Vita bella

Поездка в Луганск 22.08.2018 г.



  Если вы устали сидеть у телека, если вас заела скука или поразила депрессия — поезжайте в Станицу-Луганскую, пройдите паспортный контроль, посетите Луганск, и вы не пожалеете. Получите массу впечатлений, пройдете девять кругов ада, ощутите такие страдания, какие вам и не снились. Вы с тысячами себе подобных на этом пути пройдете «диагностику» и проверку на прочность и выносливость своих суставов, сердца, сосудов и других органов. Среди множества разных лиц вам непременно встретится прекрасное лицо с чудными глазами, оно тронет и очарует ваше сердце. Наверняка последует взаимность. И если вы одолеете этот «крестный ход», то почувствуете себя обновленным и счастливым.
  Ехать или не ехать? Этот вопрос мучил меня не один день, — война-то продолжается. После «уборочного перемирия» в районе Желобка опять слышны разрывы снарядов. Все  же решаюсь ехать. Большая полосатая  сумка уже собрана. Звоню водителю на поселок Солнечный. Он ответил, что приехать не может. Нацгвардейцы на блок-посту не пропускают. Вот в прошлом году он забрал меня из поселка в четыре утра и доставил до места без проблем. От нас добраться до Луганска непросто. Это до войны достаточно было выйти на трассу, подождать немного автобуса, — и через час ты в городе. Сегодня Бахмут для проезда закрыт. Он стал линией фронта. Война исковеркала людские судьбы, оборвала родственные связи, разрушила жилища и залила кровью Донбасс. Но в Луганске живет Тамара Марковна, дорогая мне женщина. В свое время она жила со мной. В 14-ом году как уехала к сестре, так там и осталась. Вернуться уже не смогла. На поселке осталась ее квартира, мебель... Позвонив по мобильнику, она просила меня привезти ей ее одежду.
  Вот и приходиться мне мотаться. Ранним летним утром, на перекладных, пришлось отправиться в Северодонецк. Через пару часов я уже был на автовокзале. Едва я вышел из автобуса, как молодой водитель пригласил меня в свою маршрутку. Он взял с меня 150 гривен до Станицы Луганской, я уселся в салоне в мягкое кресло. Моими попутчиками оказались несколько пожилых женщин и трое солдат срочников. Солдаты весело беседовали между собой, лица их светились радостью. Оказалось, что они ехали в отпуск. Поплыли за окном придорожные кустарники, а дальше, за ними — до самого горизонта раскинулись плантации подсолнуха и кукурузы. Вид у них был невзрачный. Они не успели подняться, как знойные июль и август сделали свое дело. Спаслись лишь ранние посевы. Было видно, что даже трава и бурьян пересохли. Что поделаешь, засуха. Каждый день за 30 градусов и два месяца ни капли дождя. Дорога, — о ней можно сказать одним словом, что она отвратительна. И чем дальше от города, тем она хуже. Нас так трясло и подкидывало, как будто из нас специально пытались вытрясти все камни и шлаки. На всех блок-постах, что встречались нам на пути, проверяли лишь солдат, вытряхивая все из рюкзаков.
  Трёхчасовую тряску,— это первое испытание, мы все-таки выдержали. Через окно, на неболь-шой площади, вижу множество стоящих автобусов, маршруток. Это и есть Станично-Луганский «причал». Наконец остановился и наш «мерседес». Пассажиры спешно покинули салон и побежали, обгоняя друг друга, занимать очередь, что растянулась под навесом. Достав из багажника свою сумку, я иду и становлюсь в очередь. Людей уже собралось много. Сюда приезжают еще с ночи. Не исключено, что некоторые здесь и ночевали. Каждому хочется пройти этот паспортный контроль поскорее. Рядом со мной стоят, в шесть рядов, мужчины и женщины пожилого возраста. Это пенсионеры Луганска, Алчевска, Брянки, Стаханова, Первомайска, относящиеся к ЛНР. А Станица-Луганская находится под Киевской властью. Здесь старикам можно получить пенсию, но надо выстоять огромные очереди. Им приходится порой тут ночевать на съемных квартирах. Этот контрольно- пропускной пункт планировался на пропуск до нескольких тысяч людей в день, а их проходит — до десяти тысяч и более. Пару лет назад власти пытались разгрузить очереди. Сначала планировали сделать дополнительный пропуск в поселке Новотошковский, что стоит на Бахмуте. Идея была хорошая. Удобно было бы для Кировска, Первомайска, Стаханова, но почему-то не получилось. То же самое произошло и в Золотом.
