Варвара Корякина. Витязь Бэркэн. Легенда

Витязь Бэркэн
(легенда алданских эвенков)
Сказывают старики, что в старину были сильные люди, большие охотники, бегали они быстрее самых проворных мойка (двухтравый олень), догоняли диких оленей на тутах (лыжи, подбитые камусом). Охотились они только тремя стрелами, а добывали так много, что каждый прокармливал семь семей. Таких людей называли хосунами. Вот и в наших краях жил такой хосун и звали этого отважного охотника и воина Бэркэн. Неизвестно какого он был роду и племени, но говорят, он разговаривал по-якутски. Местожительство его было на реке, что сейчас носит название Беркакит. Может, в честь него эта река так названа, этого  никто уже не знает. Удачлив был в охоте и бою Бэркэн-хосун. Много знатных тунгусских родов хотели видеть его своим зятем. Но жил хосун одиноко со своим престарелым отцом.
В этом была некая тайна…
Когда Бэркэн только входил в силу, возмужал и окреп, он с храбрыми сородичами-охотниками в начале лета оказался на берегу Великой Реки, на долине Туймаада, где проводилось торжество народа саха – праздник Летнего Солнцестояния и Белого Изобилия – Ысыах. Бэркэнэ и его сородичей пригласили на состязание витязей-ботуров.
Настал день торжества, на рассвете, когда Белое Солнце вставало на горизонте, окрашивая восточное небо алым пурпуром, заливало мир потоками живительных золотых лучей, на Священную гору – Ытык Хайа вышла, звеня серебряными украшениями и подвесками ритуальной одежды, прекрасная юная удаган-шаманка. Она была божественно красива, из светозарых очей лился ясный свет, вторящий лучам Священного Светила, из уст ее звучали чарующие, магические слова древнего Алгыса. Очарован был Бэркэн магнетически завораживающей красотой этой девы. С тех пор потерял он покой навсегда. В состязаниях витязей Бэркэн победил всех соперников, и преподнесла победителю чорон с пенящимся шипучим кумысом – белым илгэ красавица-удаган. Тогда их глаза встретились. В лучистых очах юной красавицы вздрогнули искры удивления и непостижимых волнующих чувств, дотронулся витязь до ее тонких изящных пальцев, тогда на нежных румяных губах девы заиграла лучезарная улыбка. Ее имя было сокрыто, уста  смертных не смели произнести его, уши простого люда не должны были услышать это сокровенное слово, которым нарекли ее в Высоких Небесах Белые Божества.

С непонятным чувством в сердце,  с неким смятением, поселившимся в его пылкой душе, вернулся Бэркэн в свои края победителем, купаясь в лучах изменчивой славы. Проходили год за годом, а образ той прекрасной девы-удаган навсегда поселился в сердце хосуна, он был словно околдован.

Однажды во время охоты забрел Бэркэн-хосун в дальную местность, у реки обнаружил истекающую кровью белоснежную важенку. Взглянул в ее полные боли и мольбы глаза, ему показалось, что у оленя человеческие глаза, эти глаза были  ему так знакомы. Вдруг его осенило – ведь это были глаза той прекрасной божественной удаган! Важенка была ранена стрелой-ырба с двумя крючковатыми наконечниками. Бэркэн подошел к оленю, нежно погладил, пытаясь не причинить страданий, с трудом, но осторожно вытащил  стрелу. Прекрасное животное с благодарностью взглянуло на него лучистыми девичьими глазами. В горах нашел редкую целебную траву, сделал отвар, напоил им важенку, промыл рану и свежей смолой смазал ее. Олень заснул. Чтобы оградить белоснежную важенку от палящих лучей, Бэркэн соорудил шалаш из веток. От мошкары и гнуса сделал молодой витязь дымокур, используя ветки багульника. Так он семь дней и ночей выхаживал раненого оленя. Встала важенка на ноги, благодаря редкой целебной горной траве и набралась сил от отвара диковинного корня.
Спустилась над миром  летняя теплая белая ночь, важенка спала в шалаше, а юноша чутко охранял ее сон рядом. Вдруг среди ночи Бэркэн проснулся, заглянул в шалаш, а там нет важенки. Был слышен плеск воды на реке. Бесшумно спустился юноша к реке и увидел… При свете луны купалась в реке красавица-удаган. Гребла точеными белыми руками прозрачную воду горной речки, роскошные волосы цвета осенней ночи блестящим шелком расстилались по воде. Юноша обомлел, хотя в глубине души и знал, что под видом белоснежной божественной важенки в эти края забрела прекрасная дева-шаманка. Увидев его, дева приплыла к берегу, улыбнулась удивленному и смущенному юноше. Провели вместе Бэркэн и удаган три дня и три ночи. Тайные, удивительные и сильные, чувства влюбленных охраняли высокие горы и сопки, могучая и густая тайга, журчащая хрустальная вода реки Унгра, ее берега слышали пылкие слова любви, клятву в верности. Клялись юноша и девушка в вечной любви, хранить свои чувства сквозь расстояния и года.

Бэркэн и Удаган никогда не воссоединились узами священного брака, но их сердца навсегда остались верны своим чувствам. Когда их души покинули этот бренный мир, то где-то в небесах они встретились и обрели друг друга навсегда в той иной Вечной жизни.
Порой на берегу реки Унгра на том месте, где когда-то в былые времена стоял шалаш Бэркэнэ, люди стали видеть огромного дикого оленя и рядом с ним прекрасную грациозную белоснежную важенку. Эвенки сказывают, что это Бэркэн и Удаган посещают место, где их души и тела воссоединились.
Течет удивительная река Унгра, как и много веков назад в тихую летнюю ночь отражается на ее глади луна, и будто кажется, что в чистой прозрачной воде плескается божественно красивая дева-удаган, под девственной грудью ее чернеет затянувшийся след от стрелы, а на берегу стоит статный юноша-хосун и не отрывает восхищенных глаз, полных неземной любви, от  точеного стана и чарующе лучезарного лика девы...


Рецензии