно посадить грядку редиски, когда он маленьким был у неё на даче. Этот случай так повлиял на Туманова, что он на всю жизнь стал садоводом. Подобный антиалкогольный «импульс» я получил от дяди Пети и всю оставшуюся жизнь стал по-особенному относиться к спиртному.
Я своим детским умом осознавал, что даже хорошего человека, человека с золотыми руками вино может превратить в какое-то подобие зверя. Помню, лёжа на раскладушке, зарываясь головой в подушку, я проклинал вино, клялся, что я не позволю себе пьянство. Эти мои соображения по поводу пьянства усугублялись поведением отца, когда он работал автомехаником в гараже. Время от времени его привозили домой пьяным, в таком состоянии, когда, по выражению моей мамы: «Двое ведут, а третий ноги переставляет».
Я держался до окончания института, и только в 23 года после защиты диплома в институте я впервые попробовал вино и напился. По правде сказать, после дневного института я был распределён в организацию, в которой командировки – это был основной вид деятельности. Командировки были по всему Союзу и каждая длительностью по три месяца. Всякий раз во время командировочных пьянок я вспоминал моего дядю Петю. Конечно, выдержать такой режим без полного расслабления вином трудно, однако я очень благодарен дяде Пете за полное воздержание от спиртного в годы моего становления.

На первой фотографии слева сам Пётр Сергеевич, рядом его жена – тётя Нина, далее её брат моряк. Глядя на лицо дяди Пети, видно, что это чисто русский тип человека, открытого и бесхитростного, но отнюдь не простого. Дядя Петя мне напоминает героя, которого играет Олег Ефремов в фильме «Мама вышла замуж». Он и по специальности походит на него – дядя Петя работал экскаваторщиком.
Про его жену, тётю Нину, я ничего сказать не могу. Помню только, что она играла на гитаре и пела.
 
На второй фотографии, сделанной в скверике нашего дома на Новослободской, дядя Петя особенно выглядит по-русски, только вместо гармони у него на коленях я (слева) и его сын Алексей (справа). Видимо, этот снимок был сделан фотоаппаратом дяди Пети именно в то время, когда я со слезами на раскладушке страдал от его скандалов.
 
Позже, когда я повзрослел, дядя Петя с женой переехал на другую квартиру, где я был всего один раз. Были мы с мамой не помню по какому поводу (вероятно, дядя Петя болел). Я видел его рисунки, видел гитару тёти Нины, видел его фотоаппарат и его снимки, в том числе фото его экскаватора.
 
 Судя по всему, мама всё-таки была обижена на Петра Сергеевича. Я делаю такой вывод, потому что мы почти не встречались, не ездили друг к другу.
Когда дядя Пётр Сергеевич умер, мы уже жили в Лианозово. Мама собиралась на его похороны с явной неохотой. Так, видимо, Бог управил, что мы с мамой опоздали и все уже уехали на кладбище. Таким образом, маме не удалось увидеть своего младшего брата в гробу. Позже мы ездили на Востряковское кладбище, поклонились его могиле, где он похоронен вместе с тётей Ниной.
      


Рецензии