  Томительно медленно двигается очередь. Кажется, что время остановилось, но шаг за шагом и заветные зеленые мини-домики, все ближе и ближе. Вот впереди меня только одна бабуля. Она настолько древняя, что вряд ли такую еще где-то увидишь: лицо серо-бронзового цвета, вдоль и поперек иссеченное глубокими морщинами. В квадратном окошке домика видно солдата за компьютером. Бабуля подала паспорт и тут же документ получила обратно. Оказалось, что срок действия электронного разрешения у нее истек. Бабуля растерянно смотрит на солдатика. Он посылает ее к домику, что стоит напротив. Мол, там должны помочь. Я прошел контроль без замечаний и последовал за группой пенсионеров, что потянулись по нейтральной полосе, огороженной стальной сеткой. Безжалостно палило летнее солнце. Пот струился по усталым лицам. Хотелось спрятаться где-то в тень. А меня еще мучила тяжелая сумка. Удивительно, но больше ни у кого такой не было. А людей было немало. У женщин и мужчин были при себе только небольшие сумочки и пакеты с бутылкой воды. Вот невдалеке заблестела голубая лента Северского Донца, а над ним показался мост. До него — это территория подконтрольная Украине, а за ним — это уже ЛНР. По деревянным ступеням спускаемся к знаменитой лестнице. Сколько раз ее уже показывали по телеку. По ее деревянному настилу поднимаемся на мост. Весь он ходит ходуном. На душе тревожно. Вдруг сработает резонанс — и поминай, как звали. Внизу пропасть, а на уровне глаз — колышутся верхушки мощных тополей. Первый раз страшно, а потом ничего. Идем по мосту, — какая серая махина:  красивая и мощная. Одним словом, высокое качество: гармония мысли и труда, сделано на века. Как можно было взрывать такую ценность? За мостом опять выстроилась очередь. Это паспортный контроль ЛНР. Здесь стоим уже недолго. Ну, всё, мы в базе данных, теперь можем свободно гулять по Луганску. Давненько в городе не был. Интересно было посмотреть, как он изменился. На автобусной остановке шум, гам. Водители легковушек мешают проехать автобусам, звучит мат-перемат. До автовокзала частники просят 200 рэ, до Алчевска 600 рэ, а вот стахановчанину надо выложить все 900. В городе ходит русская валюта. Такова реальность. С трудом втискиваюсь в мощный зеленый автобус. Идет на автовокзал, проезд — 12 рэ. Там заждалась меня уже Тамара Марковна. Звоню ей, на территории погран-контроля звонить было нельзя. Наконец автобус добрался до финша. Выхожу из автобуса и попадаю в объятия Тамары. В ее запавших глазах слезы. Она сильно изменилась: голова побелела, кисти рук вздрагивают. Тяжело она перенесла смерть сына.
  — Миша, с приездом, дорогой! — говорит она, вытирая слезы.
  — Рад тебя видеть, Тамара! Ох, и длинная дорога к тебе.
  — Что, людей много было?
  — Да… как на футболе. Два часа парились.
  Мы берем сумку и спешим на маршрутку.
  — Миша, что с тобой случилось? Я поначалу тебя не признала. На тебе рубашка и брюки мешком висят. У вас там что, кушать нечего?
  —Тамара, у нас все окей. Я тебе не раз звонил и рассказывал. Продуктов у нас достаточно, а пенсию дают вовремя и без очереди.
  — В чем же дело?
  — Понимать надо — мода.
  — Посмотрите на него, модник нашелся.
  — А что? Лишний вес сбросил, и ходить стало легче.
  — Ну, молодец. А я вот расползлась.
  — Ничего страшного. Пайку урезать, и все дела...
