Остранённость

... Как-то зашел разговор о том, почему среди кавказских народов, да и вообще на всём постсоветском пространстве, кинематографические шедевры получаются только у грузин. Я предположил, что отчасти это связано с вероисповеданием, христианство менее консервативно. По армии помню, грузины выгодно отличались от других народов Кавказа каким-то особым культурным кодом. Горячи, но не по мелкому поводу. Древний народ, но не дремучий. Не удивительно, что у них удачный эксперимент с демократией. 
    Но проблема глубже.
    Дело в том, что да, чем консервативней страна, чем больше давление традиции, религии, идеологии, тем меньше возможностей выразить онтологическую драму. Национальный эксклюзив имеет свои пределы. Иранское ли кино или нигерийское не покрывают явление КИНО в целом, если режиссер не отснимет фильм через объектив иносущества -- посмотрите, как это возможно, почему они так думают и поступают, и вообще, кто они? Сюжет о женском обрезании в исламской стране, можно подать в ракурсе экзистенциального купирования -- все мы обрезаны, кто душой, кто телом. Проблему СПИДа в Африке можно выразить атрофией субъектности и так далее.
   Японец для датчанина инопланетянин, грузин для малазийца тоже, но все мы земляне. Однако и на землян можно взглянуть ниоткуда. В концепте "остранённости" обычно получаются шедевры. Тарковский, Бергман, Филлини, Хичкок, сюда же Линч, обладали такой отчуждающей пристальностью, потому и великие. Остальные по убывающей снимали в местечковой перспективе.
    Мне кажется, способность к абстрагированию свидетельство того, что мы не люди в последней глубине. Не мы смотрим, а нами. Каждый из нас способ увидеть, что будет с богом, если его изуродовать до человека.
    Кино, в моем понимании, это взгляд ниоткуда -- априори философский ракурс. Какая уникальная возможность, посмотреть на мир глазами бога через объектив камеры! В ЧБ фото это особенно заметно. Снимок воспринимается как стоп-кадр, остановка времени. Ведь весь смысл искусства в сопротивлении времени, то есть смерти. Астматик Бах дышал фугами. Художник как никто понимает ситуацию сильного в бессильной ситуации. Символ становится отрывным талоном в вечность.
    Зы. "Повесть о нефтяниках Каспия" Р. Кармена снят в лучших традициях Лени Рифеншталь. Потрясающий эффект, ощущение счастья и полноты бытия передаётся почти физически. Изящная подделка реальности на суггестивном уровне. Несколько раз пересматривал с обратной прокруткой, просто магия.
    Понятно, почему так много ностальгирующих по тем временам. Мы жили в сказке, которой не было. Нам рассказывали о нас глазами иносуществ, завидующих нашей наивности. Люди были не нефтяниками, а нефтью -- ресурсом поддерживающим энергетику того строя мысли и дел. Потом нефть закончилась и все оказались в сейчас.


Рецензии
"Не мы смотрим, а нами".
Сильно.
С благоадарностью,

Гуаров   05.02.2019 16:26     Заявить о нарушении