  Едва мы уселись в желтую маршрутку, как Тамара засыпала меня вопросами: мол, как там квартира, как дела на фазенде, как яблоньки, орехи, которые мы посадили с тобой... Пока я отвечал на ее вопросы, маршрутка доставила нас в нужное место. Прошли немного, — и вот ее калитка перед домом. Дом высокий, старой постройки, правда, на два хозяина. Перед домом — клочок земли, где находится небольшой цветник. По бетонным ступеням подымаемся на высокое крыльцо небольшой веранды и проходим в гостиную. Она большая. Потолок до четырех метров. Когда-то этим домом владел богатый купец. Потом тут жили другие люди. После этих жильцов здесь проживали родители Тамары. На столике, у стены, стоит портрет ее сына в траурной рамке. Тамара подходит к портрету и плачет... Затем меня приглашает на кухню. Ставит передо мной на стол борщ, котлеты с картошкой и очищенную селедку.
  — Тамара, спасибо тебе за эту вкуснятину, но я пока не буду есть. Сейчас — только чай, а остальное потом, когда остыну. После обеда Тамара показывает мне свой цветник. Перед нами кусты роз. Они стоят на грядке ровными рядами, стройные и подрезанные. Полураскрытых бутонов на кустах немного, но какие цвета: красные, желтые, белые! Наклоняюсь над ними — какой чудный аромат, прелесть!
  — Миша, ты бы видел, как тут цветут тюльпаны весной! — с восторгом говорит она,— тут такая красота — умереть можно!
  — Зачем же такие крайности?
  — Тебе толстокожему этого не понять. А вот на этой грядке, видишь побеги — это поднимаются хризантемы. В октябре они зацветут. Приезжай и ты увидишь зимнюю сказку...
  Цветник у Тамары прекрасный и от ее цветов глаз не оторвать. Но удивительно, больше всего, меня поразили неказистые белые колокольчики с синим донышком, что свисали с ее веранды на тонких светло-зеленых шнурочках. Казалось, что меня уже ничем не удивить после того, что я видел в Сочинском дендрарии и Никитском ботаническом саду, что в Крыму…
  — А что это за растение оплетает веранду, — обращаюсь к Тамаре.
  — А ты подыми свои нежные очи к небу.
  — Мать ты моя родная!!!
  По ржавой металлической трубе, пятнадцати метров в высоту, взобрались эти колокольчики и благоухают там, на антенне, как ни в чем не бывало. Это невероятно!
   — Эх, ты не заметил. Они же через форточку в веранду забрались. Не ты один удивляешься. Ко мне часто
  соседи заходят полюбоваться ими.
  — Тамара, не томи. Что это за растение? Где взяла семена?
  — Весной на рынке. Это обыкновенная вьющаяся ипомея.
  На следующий день утром с Тамарой идем на рынок. Народу — не протолкнуться. Находим киоск обмена валют. Тамаре за тысячу гривен дали две тысячи триста рублей с копейками. Идем в мясной павильон. Мяса — навалом, но дорогое: свинина по 280 рэ за кило. Тамара возмущается: «Только на днях было 260 рэ, а сегодня уже загнули. Управы на них нет». Поворчав, берет.
  
  Проходим в овощные ряды. Прилавки завалены буряком, морковкой, перцем, а хороших помидоров мало и те по 25 рэ. Тамара берет все необходимое для борща: картофеля и капусты 2 кило по 20 рэ, капусты и помидоров 2 кило по 25 рэ и батон за 13 рэ. Потом, придя домой, я посчитал расходы. Хозяйка потратила 500 рэ. Она объяснила, что ей на месяц, с учетом коммунальных расходов, за газ, свет и воду, необходимо иметь хотя бы 5000 тысяч. Ее украинская пенсия в 1500 гривен и Луганская добавка 3500р, покрывают ее расходы. Разумеется, она экономит каждую копейку. Понятно, почему пенсионеры парятся у моста. И еще надо учесть, что из-за известных причин, украинскую пенсию не каждый месяц можно получить. Несладко живется одиноким пенсионерам. Я часто слышу от земляков, которые днем ходят с настороженным слухом, а ночью вздрагивают от разрыва снарядов за окном: «Мы готовы терпеть невзгоды, нам не привыкать, но за что нам такое наказание?»
  Придя с рынка, и пообедав, Тамара принялась разбирать мою сумку. Сутки к ней не подходила. По приезду я сразу достал из сумки кулек с яблоками и отдал ей. Они ей очень понравились. Про сумку она как будто забыла. Теперь же она с интересом стала доставать из нее летние платья, халаты, кофточки, а как достала чёрное платье, то сразу зарыдала. Она вспомнила, что в нем она была на похоронах своего мужа. На этом страдания Тамары не закончились. Решили мы с ней под вечер сходить в магазин, взять к чаю чего-нибудь сладкого, конфет или тортик. Проходим мимо ее дома. Она останавливается и говорит: «Видишь вот эти ступеньки у стены. Они ведут в подвал. Вот на этом месте, где мы стоим, в 14-ом году, был смертельно ранен осколком снаряда мой сын. Он не добежал до ступенек два метра». Опять она достает платок и вытирает слезы... Перед моим отъездом Тамара мне сказала: «Миша, что ты надумал? Сам видел, что у меня газовое отопление. Переедешь ко мне, или будешь в воей деревне таскать зимой ведра с углем?» Я ей ответил, что свое гнездо каждому дорого. Там у меня находится все, что мне необходимо для жизни...Так что пока мы будем с ней находиться на разных берегах. Когда я рано утром подъехал к мосту и увидел длинный хвост очереди, что растянулась до автобусной  остановки, то чуть не потерял сознание. Почему такое столпотворение? Приближалось 24-ое августа, День независимости Украины. Дня три контрольно-пропускной пункт не будет работать. Вот народ и хлынул. Подумалось: «Придется стоять мне до ночи, а ноги-то выдержатя?» Но, отступать не куда. Проверю свои ноги на выносливость. Процедуру контроля ЛНР, что до моста, прошли за два часа, а за мостом длиннющую очередь, как будто кто-то заколдовал. Она двигалась куриным шагом. Палило нещадно солнце. Седые пенсионеры, мужчины, женщины, с усталыми потными лицами, переносили испытания с достоинством. Не шумели, не возмущались. Когда же в полдень, от жары стали падать больные женщины, теряя сознание, то тут же соседи помогали им кто, чем мог. Благо, что рядом там находится медпункт.
  Несмотря на жару, «тачечники» делали свое дело. Стоя в очереди, я насмотрелся на их работу. Это молодые, сильные ребята. Они быстро, почти бегом гоняли свои четырехколёски, груженые ящиками со сладким перцем и помидорами. А там за мостом другие «марафонцы» подхватывали товар, как эстафету, и гнали дальше, на Луганск. Были там и «рикши». На колясках они перевозили инвалидов и тяжелые чемоданы. Короче, они даже там нашли себе работу, а мы, тупо понурив головы, продолжали стоять. Но среди этой серой массы мне встретились две ярких особы, о которых следует рассказать. Мужчина выше среднего роста стоял впереди меня. Голову его, с седеющими висками, покрывала красная бейсболка, а синяя футболка плотно облегала его широкую спину. По его задумчивому лицу, правильной формы, трудно было определить род его занятий. По нескольким фразам, что мы обменялись с ним, нетрудно было понять, что этот человек интеллектуал. Впереди него, в  середине второго ряда, стояла небольшая, но заметная черноволосая женщина в фиолетовой кофточке. Мне хорошо запомнилось ее яркое лицо с темными глазами и небольшими губами в фиолетовой помаде. Как же мне было ее не заметить, если она постоянно ворочала своей головкой и, сверкая агатовым блеском своих глаз, смотрела в нашу сторону. Разумеется, ее нежные взгляды относились не ко мне, а к тому статному мужчине, что находился рядом со мной. Ее настойчивость меня поражала. Он же, занятый своими мыслями, не проявлял никакой активности. Меня не на шутку увлекла игра ее взглядов. Наверняка, стоящие вокруг нас женщины, мужчины тоже заметили ее повышенный интерес к мужчине. По ней было видно, что она не думала ни об этой очереди, ни о жаре, ни об усталости, ни о времени. Какая-то неведомая сила манила ее к нему. Я, заинтригованный ее поведением, ждал и думал: «Неужели она его не «разбудит»? Мне верилось, что он не устоит, ибо мужчина такому зову не откажет.
  Прошло немало времени, когда я приблизился к зеленому домику и подал паспорт пограничнику. И вот, наконец, после шестичасового испытания, я почувствовал себя свободным. Но моя радость тут же сменилась огорчением. Я глянул на часы. В это время я уже должен быть на Лисичанском автовокзале, а туда надо еще три часа пилить. Значит, домой мне не попасть. Предстоит ночевка в городе. Такой план меня не устраивал, но что делать. Озабоченный своими мыслями, я даже забыл на какое-то время, о чернявой женщине. Но когда вспомнил о ней, то захотелось узнать, что у нее получилось, добилась ли своего, неужели они разошлись, как в море корабли?
  
  Я уже вышел на автостоянку. Вокруг — целое стадо автобусов. Сразу и не разберешься, но водители там шустрые. Один, узнав, куда мне ехать, пригласил в свою маршрутку. Еда я уселся на мягком сиденье, как заметил на первом ряду знакомую мне пару. Его выдавала красная бейсболка, а ее черные волосы. Они сидели рядышком, как пара голубков. «Слава богу! Пусть им сопутствует удача и любовь!» — подумалось мне. Маршрутка, выкатив на прямую дорогу, набрала скорость. За окном замелькали деревья, дома. Мы все дальше и дальше удалялись от Станицы-Луганской. Мне приятно было сознавать, что я одолел эти адские круги. Мысленно я видел перед собой колонны уставших и гонимых войной людей. Как-то раньше и не верилось, что на мирной благословенной Украине такое вообще возможно. Господи, пошли нам благоразумие и мир! В Лисичанске я вышел из маршрутки, а влюбленная парочка помчалась дальше, в новую для себя жизнь. Счастья им и чистого неба!
  Часы мои показывали 18-ть с копейками. Мне в это время добраться домой было нереально, а на такси — дороговато. Набираю номер телефона знакомой, Елены. Она пообещала, что подберет мне комнату и назвалаадрес, куда мне следовало подойти. По пути зашел в магазин и взял кусок сыра на ужин. Лена меня встретила в дверях обещанной комнаты и сказала, мол, располагайся, а я побежала, надо поселить еще одного человека. Мать моя родная, куда я попал!? В комнате, стояли три застеленных кровати, с потолка свисали лоскуты обоев, а на кухне в холодильнике поселились пауки. Газовая печка, видать, была старше самого Хрущева. К ней страшно было подходить, не то, что включать. После дневной париловки мне хотелось только чаю. Но сообразить кипятку я не смог. Не в моих правилах возмущаться в подобной ситуации, но тут я не выдержал, позвонил Лене и обрушил на ее голову все свое возмущение. Правда, она не заставила себя долго ждать, а вскоре прибежала и нашла где-то спички, включила плиту. Удивительно, она еще и работала! Закипел чайник. Я с удовольствием попил чаю с сыром. Лена побежала по своим делам, а я свалился в кровать, с удовольствием вытянул ноги и сразу отрубился. Спал недолго. Пятки горели огнем, а голени гудели от боли. После усердного массажа неприятности исчезли. Вскоре опять я погрузился в сон, как в омут. Проснулся в шестом часу. За окном занимался апельсиновый рассвет. Я поднялся — от той боли в ногах, что вчера меня мучила — и следов не осталось. Ну, слава богу! Мне вспомнились ободряющие слова: «И молоды мы снова, и к подвигам готовы, и нам любое дело по плечу!» ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА! После выпитого чаю я поспешил на свой автобус.


Рецензии
Ваша яркая панорама сегодняшней жизни, в обстреливаемых Киевом территориях, вызвала у меня волну ярости и ненависти к нынешним правителям Украины! Действительно, ЗА ЧТО? ЗА ЧТО? ЗА ЧТО невинным людям такая напасть в ХХI веке???
С уважением и благодарностью,

Галина Фан Бонн-Дригайло   20.02.2019 17:44     Заявить о нарушении
Галина, благодарю за понимание и сочувствие.
Война - это чудовищно. Позор тем, кто ее развязал.
Вам желаю здоровья и радостных дней!

Владимир Кронов   21.02.2019 13:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.